Санитарные правила для детских молочных кухонь
(утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 25 ноября 1971 г. N 942-71)
II. Санитарные требования к территории и помещениям
15. Уборка территории должна производиться ежедневно. В летнее время должна производиться регулярная поливка территории.
16. Мусор должен храниться в специальных плотно закрытых, водонепроницаемых мусороприемниках, расположенных от кухонь на расстоянии не менее 25 метров.
Мусороприемники должны регулярно освобождаться от мусора. В летнее время, в целях предупреждения выплода мух, необходимо производить дезинфекцию мусороприемников и прилегающих участков территории.
17. У наружных входов в молочную кухню должны быть устроены скребки и решетки для очистки обуви, а у входа в производственные помещения коврики для вытирания обуви, смоченные дезинфицирующим раствором.
18. Все производственные помещения должны содержаться в чистоте. Полы и панели стен должны ежедневно промываться горячей водой с содой. Уборочный инвентарь и дезсредства должны храниться в специально отведенных помещениях, в шкафах. Уборочный и производственный инвентарь должен быть промаркирован.
19. Шлюзы перед уборными должны быть оборудованы вешалками для санитарной одежды, раковинами для мытья рук, мылом, полотенцами и электрополотенцами.
20. Дезинфекция уборных должна производиться ежедневно. В канализованных уборных необходимо устраивать педальный спуск. Для уборных должен быть выделен специальный уборочный инвентарь.
21. Хранение в производственных помещениях отходов, инвентаря и оборудования, не имеющего непосредственного отношения к производству, запрещается.
22. Допуск в помещение молочной кухни работников без санитарной одежды - запрещается.
23. Не допускается в производственных помещениях хранение личной одежды, а также приготовление и прием пищи обслуживающим персоналом.
24. В целях защиты сырья и готовой продукции от порчи и загрязнения необходимо принимать меры по борьбе с грызунами и насекомыми: засетчивание окон и дверей, тщательная уборка всех помещений и т.д.
25. Применение химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми допускается только при условии проведения этих мероприятий специалистами-дератизаторами и дезинсекторами или под их контролем.
III. Санитарные требования к оборудованию, аппаратуре и посуде
26. Технологическое оборудование, аппаратура, инвентарь, посуда и тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных Минздравом СССР для этих целей.
27. Посуда, предназначенная для молочной продукции, не должна использоваться для других целей.
28. Мытье посуды, аппаратуры, столов производится тотчас после окончания работы, а также по мере надобности и во время работы.
29. Кухонная посуда и фляги после освобождения от молока и смесей очищаются щеткой от молочных остатков, споласкиваются теплой водой не выше 30 - 35°С, затем тщательно промываются горячей водой (50 - 55°С) с добавлением моющих средств, допущенных Минздравом СССР для этих целей, и вновь ополаскиваются горячей водой (80 - 90°С). Фляги при наличии пара пропариваются.
В случае устройства на молочной кухне централизованной подачи молока, молокопроводы, а также все оборудование ежедневно после окончания работы должны подвергаться тщательной очистке, промывке моющими растворами и дезинфекции согласно действующей "Временной инструкции по мойке и дезинфекции оборудования на молочных предприятиях" (утв. 1970 г.) (см. приложение).
30. Вымытые фляги и посуда после ополаскивания ставятся вверх дном на решетчатую полку для просушки. Чистая посуда хранится в шкафу.
31. Посуда, принимаемая от населения, должна быть в молочной кухне очищена, вымыта и простерилизована.
32. Мойку бутылочек необходимо проводить теплой водой с помощью ершей и обезжиривающих средств (горчица, сода и др.), затем ополаскивают горячей водой с помощью фонтанчика, находящегося сбоку моечной ванны.
Загрязненную посуду вначале требуется залить концентрированным содовым раствором на несколько часов.
В крупных молочных кухнях для мойки бутылочек могут пыть установлены бутылко-моечные машины.
Вымытые бутылочки ставят вниз горлышком в металлические сетки для просушки или в специальные сушильные шкафы, затем бутылочки стерилизуются.
33. Вытирать посуду полотенцем не рекомендуется. Ложки, вилки, ножи также не вытирают, а обдают крутым кипятком и просушивают.
34. Для контроля за санитарным состоянием молочной кухни, качеством мойки и дезинфекций оборудования, инвентаря, посуды, рук работающих должны производиться бактериологические исследования смывов.
IV. Санитарные требования к изготовлению молока и детских смесей
См. Требования к продуктам детского питания на молочной основе и процессам их производства установленные Федеральным законом от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ
35 Молоко должно доставляться в молочные кухни на специальном транспорте, закрепленном за молочной кухней в опломбированных молокоцистернах или флягах с указанием даты отпуска молока с завода или удоя при прямых поставках с фермы.
36. Молоко, доставляемое в молочные кухни, должно соответствовать ГОСТу 13264-70 "Молоко коровье. Требования при заготовках" или ГОСТу 13277-67 "Молоко пастеризованное".
37. Молоко, доставляемое из хозяйства по прямым поставкам, должно быть натуральным, не нормализованным. Оно не должно приниматься на молочные пункты без справок органов ветеринарного надзора о ветеринарно-санитарном благополучии молочных ферм.
38. Сырье для изготовления фруктовых, овощных смесей должно быть абсолютно доброкачественным.
39. Все процессы приемки, переработки, хранения молока, молочных, фруктовых, овощных смесей должны производиться в условиях соблюдения чистоты и охраны от загрязнения, порчи и попадания посторонних веществ.
40. Приемка молока должна производиться в специальном помещении. Прибывающие в молочную кухню фляги с молоком перед их вскрытием должны протираться снаружи чистой тряпкой, смоченной в теплой воде.
41. В случае невозможности использования молока тотчас же после получения необходимо его хранить в холодильной камере.
42. Молоко периодически должно исследоваться в лаборатории молочной кухни или в СЭС на соответствие ГОСТу 13264-70 "Молоко коровье. Требования при заготовках" или ГОСТу 13277-67 "Молоко пастеризованное".
43. При изготовлении молока, молочных смесей, кефира и т.д. следует руководствоваться "Инструкцией по приготовлению молочных и других детских смесей", утвержденной Минздравом СССР (приложение к приказу Министра здравоохранения СССР N 732 от 15.12.65 г.).
См. Инструкцию по приготовлению детских молочных продуктов на молочных кухнях системы здравоохранения, утвержденную Минздравом СССР от 28 ноября 1988 г. N 4724-88
44. Перед термической обработкой молоко подвергается фильтрованию.
45. Молоко и молочные смеси разливаются по бутылочкам, закупориваются и подвергаются тепловой обработке в стерилизаторах или пастеризаторах.
46. Охлаждение молока и молочных смесей проводят в холодильных камерах и шкафах.
47. Для изготовления молочно-кислых продуктов разрешается применять только пастеризованное молоко.
48. Помещение для изготовления молочной закваски должно быть изолировано и оборудовано холодильным шкафом или камерой.
49. Кефирные грибки, молочные закваски, готовая продукция должны регулярно подвергаться химико-бактериологическим анализам.
50. Для укупорки бутылочек применяется материал, разрешенный Минздравом СССР. Весь укупорочный материал должен стерилизоваться.
51. На каждой порции продукции должен быть ярлык с обозначением наименования кухни, вида, количества продукта, даты и часа приготовления.
52. Продукция молочных кухонь должна доставляться на раздаточные пункты на специально оборудованном, имеющем охлаждение транспорте, закрепленном за молочной кухней.
53. Раздаточный пункт должен иметь достаточное количество холодильного оборудования. Розлив и расфасовка детской пищи в раздаточном пункте совершенно недопустима. Отпуск готовой продукции в посуду населения категорически запрещается.
54. Скоропортящиеся продукты (масло и др.) должны храниться при температуре от 0 до + 4°.
55. При санитарно-бактериологической оценке молока и молочных смесей следует руководствоваться следующими бактериологическими показателями.
1) в пастеризованном молоке и смесях:
- общее количество бактерий не должно превышать 500 в 1 мл продукта;
- титр кишечной палочки - более 11,1;
2) в кисломолочных продуктах:
- при бактериоскопии должна быть обнаружена микрофлора, характерная для данного продукта;
- титр кишечной палочки более 11,1.
V. Медицинские осмотры, профилактические обследования и правила личной гигиены
56. Все поступающие на работу должны пройти в соответствии с действующими инструкциями медицинские обследования: медицинский осмотр, рентгеноскопию, исследования на носительство кишечных инфекций, глистоносительство.
Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, куда регулярно заносятся результаты всех исследований.
57. Все работники молочных кухонь обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:
а) приходить на работу в чистой опрятной одежде и обуви;
б) приходя на работу, тщательно очищать обувь от пыли, грязи и снега;
в) сдавать на хранение в специально отведенные помещения верхнее платье, головные уборы, галоши, пищевые продукты и другие предметы личного обихода;
г) перед началом работы принимать душ, а при отсутствии душа вымыть руки, одеть санодежду, застегнуть ее, подобрать волосы под аккуратно одетый колпак или косынку;
д) соблюдать чистоту рук, лица, всего тела и одежды, стричь коротко ногти;
е) не закалывать санодежду булавками и иголками, а также не приносить с собой в производственное помещение, не хранить в карманах куртки и халата булавок, зеркал и других предметов личного туалета;
ж) при посещении уборной снимать санитарную одежду и тщательно мыть руки с применением дезинфицирующих средств.
После каждого выхода из производственного помещения при возвращении к рабочему месту также обязательно мыть руки и дезинфицировать их;
з) не принимать пищу и не курить в производственных помещениях, а только в специально отведенных для этого местах;
и) о полученных порезах рук, о наличии кожных гнойничковых заболеваний, ангины, а также об острых инфекционных заболеваниях (самого работающего и членов его семьи) немедленно сообщать администрации молочной кухни.
58. Одежда работников должна храниться в специально отведенном месте. Санитарная одежда должна храниться отдельно.
59. Администрация молочной кухни обязана:
а) иметь на каждого работника не менее трех комплектов санодежды, выдавать ее работнику для ношения только во время работы и обеспечить регулярную стирку и починку ее. Не допускается передача санодежды другому лицу; стирка санодежды должна производиться вне помещения молочной кухни;
б) обеспечить для всех работников молочных кухонь прохождение занятий и сдачу экзамена по санитарному минимуму. Лиц, не сдавших экзамены по санминимуму перед поступлением на работу, до работы не допускать;
в) вести журнал дли записи указаний и предложений органов санэпидслужбы;
г) вести журнал выявления гнойничковых заболеваний.
60. Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на заведующего молочной кухней.
61. Контроль за выполнением правил должны осуществлять местные органы санэпидслужбы, а также городские и районные педиатры.
62. С изданием настоящих санитарных правил отменяются санитарные правила для молочных кухонь, утвержденные заместителем министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным инспектором СССР 22 мая 1950 года.
_____________________________
* При мойке стеклянных труб одновременно с моющим раствором необходимо пропускать шарик из поролона или губчатой резины.
Согласовано:
Начальник Главного управления |
М.Н. Никитина |
23 ноября 1971 г.
Согласовано с Госстроем СССР
5 ноября 1971 г.
Заместитель Главного |
Д.Н. Лоранский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные правила для детских молочных кухонь (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 25 ноября 1971 г. N 942-71)
Текст правил официально опубликован не был
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25 ноября 2020 г. N 37 настоящий документ признан не действующим на территории Российской Федерации с 25 ноября 2020 г.