Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2014 г. N 81-АД14-9
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу ... ООО "Дос-Строй" Трофимова В.К. на постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 17 марта 2014 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 5 мая 2014 г. и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 13 августа 2014 г., вынесенные в отношении ООО "Дос-Строй" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 17 марта 2014 г. ООО "Дос-Строй" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Кемеровского областного суда от 5 мая 2014 г. постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 17 марта 2014 г. изменено, исключены выводы о виновности ООО "Дос-Строй" в умеренно-опасном химическом загрязнении почвы, в остальной части указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением заместителя председателя Кемеровского областного суда от 13 августа 2014 г. жалоба ... ООО "Дос-Строй" Трофимова В.К. на указанные судебные акты оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ... ООО "Дос-Строй" Трофимов В.К. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
Статей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 21, пункту 1 статьи 22 данного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов подлежит лицензированию (пункт 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее -Федеральный закон о лицензировании).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 30 статьи 12" имеется в виду "пункт 30 части 1 статьи 12" и далее по тексту
Согласно пунктам 4.3, 4.7, 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03* Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03*), размещение объекта складирования не допускается:
- на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;
- во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;
- в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;
- рекреационных зонах;
- в местах выклинивания водоносных горизонтов;
- в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
В силу пунктов 4.7, 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03* не допускается размещение полигонов на заболачиваемых и подтопляемых территориях. Для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система.
Как усматривается из материалов дела, 18 ноября 2013 г. в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе поступило сообщение отдела ФСБ России в г. Новокузнецке Управления по Кемеровской области от 15 ноября 2013 г. N 4/6-1635нс о выявлении грубого нарушения санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства ООО "Дос-Строй" (л.д. 7).
4 декабря 2013 г. в отношении ООО "Дос-Строй" возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 11).
В ходе административного расследования должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе установлено нарушение ООО "Дос-Строй" требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по обращению с отходами.
ООО "Дос-Строй" осуществляет складирование отходов углеобогащения (породы) с организацией отвалов грузовыми машинами с государственными регистрационными знаками ..., ..., ..., ... в г. Новокузнецке на муниципальной территории, ориентировочной площадью 23 га, на земельном участке, расположенном восточнее границ земельного участка с кадастровым номером ... по шоссе Северное в Заводском районе в зоне санитарной охраны II-III поясов источника горячего водоснабжения вдоль водоема, не имея санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, устанавливаемых в целях предотвращения и негативного воздействия на окружающую среду и для определения условий временного складирования и транспортировки отходов производства и потребления ЦОФ "Кузнецкая", а также лицензии по обращению с отходами.
ООО "Дос-Строй" нарушены требования статьи 24 Федерального закона об охране окружающей среды; статьями 11, 21, 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; пункта 30 статьи 12 Федерального закона о лицензировании; пунктов 4.3, 4.7, 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03*.
15 января 2014 г. в отношении ООО "Дос-Строй" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-3).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-3), сообщением отдела ФСБ России в г. Новокузнецке Управления по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе от 15 ноября 2013 г. N 4/6-1635нс (л.д. 7), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей (л.д. 8-9), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 10), определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (л.д. 12-13) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества в нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
Исходя из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В протоколе указываются данные, прямо перечисленные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в силу части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из материалов дела и приложенных к жалобе документов, 24 июля 2013 г. решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8699/2013 ООО "Дос-Строй" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство до 23 января 2014 г.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июля 2013 г. ... общества утвержден Трофимов В.К. (л.д. 32-34).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 28 января 2014 г. срок конкурсного производства продлен до 28 июля 2014 г. (л.д. 35-37).
В силу пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Таким образом, на период конкурсного производства законным представителем общества является конкурсный управляющий.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц адресом места нахождения ООО "Дос-Строй" является: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Чкалова, ... (л.д. 22).
По указанному адресу 26 декабря 2013 г. ООО "Дос-Строй" направлено извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (л.д. 5), которое получено 10 января 2014 г. (л.д. 6).
То обстоятельство, что данное извещение адресовано ООО "Дос-Строй" ликвидатору З., не лишало ... Трофимова В.К. возможности получить указанную в извещении информацию о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Извещение направлено в соответствии с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в адрес ООО "Дос-Строй" и получено.
15 января 2014 г. должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе в отношении ООО "Дос-Строй" составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества.
21 января 2014 г. в адрес ООО "Дос-Строй" направлена копия протокола об административном правонарушении (л.д. 4).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества с соблюдением требований, предусмотренных частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что признание судьей второй инстанции недопустимым доказательством заключения эксперта в части оценки результатов исследования проб почвы свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "Дос-Строй" состава вмененного административного правонарушения, несостоятелен.
Признание судьей Кемеровского областного суда заключения эксперта в части оценки результатов исследования проб почвы, загрязненности почвы недопустимым доказательством по делу и изменение постановления судьи районного суда путем исключения выводов о виновности ООО "Дос-Строй" в умеренно-опасном химическом загрязнении почвы не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Помимо умеренно-опасного химического загрязнения почвы обществу вменялось осуществление деятельности по обращению с отходами без санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также без лицензии по обращению с отходами.
Данные действия свидетельствуют о несоблюдении обществом санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Доводы жалобы не опровергают выводы судебных инстанций о виновности ООО "Дос-Строй" в совершении данного административного правонарушения, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений и не могут служить основанием к их отмене.
Постановление о привлечении ООО "Дос-Строй" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Дос-Строй" в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 17 марта 2014 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 5 мая 2014 г. и постановление заместителя председателя Кемеровского областного суда от 13 августа 2014 г., вынесенные в отношении ООО "Дос-Строй" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ... ООО "Дос-Строй" Трофимова В.К. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2014 г. N 81-АД14-9
Текст постановления официально опубликован не был