Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2014 г. N 58-АПГ14-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в отрытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Филимонова A.К. на решение Хабаровского краевого суда от 15 июля 2014 года об отказе в удовлетворении его заявления о признании недействующим со дня принятия части 2 статьи 8 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно части 2 статьи 8 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина, за исключением граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и её компонентов".
Филимонов А.К. обратился в суд с заявлением о признании указанной нормы недействующей со дня принятия, ссылаясь на то, что он являлся получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", на основании оспариваемой нормы с апреля 2006 года предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда ему прекращено, что противоречит пункту 2 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", абзацу четвёртому преамбулы и абзацу третьему части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также абзацу первому пункта 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 29, поскольку лица, подвергшиеся радиационному воздействую вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обладают особым правовым статусом, который предоставляет им право на одновременное получение мер социальной поддержки по различным основаниям.
Решением Хабаровского краевого суда от 15 июля 2014 года в удовлетворении заявления Филимонова А.К. отказано.
В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене принятого по делу решения суда.
Относительно доводов апелляционной жалобы Законодательной Думой Хабаровского края поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции своевременно и в надлежащей форме.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, и в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке установлены статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
При разрешении дела суд исходил из того, что Закон Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан" принят в пределах полномочий Законодательной Думы Хабаровского края с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, при этом права заявителя на получение мер социальной поддержки не нарушает.
С таким выводом следует согласиться.
В силу статей 13 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" федеральный законодатель, определяя меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, и в связи с этим наделяя субъекты Российской Федерации полномочиями по их предоставлению и финансированию, одновременно устанавливает также требование, согласно которому при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривая право граждан на ежемесячную выплату на основании этого федерального закона и вводя размер такой выплаты, устанавливает и принцип предоставления этой меры социальной поддержки.
В частности, пункт 2 статьи 23.1 Закона гласит, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 статьи 22, ежемесячная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Согласно предписаниям Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Такая выплата устанавливается в размере: 1) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), - 1236 рублей; 2) гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 387 рублей. Индексация ежемесячной денежной выплаты в 2005 году осуществляется не ранее 1 июля 2005 года с учётом коэффициента, на который был проиндексирован размер базовой части трудовой пенсии за период с 1 января 2005 года по 30 июня 2005 года (пункт 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ). Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (статья 4.1).
При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных данным федеральным законом, по различным предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии с этим законом и другими федеральными законами (статья 6).
Анализ Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года (в редакции от 26 февраля 2014 года) N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда лиц, проработавших в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан" в системной взаимосвязи с приведёнными выше федеральными нормами даёт основание для вывода о том, что оспариваемые заявителем положения как сами по себе, так и в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться нарушающими права заявителя на меры социальной поддержки.
Законодатель Хабаровского края, реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, приняв названный закон, предусматривающий конкретные меры социальной поддержки лиц, признанных ветеранами труда, в том числе бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики); по проезду на транспорте, предусмотренные государственной программой края в области социальной защиты населения; компенсацию в размере 50 процентов расходов по оплате жилого помещения и расходов по оплате коммунальных услуг, гарантированный минимальный (базовый) уровень мер, которых должен придерживаться субъект Российской Федерации при решении вопроса об объёме мер социальной поддержки ветеранов труда и условиях их предоставления, не отменил и не снизил.
При этом Закон Хабаровского края от 26 января 2005 года (в редакции от 26 февраля 2014 года) N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда лиц, проработавших в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан" фактически сохранил прежнюю норму о предоставлении ветеранам труда мер социальной поддержки по одному основанию по выбору получателя - при наличии у него права на получение указанных мер по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и её компонентов").
Очевидно, что правовое регулирование, по которому лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, предоставляется право выбрать наиболее выгодное основание для пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан, на чём настаивает заявитель.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 15 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филимонова А.К. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2014 г. N 58-АПГ14-19
Текст определения официально опубликован не был