Санитарные правила устройства и содержания школ-интернатов N 422-64
(утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 24 апреля 1964 г. N 422-64)
Санитарные правила
устройства и содержания школ-интернатов
Приказом Минздрава СССР от 29 августа 1972 г. N 709 "Об отмене некоторых санитарных правил" настоящие правила признаны утратившими силу
I. Общие положения
1. Школа-интернат - новый тип учебно-воспитательного учреждения, призванного обучать и воспитывать здоровых, всесторонне развитых образованных активных строителей коммунистического общества.
2. В зависимости от числа воспитанников установлены следующие типы школ-интернатов: восьмилетняя школа-интернат с одним или двумя комплектами на 280-560 ученических мест. Одиннадцатилетняя школа-интернат с одним комплектом классов на 370 ученических мест.
3. Режим дня интерната строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья и должен строго соблюдаться всеми воспитанниками.
Организация воспитательного процесса и устройство школы-интерната должны обеспечивать возможность создания дифференцированного учебно-трудового режима для учащихся I-II, III-IV, V-VIII, IX-XI классов.
4. Строительство и переоборудование школ-интернатов производится в соответствии с требованиями главы СНиПа П-Л 4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
II. Участок школы-интерната
5. Школа-интернат должна иметь самостоятельный земельный участок, удаленный от крупных транспортных магистралей, промышленных и др. шумных и вредных предприятий.
Разрывы между границей участка школы-интерната и жилых домов, зданий коммунального назначения и др. должны соответствовать требованиям главы 2 СНиПа "Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования" (СНиП П-К.2-62). К границам участков школ-интернатов не допускается примыкание сараев и уборных смежных усадебных участков.
Почва участка должна быть чистой, сухой с низким стоянием грунтовых вод.
Площадь участков устанавливается в соответствии со строительными нормами и правилами.
Примечание: Площадь земельных участков школ-интернатов, размещенных за городом, увеличивается и устанавливается, исходя из местных условий и учебно-производственного профиля школы-интерната.
6. Участок школы-интерната должен быть огражден и по периметру иметь защитную полосу из древесных и кустарниковых насаждений шириной в 1,5 м, а со стороны улицы 6-10 метров.
7. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50% общей его площади. Зеленые насаждения должны защищать участок от уличной пыли и шума (ветрозащитная полоса по периметру участка):
- способствовать созданию нормального микроклимата внутри помещений и на участке;
- защищать от солнца площадки для отдыха.
Во избежание несчастных случаев и заболеваний среди воспитанников запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих кустарников около спортивных площадок.
8. На территории участка школы-интерната должны быть четко выделены 4 зоны: спортивная, отдыха, учебно-опытная и хозяйственная, которые отделяются друг от друга зелеными насаждениями.
Все зоны должны иметь удобную связь со зданием школы-интерната и между собой. Учебно-опытную и спортивную зоны следует располагать смежно с хозяйственным двором.
9. Спортивная зона должна располагаться вблизи от выходов из спортивного зала и иметь спортивное ядро, гимнастический городок и площадки для игр в баскетбол, волейбол, городки и малый теннис.
Расположение и планировка спортивной зоны должны позволять раздельное проведение утренней зарядки с учащимися младших и старших классов.
Гимнастический городок должен располагаться поблизости от площадок для игр и отдыха учащихся старшего и среднего возраста и иметь навес для хранения спортивного инвентаря.
Продольные оси спортивных ядер и спортивных площадок рекомендуется ориентировать с севера на юг.
В IV климатическом районе на территории спортивной зоны рекомендуется располагать плавательный бассейн.
Примечание: Запрещается размещение спортивной зоны со стороны окон учебных помещений и ближе 10 м от зданий.
10. Зона отдыха предназначается для организации подвижных и тихих игр, сна и индивидуальных занятий воспитанников на открытом воздухе.
Площадки для подвижных игр и отдыха детей во время перемен должны быть раздельными для воспитанников I-II, III-IV и V-VIII классов и располагаться в непосредственной близости от выходов из здания.
Площадки должны иметь дерновые покрытия. Для обеспечения игр и прогулок детей в сырую погоду части площадок, примыкающих к зданию, покрываются асфальтом.
Площадки для тихого отдыха должны располагаться в отдалении от спортивной зоны и площадок для игр. Рекомендуется располагать их вблизи от сада учебно-опытной зоны, они должны иметь навесы для сна и индивидуальных занятий воспитанников.
11. Хозяйственная зона должна располагаться в глубине участка со стороны входа в производственные помещения пищеблока и иметь отдельный въезд с улицы. На хозяйственном дворе размещаются хозяйственный корпус, навесы для инвентаря, мусоросборники.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения здесь же располагается котельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и входных дверей пищеблока на бетонированной площадке под навесом и иметь плотно закрывающиеся крышки. Не застроенная территория хозяйственного двора должна иметь жесткое покрытие.
12. Участок должен быть электрифицирован. В осенне-зимний период, в вечерние часы занятий спортом или прогулок воспитанников вся территория школы-интерната должна быть освещена.
Въезды и входы на участки школ-интернатов должны иметь твердое покрытие.
13. Оборудование спортивной зоны и площадок для игр и отдыха учащихся должно соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
III. Здания школ-интернатов
14. Школы-интернаты должны размещаться в отдельностоящих одном или нескольких зданиях, соединенных между собой теплыми переходами. В IV-м климатическом районе устройство переходов не обязательно. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей, для спальных корпусов - не более 4-х этажей.
15. Здания школ-интернатов должны иметь следующие группы помещений: учебные, спальные, общешкольные, вспомогательные и административно-хозяйственные.
Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать удобную функциональную связь их между собой и соответствующими зонами участков, создавая наилучшие условия для организации учебно-воспитательного процесса.
16. Размещение здания на участке должно обеспечивать благоприятные условия освещения и инсоляции отдельных групп помещений, для чего:
а) ориентация окон группы учебных помещений по странам света должна соответствовать требованиям, изложенным в "Санитарных правилах содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов", утвержденных Госсанинспекцией Министерства здравоохранения СССР N 397-62 от 22 мая 1962 г.;
б) все помещения пищеблока (за исключением обеденного зала) должны быть ориентированы на север.
Окна спальных помещений могут иметь любую ориентацию, за исключением северной; наиболее желательна восточная и юго-восточная.
А. Учебные помещения
17. Группа учебных помещений в соответствии с их назначением подразделяется на собственно-учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные. Учебно-производственные и учебно-спортивные помещения должны располагаться на первом этаже в специальных блоках, изолированных от учебных помещений.
В целях обеспечения наилучших условий труда и отдыха, воспитанников, целесообразно размещение собственно-учебных помещений в одном блоке со спальными по принципу учебно-жилых комплексов.
Собственно-учебные помещения
18. Для создания дифференцированного учебно-воспитательного режима собственно-учебные помещения или учебно-жилые комплексы для воспитанников I-II, III-IV, V-VIII и IX-XI классов должны размещаться в отдельных блоках или секциях. Каждая секция или учебно-жилой комплекс должны иметь непосредственную связь с помещениями общешкольного назначения (учебно-производственные, учебно-спортивные, пищеблок, клубные помещения и др.) и с участком. Учебно-жилые комплексы не должны быть проходными для учащихся других классов.
Учебные помещения должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока и т.д.).
19. В состав учебных секций должны входить классные комнаты (для воспитанников IX-XI классов - учебные кабинеты), рекреации и санитарные узлы.
Учебные секции I-IV классов дополнительно должны иметь игровые помещения.
20. Классные комнаты, учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать на любых этажах зданий, исключая подвальный и цокольный. Рекомендуется: классные комнаты 1 и 2 классов размещать на 1 этаже; лаборатории химии и физики на третьем этаже в целях удобства установки вытяжного шкафа; лабораторию биологии - вблизи выхода на учебно-опытную зону участка (желательно на 1 этаже).
Лаборантские располагаются смежно с соответствующими лабораториями, а лаборантская химической лаборатории должна располагаться со стороны классной доски и иметь второй выход в коридор.
Игровые помещения для учащихся I-IV классов предназначаются для организации активного отдыха и тихих игр воспитанников, они должны располагаться при классных комнатах учебных секций и отделяться от классов застекленной перегородкой, позволяющей воспитателю наблюдать за деятельностью детей.
21. Для организации активного отдыха воспитанников во время перемен и в свободное время каждая учебная секция должна иметь рекреационные помещения зального типа.
Размеры рекреационных помещений определяются из расчета по 0,7 на одного воспитанника. В секциях I-IV классов, размер рекреаций может быть несколько уменьшен за счет увеличения площади игровых.
22. На каждом этаже блока учебных секций должны быть раздельные для мальчиков и для девочек санитарные узлы из расчета 1 унитаз, 1 писсуар на 40 мальчиков, 1 унитаз на 30 девочек и 1 умывальник на 60 человек. Вход в санитарные узлы не должен располагаться против входа в учебные помещения.
23. Оборудование учебных секций должно соответствовать педагогическим требованиям и возрастным особенностям воспитанников и обеспечивать проведение в них, помимо основных учебных занятий, внеклассной учебно-воспитательной работы (трансформирующаяся мебель, стенные шкафы для хранения индивидуальных учебных принадлежностей и т.д.).
Размеры и расстановка учебного оборудования должны отвечать требованиям, изложенным в указанных выше санитарных правилах N 397-62.
Игровые комнаты должны оборудоваться столами, стульями и шкафами-стеллажами для хранения игрушек, настольных игр и книг.
Учебно-производственные помещения
24. В состав учебно-производственных помещений входят: учебные мастерские по обработке металла и дерева (с инструментальной), кабинеты ручного труда для учащихся I-IV классов, основ производства (машиноведения) и домоводства.
25. Учебно-производственные помещения должны располагаться на первом этаже в специальном блоке с самостоятельным выходом на участок, либо в специальном корпусе. Исключение составляют кабинеты ручного труда и домоводства: кабинет ручного труда рекомендуется располагать в учебной секции III-IV классов, а кабинет домоводства вблизи от пищеблока или в учебной секции V-VIII классов.
В школах-интернатах целесообразно иметь кабинет домоводства, состоящий из двух помещений для занятий по швейному делу и учебную кухню.
Кабинет основ производства (машиноведения) целесообразно размещать вблизи от мастерской по обработке металла. Инструментальная должна находиться смежно с мастерской по обработке дерева и иметь выход на участок (непосредственный или из соседнего коридора).
Примечание: Допустимо размещение учебно-производственных помещений в цокольных этажах зданий при условии расположения полов не ниже 1 м от отметки или отмостки тротуара.
26. Устройство и оборудование учебных мастерских должно соответствовать требованиям, изложенным в инструктивно-методических указаниях по надзору за условиями политехнического обучения в средней школе, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 1.Х.1956 г. N 228-56.
Кабинет домоводства должен быть оборудован специальными столами для черчения выкроек и столами для установки швейных машин. Столы расставляются в 2-3 ряда параллельно окнам. В кабинете должен быть также раскройный стол, манекен и зеркало для примерок. При наличии одного помещения здесь же в противоположном от доски конце помещения размещается электроплита, разделочные столы, мойка для посуды и умывальник.
Учебно-спортивные помещения
27. Учебно-спортивные помещения должны располагаться на первом этаже в блоке общешкольных помещений и включать гимнастический зал и снарядную, раздельные для мальчиков и для девочек раздевальные с душевыми и санитарными узлами.
Для организации части занятий на открытом воздухе гимнастический зал должен иметь оборудованный пандусом выход на спортивную зону участка.
28. Гимнастический зал школ-интерната предназначается для учебных и секционных занятий, а также для проведения спортивных игр и соревнований.
Планировка гимнастического зала должна обеспечивать возможность сквозного проветривания.
Устройство гимнастического зала должно соответствовать "Санитарным правилам содержания мест занятий по физической культуре и спорту", утвержденным Госсанинспекцией СССР 4.XII.1957 г. N 266-57.
29. Снарядная должна сообщаться с гимнастическим залом дверью или проемом шириной не менее 2-х м (при высоте 2,2 м). Пол снарядной должен быть на одном уровне с полом спортивного зала без порога.
Раздевальные должны располагаться смежно с гимнастическим залом и сообщаться с ним непосредственно или через обособленный коридор.
30. Оборудование спортивных залов должно соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям педагогического процесса. Раздевальные оборудуют вешалками для хранения одежды и защитными экранами у входных дверей; при входе в душевые должен быть резиновый ковер.
Б. Группа спальных помещений
31. Спальные помещения предназначаются для ночного и дневного сна воспитанников, а также для индивидуальных занятий и отдыха учащихся V-VIII и IX-XI классов. Спальные помещения группируются в самостоятельные секции для мальчиков и девочек или учебно-жилые комплексы по возрастному принципу и могут размещаться на любом этаже здания.
32. В состав каждой секции спальных помещений должны кроме спален входить умывальные с санитарными узлами и комнаты чистки одежды и обуви; при группе спальных помещений целесообразно размещение душевых.
33. В каждой спальне допускается размещение не более восьми-десяти воспитанников I-IV классов и не более 6 воспитанников V-XI классов, при площади на 1 место 4 . Площадь спальных помещений воспитанников I-IV классов может быть уменьшена до 3,5 на ребенка за счет устройства игровых помещений при классах (по 0,5 на ученическое место).
34. Мебель в спальных помещениях должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть легкой, удобной, доступной для уборки, дезинфекции и дезинсекции.
Спальни воспитанников I-IV классов кроме стационарных кроватей должны иметь табуреты, шкафы с индивидуальными ячейками для хранения одежды и обуви и прикроватные тумбочки. Расстояние между рядами кроватей должно быть не менее 1 метра, между отдельными кроватями 0,5-0,6 м, расстояние кроватей от наружных стен должно составлять 0,6-0,7 м. Спальни воспитанников старших классов рекомендуется оборудовать трансформирующимися кроватями, стульями и 2-4 местными столами или приоконными столиками для индивидуальных занятий и тихих игр. Шкафы для хранения одежды и личных вещей воспитанников должны быть пристроенными или встроенными.
35. Уборные при спальных помещениях должны устраиваться из расчета 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков и 1 унитаз на 15 девочек; в умывальных должен быть один умывальник на 8 воспитанников и 1 ножная ванна на 12 детей.
Вход в санитарный узел не должен располагаться против входа в спальные комнаты.
В учебно-жилых комплексах санитарные узлы устраиваются из того же расчета, что и в группе спальных помещений. Они должны иметь удобное расположение для использования во время занятий, в вечерние и ночные часы.
Комнаты чистки одежды и обуви оборудуются вблизи умывальных и должны иметь полки для хранения щеток и гуталина, вешалки для временного размещения одежды и подставки для чистки обуви.
В. Группа общешкольных помещений
В группу общешкольных помещений входят помещения пищеблока, клубные помещения и помещения медицинского блока.
Помещения пищеблока
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
37. Помещения пищеблока должны быть выделены в специальный блок на первом этаже, иметь отдельный выход на хозяйственный двор и в случае размещения школы-интерната в нескольких зданиях крытые переходы в учебные и жилые помещения.
Примечание: Помещения пищеблока могут размещаться в едином комплексе с клубными и учебно-спортивными помещениями.
38. Внутренняя отделка, оборудование пищеблока и технология приготовления пищи должны соответствовать требованиям, изложенным в санитарных правилах устройства и содержания предприятий общественного питания, утвержденных Госсанинспекцией СССР 17.VI.61 г. N 372-61 и Министерством торговли РСФСР.
39. Обеденный зал устраивается из расчета питания детей в две смены, но не более чем на 140 человек. В двухкомплектных школах-интернатах рекомендуется устройство двух обеденных залов, примыкающих к одной кухне. Перед обеденным залом, в холле или в коридоре, не являющимися проходными для других помещений, устраиваются умывальники из расчета 1 умывальник или 0,6 м желобкового умывальника на 20 посадочных мест в обеденном зале.
40. Обеденный зал оборудуется 6-10 местными столами и стульями. Мебель в залах должна быть легкой и удобной для мытья и дезинфекции. Крышки столов должны иметь покрытие из пластиков светлых тонов.
Проходы между столами должны иметь ширину не менее 1 м, исходя из специфики школ-интернатов (самообслуживания); нижний край раздаточного окна должен быть не выше 1 м от пола.
Столовая посуда должна быть фарфоровой или эмалированной. Не рекомендуется употребление алюминиевой посуды и посуды из нержавеющей стали (кружки, миски, тарелки). Запрещается применение пластмассовой посуды (кружки, тарелки), т.к. в горячих жидкостях она экстрагирует различные химические вещества.
Посуда с обитыми краями или эмалью должна немедленно изыматься из употребления.
Клубные помещения
41. В состав клубных помещений входят актовый зал с эстрадой, библиотека-читальня, комната общественных организаций, комната для радиоузла и киноустановки.
Все клубные помещения (за исключением библиотеки) целесообразно размещать изолированно от учебных в едином блоке с другими общешкольными помещениями.
42. Размер, устройство и оборудование актового зала должно обеспечивать возможность проведения общешкольных мероприятий: пионерских и комсомольских собраний, занятий хореографических и вокальных кружков, концертов художественной самодеятельности, демонстраций кино и диафильмов, всевозможных детских праздников, а также учебных занятии по музыке, пению и ритмике. Он должен вмещать не менее 50% всех воспитанников школы-интерната и может располагаться на любом этаже здания.
43. Занятия музыкой и пением должны проводиться на эстраде. Для одновременной эксплуатации актового зала и эстрады, последняя отделяется от зала раздвижной перегородкой. Пространство под эстрадой может быть использовано для хранения складной мебели и другого оборудования эстрады и актового зала.
Комната общественных организаций и помещение для радиоузла и узкопленочного киноаппарата должны находиться смежно с актовым залом и иметь самостоятельный выход в коридор или на лестничную клетку.
44. Библиотеку-читальню в школе-интернате целесообразно располагать в блоке учебных помещений, смежно с одним из кабинетов (литературы, истории), последний используется как дополнительный читальный зал.
45. Актовый зал рекомендуется оборудовать объединенными в секции легкими съемными складывающимися стульями. Библиотека оборудуется столами и стульями, которые расставляются как и в учебных помещениях перпендикулярно окнам.
Помещения медицинского блока
46. Медпункт-изолятор состоит из 2 кабинетов врачей (педиатра и стоматолога), процедурной, 2-4-х палат, 2-х изоляционных палат со шлюзом, буфета-раздаточной с мойкой для посуды и санитарного блока с ванной комнатой.
Все помещения медпункта-изолятора должны размещаться на первом этаже блока учебных, спальных или общешкольных помещений, изолированно от остальных помещений (за исключением кабинетов врачей) и иметь самостоятельный выход на участок.
47. Для удобства проведения медицинских осмотров кабинеты и процедурная должны быть смежными и иметь сообщение как с группой спальных помещений, так и с другими помещениями медицинского пункта. Остальные помещения медицинского пункта не должны иметь непосредственного сообщения с помещениями спального корпуса, причем они должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума. При входе в собственно-изолятор должен быть шлюз.
Г. Вспомогательные помещения
48. В состав вспомогательных помещений школ-интернатов ходят: вестибюль, гардеробы и сушилки для одежды и обуви, гостиные и санитарные узлы.
49. Гардеробы для воспитанников рекомендуется устраивать рассредоточенными по учебным и спальным секциям и учебно-жилым комплексам, вблизи выходов, в изолированных помещениях. При наличии общего гардероба при вестибюле в нем должны быть выделены секции для хранения одежды детей разных возрастов. Сушильные для одежды и обуви детей рекомендуется совмещать с гардеробами путем устройства в них сушильных шкафов, с полками для головных уборов и обуви и хорошей вытяжной вентиляцией.
Гардеробы персонала и посетителей и гостиная для встречи с родителями устраиваются при вестибюле.
50. При входах в здания должны быть тамбуры; в зависимости от климатических условий они должны иметь 2 или 3 двери.
Во избежание охлаждения помещения в зимнее время тамбур должен обеспечивать возможность прохода воспитанников с улицы в вестибюль по ломаной линии.
51. Для воспитания гигиенических навыков у детей и поддержания чистоты помещений, во всех классных комнатах, лабораториях, учебно-производственных помещениях (кабинеты и мастерские), медпункте-изоляторе, учительской и комнате техперсонала устанавливается по одному умывальнику.
52. Унитазы в уборных воспитанников устанавливаются в открытых кабинах. В уборных для старших девочек 1-2 кабины должны иметь двери. В секциях I-IV классов уборные должны быть оборудованы детскими унитазами.
53. Умывальные раковины должны располагаться на высоте 0,6-0,7 м от пола в зависимости от возраста воспитанников. Во всех умывальных комнатах на полу должны быть деревянные подставки для ног. Краны раковин не должны мешать наклону головы и туловища ребенка во время умывания, для этого они должны располагаться на высоте 0,2-0,25 м над верхним краем раковин, выступая к центру их на 0,05-0,07 м.
Расстояние между краями раковин должно быть не менее 0,5 м для младших школьников и 0,8 для старших.
Ванны для мытья ног должны иметь высоту краев не менее 30 см от пола и подставки для опоры ног. Проход между рядами умывальников или умывальников и ванн для мытья ног должен быть не менее 1,6 м.
Примечание: Для детей младшего школьного возраста рекомендуется островное (в центре помещения) размещение овальной формы раковины, по периметру которой могут одновременно умываться 10-12 воспитанников.
54. При умывальных комнатах для девочек должны быть кабины личной гигиены (одна на 70 девочек). Площадь каждой кабины 3 . Кабина должна быть оборудована: восходящим душем, умывальником, тумбочкой и педальным бачком; на стене кабины должны быть 2 вешалки.
55. Во всех умывальных комнатах (в т.ч. и при сан. узлах в группе учебных помещений) на высоте 0,5-0,6 м от пола следует иметь по одному водоразборному крану для наполнения ведер во время уборки помещений воспитанниками, под краном должен быть трап для стока воды в канализацию. Бортики вокруг трапа, высотой 0,05-0,07 м не должны затруднять подъем и перенос ведра с водой при самообслуживании. В каждой умывальной должен быть встроенный шкаф для хранения уборочного инвентаря.
56. Гигиенические душевые, из расчета 1 рожок на 18 воспитанников рекомендуется располагать в блоке спальных помещений для мальчиков и девочек.
Размеры душевые кабин должны соответствовать ГОСТу и быть оборудованы полочками для мыла и мочалок.
Примечание: Пищеблок и изолятор медпункта должны иметь самостоятельные душевые и санитарные узлы.
Группа административно-хозяйственных помещений
57. Состав размещение, оборудование служебно-хозяйственных помещений должно соответствовать их назначению.
Рекомендуется размещать:
а) кабинет директора, канцелярию, совмещенную с бухгалтерией и комнату технического персонала вблизи главного входа в школу-интернат;
б) учительскую с методическим кабинетом, кабинет заведующего учебной частью и комнату старшего воспитателя - на 2 или 3 этажах, в центре учебных помещений, поблизости друг от друга;
в) комнаты дежурных воспитателей в группе спальных помещений;
г) комнату техперсонала при вестибюле, она должна иметь место для хранения уборочного инвентаря для мест общего пользования;
д) канцелярскую, кладовую и комнату починки одежды и обуви на любом этаже.
IV. Санитарно-техническое оборудование
58. Здания школ-интернатов должны иметь хозяйственно-питьевой и противопожарный водопроводы, канализацию, горячее водоснабжение, центральное отопление и принудительную вентиляцию.
59. Водопровод и канализация должны быть подключены к общей городской сети. В сельской местности и мелких населенных пунктах школы-интернаты должны иметь местные системы водоснабжения и канализации. Выбор источника водоснабжения и системы очистки и спуска сточных вод согласовываются с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.
60. Помещения медпункта-изолятора, моечные пищеблока, душевые, мастерские и умывальные при спальных должны иметь горячее водоснабжение.
61. Здания школ-интернатов должны иметь центральное водяное отопление от городской теплофикационной сети, квартальной или местной котельной. При наличии местной котельной, последняя должна располагаться на хозяйственном дворе с подветренной стороны по отношению к зданию. Размещение котельной в подвалах основных зданий запрещается.
62. Естественная вентиляция учебных, учебно-производственных и учебно-спортивных помещений должна производиться согласно требованиям, изложенным в санитарных правилах содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов N 397-62. Спальные помещения должны иметь достаточное количество форточек и фрамуг. Проветривание этих помещений производится во время утренней влажной уборки помещений и перед сном (ночным и дневным). Сон детей должен проходить при открытых или приоткрытых, в зависимости от температуры атмосферного воздуха, фрамугах.
63. Помещения пищеблока (варочный зал), мастерские по металлу и дереву, лаборатории физики и химии, санитарные узлы должны быть оборудованы принудительной вытяжной вентиляцией.
64. Все помещения школы-интерната должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение. Достаточность и качество освещения учебных, учебно-производственных и учебно-спортивных помещений должно соответствовать требованиям, изложенным в санитарных правилах N 397-62.
V. Отделка помещений
65. Внутренняя отделка всех помещений школ-интернатов должна обеспечивать возможность влажной их уборки и дезинфекции, создавать в них ощущение чистоты и уюта, способствовать развитию гигиенических и эстетических навыков у детей.
66. Потолки во всех помещениях окрашиваются белой клеевой краской.
Стены помещений окрашиваются эмульсионными, силикатными красителями на всю высоту помещений.
Окраска стен должна быть светлой. В учебных, учебно-спортивных, учебно-производственных помещениях должны преобладать светлые, холодные тона - голубой, зеленый, стальной. В помещениях медпункта, клубных, игровых, гостиных, столовом зале, спальных - теплые тона (бежевый, розовый, желтый).
В санитарных узлах, душевых, варочном зале, моечных и разделочных пищеблока и кабинете домоводства стены должны иметь водонепроницаемое покрытие и допускать частое мытье горячей водой и слабыми растворами щелочей.
67. Полы в помещениях должны быть теплыми, нескользкими, устойчивыми к истиранию, без щелей, преимущественно деревянные, крашеные или покрытые линолеумом (пластиком) и отвечать требованиям норм теплоусвоения - глава СНиПа П-А 7-62 "Строительная теплотехника. Нормы проектирования".
Дополнительным требованиям должны отвечать полы в лабораториях - быть стойкими против химических веществ; сопряжение плинтусов с полами и стенами должно препятствовать скоплению ртути; в мастерских - не должны впитывать смазочные масла, хорошо сопротивляться механическим ударам. В гимнастических залах полы покрываются упругими, теплыми звукопоглощающими нескользкими и одноцветными материалами, металлические детали для укрепления снарядов должны быть заделаны заподлицо с уровнем чистого пола.
В производственных помещениях, пищеблоке, умывальных, душевых и туалетных, полы должны быть водонепроницаемы и иметь трапы для стока воды.
VI. Санитарное содержание территории и помещений школы-интерната
68. Вся территория участка школы-интерната должна содержаться в чистоте. В теплое время года ежедневно вся территория должна поливаться несколько раз в день: утром перед выходом воспитанников на участок, после 4 урока и в 17-18 часов перед свободным временем воспитанников. В зимние месяцы должна проводиться систематическая очистка дорожек от снега; дорожки должны посыпаться песком, остальная территория (зона отдыха и спортплощадки) заливаются под каток. В уборке участка должны принимать участие все воспитанники, выполняя работы посильные каждому возрасту.
69. Все помещения школы-интерната подлежат ежедневной влажной уборке. Все горизонтальные поверхности (подоконники, карнизы, крышки шкафов, столов, парт и открытых полок) протираются; полы моются или протираются влажной тряпкой.
Уборка спален производится утром после подъема детей; классов, мастерских, учебных кабинетов - после окончания последнего урока и повторно после окончания самоподготовки и работы кружков; рекреаций - после каждой перемены; игровых - в конце дня. Спортивный зал должен убираться после каждого урока; обеденный зал - после каждого приема пищи; гардеробы - вестибюли после каждого прихода детей в здание с прогулки. Помещения медпункта должны убираться утром, при этом тряпки для мытья пола должны смачиваться дезраствором. Актовый зал и др. клубные помещения убираются в конце дня; гигиенические душевые по мере загрязнения, санузлы в школьном здании после каждой перемены с применением дезрастворов; служебно-хозяйственные помещения должны убираться в конце рабочего дня и по мере необходимости на протяжении дня.
Уборка всех помещений должна сопровождаться проветриванием их.
70. Раз в месяц во всех помещениях школ-интернатов должна проводиться генеральная уборка с мытьем стенных панелей, протиркой осветительной арматуры, отопительных батарей, оконных стекол (в зимнее время с внутренней стороны), вентиляционных решеток.
VII. Правила приема и личная гигиена воспитанников
71. Ежедневно по возвращении детей из дому (в понедельник утром) медицинский персонал должен проводить профилактический осмотр всех воспитанников.
Воспитанники, подозрительные на заболевания, изолируются, подвергаются более углубленному обследованию и в зависимости от характера заболевания или госпитализируются в детскую больницу или остаются в изоляторе. После госпитализации ребенка с подозрением на инфекционное заболевание в школе-интернате, по указанию врача, проводятся соответствующие санитарно-противоэпидемические мероприятия в зависимости от характера инфекции и способа ее передачи.
72. Родители обязаны отправлять детей в школу-интернат чисто и опрятно одетыми. Одежда, головные уборы, обувь воспитанников должны быть подобраны по росту и соответствовать сезону, предметы одежды и обуви должны быть чистыми.
73. Утреннюю зарядку и туалет воспитанники проводят под контролем дежурных воспитателей и старших воспитанников.
74. Основным моментом гигиенически правильного воспитания подрастающего поколения является закаливание и спортивная тренировка детей. С этой целью в школах-интернатах должны применяться воздушные ванны (в момент утренней уборки постелей и спален), водные процедуры (утром умывание до пояса водой комнатной температуры, вечером мытье ног, а для девочек кроме того и индивидуальный туалет), широкая аэрация помещений, пребывание на воздухе (прогулки, игры, работы на участке, уроки по физкультуре, естествознанию и биологии, географии и т.д.).
Физическое воспитание детей должно начинаться с первого дня пребывания воспитанника в учреждении и проводиться систематически.
75. Перед каждым приемом пищи, а также после окончания работы на участке, в мастерской, с животными или по самообслуживанию воспитанники должны мыть руки с мылом, а в случае необходимости и умываться.
Педагоги и воспитатели должны приучать воспитанников мыть руки с мылом после каждого посещения туалета.
76. Все воспитанники обязаны еженедельно мыть тело и голову горячей водой с мылом в душе, бане и т.п.; одновременно меняется и постельное белье.
78. Все работники школы-интерната в том числе и технический персонал должны участвовать в систематическом воспитании у детей гигиенических навыков, приучать детей к выполнению режима, установленного в данном учреждении для каждой возрастной группы.
VIII. Режим дня воспитанников
79. Режим дня школы-интерната должен строиться на основе физиолого-гигиенических требований, с учетом особенностей учебно-воспитательной и оздоровительной работы данного учреждения, дифференцированно для каждой возрастной группы.
80. Рационально построенный режим дня предусматривает основные элементы в деятельности детей: учебные и внеучебные занятия, дневной отдых с максимальным пребыванием на воздухе, питание, сон. При этом отдельные элементы режима должны распределяться в течение суток так, чтобы обеспечивалось чередование разнообразных видов деятельности, своевременная смена труда и отдыха, создавались условия для направленного воздействия на процессы роста и развития воспитанников.
81. Режим дня воспитанников школ-интернатов составляется педагогическим коллективом при активном участии медицинских работников. При составлении режима дня рекомендуется пользоваться схемой примерной продолжительности отдельных элементов режима, данной в приложении.*
82. Основным видом трудовой деятельности учащихся являются учебные занятия и приготовление заданий.
Общая продолжительность (в астрономических часах) классных занятий не должна превышать для учащихся:
1-3 классов - 3 ч 30 мин (4-е урока и перемены между ними)
4 классов - 3 ч 45 мин (возможно 5 уроков 1-2 раза в неделю)
5-8 классов - 5 ч 30 мин (не более 6-ти уроков)
9-11 классов 5 ч 30 мин (не более 6-ти уроков)
Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, продолжительность перемен должна быть не менее 10 минут. Между 2-3 или 3-4 уроками рекомендуется устраивать удлиненную перемену 30-50 минут для отдыха и проведения 2-го завтрака.
В начальных классах она должна проводиться после двух уроков, в средних и старших после трех.
Продолжительность урока в первых классах, в силу возрастных особенностей организма 7-летних детей и перехода к новому режиму жизни, должна составлять не более 35 минут. Сокращение продолжительности уроков позволяет увеличивать время перемен между ними.
84. Продолжительность приготовления заданий к урокам не должна превышать для учащихся:
2-3 классов - 1 часа
4 класса - 1,5 часа
5-8 классов - 2 часа
9-11 классов - 2,5-3 часа.
Учащимся 1 класса задания рекомендуется давать не более 3-х раз в неделю, продолжительность их приготовления должна быть не более 30 минут в 1-м учебном полугодии и не более 45 минут во 2-м.
Необходимо следить за правильной дозировкой заданий по каждому учебному предмету. Директор школы-интерната и заведующий учебно-воспитательной частью должны обязать учителей согласовывать между собой объем заданий для каждого класса на каждый день, не допуская перегрузки учащихся.
В режиме дня должно быть отведено время во второй половине дня после обеда для выполнения заданий и 1-1,5 часового отдыха на воздухе. Возможен вариант приготовления заданий учащимися начальной школы в сетке учебных часов в первую половину дня. При этом на вторую половину дня после обеда и прогулки переносятся уроки труда, физкультуры, рисования, пения и т.д.
В процессе выполнения заданий необходимо устраивать перерывы на 10-15 минут через каждые 45 минут занятий.
При всех вариантах режима дня приготовление всех заданий должно быть закончено за 30 минут до начала ужина.
85. Режим учебной и трудовой деятельности воспитанников 9-11 классов зависит от конкретных условий производственного обучения и должен строиться в соответствии с "Методическим письмом о режиме труда учащихся общеобразовательных школ", изданным Государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР 11.IV.1963 г. N 125-6/5-23.
86. На внеклассные занятия, работы в кружках и спортивных секциях, зрелищные мероприятия, занятия по собственному выбору в режиме дня должно быть отведено 2 часа для воспитанников I-VI классов и 2,5 часа для воспитанников VII-VIII классов. Внеклассные занятия, как правило, должны планироваться на вечернее время.
Необходимо следить, чтобы воспитанники не перегружались различными видами внеклассной деятельности. Совершенно недопустимо, когда воспитанники в один и тот же день участвуют в двух, трех организованных мероприятиях.
87. Общественно полезный труд воспитанников включает самообслуживание, работу по благоустройству участка школы-интерната, изготовление и ремонт учебного оборудования инвентаря и участие в ремонте зданий школы-интерната, работу на учебно-опытном участке, строительные работы и т.п.
Общая продолжительность различных видов труда воспитанников по общественно полезному труду и самообслуживанию ограничивается 2-мя часами в неделю. В указанное время не входят предусмотренные режимом дня школ-интернатов 2-2,5 часа необходимые для личного самообслуживания (утренний и вечерний туалет, уборка постелей, приемы пищи и т.п.). Воспитанники занимаются общественно полезным трудом во внеурочное время 2 раза в неделю: учащиеся классов не более 30 минут в день, V-VIII классов - не более 45 минут, IX-XI классов - не более 1,5 часов.
Основные принципы организации общественно полезного труда учащихся изложены в "Инструктивных указаниях по контролю за организацией общественно полезного труда в школе", утвержденных Министерством здравоохранения СССР" 10 мая 1961 г., которыми и следует руководствоваться.
Специфика школ-интернатов предусматривает применение некоторых новых форм общественно полезного труда, особенно самообслуживания: дежурство в спальнях, в столовой и кухне, пошив и ремонт одежды и белья, ремонт обуви, личное самообслуживание.
При привлечении воспитанников к этим работам необходимо также учитывать возрастно-половые особенности, состояние здоровья и индивидуальные функциональные возможности каждого ребенка.
Допускается привлечение:
а) воспитанников I-II классов к уборке собственной постели, несложному уходу за помещением: вытиранию пыли, подметанию влажным веником, поливке цветов; к дежурству по столовой, несложной сервировке стола;
б) воспитанников III-IV классов кроме того - к мелкому ремонту одежды и стирке мелких носильных вещей (майки, трусы, носки, платки, галстуки);
в) воспитанников V-VI классов, кроме указанных выше работ - к уборке спальных комнат влажным способом, дежурству по столовой, включая полную сервировку стола, подачу пищи и уборку посуды; к влажной уборке столовой после приема пищи;
г) воспитанников VII-XI классов - ко всем видам самообслуживания и общественно полезного труда. К дежурству по кухне; к раздаче горячей пищи и мытью посуды они могут привлекаться только после специального медицинского обследования.
88. Обязательным условием в школе-интернате является ежедневное пребывание детей на свежем воздухе. Для воспитанников младших классов наиболее целесообразным является пребывание на свежем воздухе не менее 4-х раз в день: утром, до начала занятий в школе - 30 минут, после третьего урока или до обеда 1-1,5 часа, после обеда 1-1,5 часа и перед сном - 30 минут.
Для воспитанников средних и старших классов предусматривается трехразовое пребывание на воздухе: утром, после обеда и вечером.
89. Физическое воспитание в школе-интернате должно включать все его формы: утреннюю гимнастику с закаливающими процедурами, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, экскурсии и туризм.
Физическое воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и проводиться под постоянным контролем со стороны врача.
90. Продолжительность сна воспитанников устанавливается в соответствии с возрастом и должна быть не менее:
12-11,5 часов для детей 7 лет (из них 1-1,5 часа дневного сна)
11-10,5 часов для детей 8-9 лет,
10,5-10 часов для детей 10 лет,
10-9,5 часов для детей 11-12 лет,
9,5-9 часов для детей 13-15 лет.
Основными условиями для гигиенически полноценного сна являются:
а) правильная организация времени перед сном, которое должно проходить в виде спокойных игр и прогулок на воздухе,
б) небольшая (6-10 мест) наполняемость спален,
в) достаточное проветривание спальных комнат,
г) гигиеническая полноценность оборудования спален.
IX. Организация питания
91. Питание в школе-интернате должно быть 4-разовым и включать завтрак, 2-й завтрак (или полдник), обед и ужин. 2-й завтрак (или полдник) должен обязательно включать в себя напиток (чай, кофе, молоко или кефир).
Питание воспитанников школ-интернатов должно быть дифференцировано по возрастам.
Качественный состав пищи должен обеспечивать содержание белков, жиров и углеводов в следующих количествах:
|
Возраст |
||
7-11 лет |
11-15 лет |
16-18 лет |
|
Белки |
78 г |
100 г |
110-120 г |
Жиры |
71# г |
94 г |
110-120 г |
Углеводы |
344,8 г |
438 г |
450-500 г |
Суточная калорийность рациона должна составлять 2 500 калорий для детей 7-11 лет, 3 100 калорий для детей 11-15 лет и 3 200-3 500 для воспитанников 16-18 лет. (Во время походов, в спортивно-трудовых лагерях калорийность рациона повышается на 10-15%).
Питание школьников должно быть дифференцировано так же по величине разовых порций и суточного объема пищи. Для детей 7-11 лет суточный объем должен составлять 2 100-2 300 г, а для 11-15 лет 2 400-2 700 г.
Суточный рацион пищи ребенка должен обеспечивать необходимое количество витаминов. В этих целях должны соблюдаться правила кулинарной обработки пищи и проводиться витаминизация первых и третьих блюд аскорбиновой кислотой из расчета 70 мг в сутки. Контроль за организацией питания воспитанников возлагается на врача школы-интерната. Врач принимает участие в составлении меню и не реже раза в неделю производит подсчет калорийности и качественного состава суточного рациона воспитанников.
92. Все сотрудники - педагоги, воспитатели, технические работники и персонал пищеблока должны приходить на работу в опрятной одежде и обуви, с чистыми руками, аккуратно причесанные.
Работники пищеблока перед началом работы обязаны принять душ, надеть чистый халат, передник, колпак или косынку и подобрать под них волосы, ногти на руках коротко подстричь.
Перед входом в уборную работники пищеблока обязаны снимать халат, а после каждого пользования уборной руки тщательно вымыть с мылом, сполоснуть их 0,2% осветленным раствором хлорной извести.
93. Педагоги и воспитатели, работники пищеблоков школ-интернатов в соответствии с требованиями "Инструкции по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, детских учреждениях, на сооружениях: по водоснабжению и др.", утвержденной Государственной санитарной инспекцией СССР 6.II.61 г. и согласованной с ВЦСПС, подлежат обязательным профилактическим медицинским обследованиям.
Вновь поступающие лица без документов о результатах медосмотра и специальных исследований к работе не допускаются.
В дальнейшем указанные лица должны проходить медицинские осмотры и исследование на бациллоносительство и глистоносительство, профилактические прививки и др. исследования в сроки, установленные указанной инструкцией.
Личные медицинские книжки технических работников пищеблока школы-интерната должны храниться у директора школы-интерната.
94. Лица, поступающие на работу в пищеблок, обязаны предварительно пройти курс санитарного минимума, сдать экзамены и строго соблюдать в работе правила личной гигиены и санитарные требования к технологии изготовления пищи.
Повторный курс санитарного минимума работники пищеблока обязаны проходить каждые 2 года.
95. Контроль за соблюдением установленного режима дня, содержанием всех помещений, соблюдением правил технологии приготовления пищи, личной гигиены воспитанников и всего персонала возлагается на медицинский персонал школы-интерната.
96. Учителя, воспитатели и медработники школ-интернатов должны вести работу с родителями по повышению их знаний в вопросах воспитания и гигиены детей.
97. Врач и директор учреждения обязаны руководствоваться данными санитарными правилами. Для правильной организации и успешного проведения санитарного режима необходимо.
а) вести повседневную профилактическую и воспитательную работу как с воспитанниками, так и с персоналом,
б) требовать соблюдения санитарно-гигиенических правил в школах-интернатах как от воспитанников, персонала, так и от родителей.
Ответственность за выполнение всех указанных в настоящих "Санитарных правилах" санитарных мероприятий возлагается на директора школы-интерната.
______________________________
* Данные взяты из "Рекомендаций к организации режима дня воспитанников школ-интернатов", утвержденных Министерством просвещения РСФСР и АПН РСФСР 6.V.1961 г.
Заместитель главного санитарного |
П. Лярский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные правила устройства и содержания школ-интернатов N 422-64 (утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 24 апреля 1964 г. N 422-64)
Текст документа официально опубликован не был
Настоящие санитарные правила разработаны Институтом гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР
Приказом Минздрава СССР от 29 августа 1972 г. N 709 "Об отмене некоторых санитарных правил" настоящие правила признаны утратившими силу