Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Изменения в сфере среднего профессионального образования, высшего образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
3.1. Основные направления
Укрепление потенциала системы среднего профессионального образования медицинского и фармацевтического профиля и повышение ее инвестиционной привлекательности включает в себя:
- разработку и реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования (с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на базах практик);
- мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- сохранение достаточного уровня государственного заказа на подготовку специалистов для сферы здравоохранения;
- развитие системы социального партнерства, а также целевого обучения.
Повышение качества среднего профессионального образования включает в себя:
- развитие системы независимой оценки качества услуг среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- формирование новых подходов к распределению контрольных цифр приема граждан для обучения по программам среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования (на конкурсной основе);
- оптимизацию технологий обучения, где приоритеты принадлежат практико-ориентированным технологиям;
- формирование новых принципов распределения государственного задания на образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- создание и развитие информационной образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования.
Введение эффективного контракта в системе среднего профессионального образования включает в себя:
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций системы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации системы профессионального медицинского и фармацевтического образования;
- проведение аттестации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования с последующим их переводом на эффективный контракт;
- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
Совершенствование структуры и сети образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России), включает в себя:
- проведение ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России;
- реализацию программы совершенствования сети образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, в том числе путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов.
Совершенствование структуры образовательных программ высшего образования включает в себя:
- введение прикладного бакалавриата в высшем образовании;
- мониторинг перехода на федеральные государственные образовательные стандарты подготовки кадров высшей квалификации и их актуализацию.
Повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, включает в себя:
- реализацию программ стратегического развития образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России.
Инструменты оценки качества и образовательной политики в сфере высшего образования включают в себя:
- создание системы оценки качества подготовки кадров;
- переход на новые принципы распределения контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
- введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России.
Развитие кадрового потенциала высшего образования включает в себя:
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России;
- проведение мероприятий по аттестации научно-педагогических работников образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России;
- разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственной Минздраву России.
3.2. Ожидаемые результаты
Укрепление потенциала системы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования и повышение ее инвестиционной привлекательности предусматривает:
- функционирование сетей организаций, реализующих программы среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, построенных с учетом удовлетворения региональной потребности в квалифицированных работниках;
- обновление кадрового состава образовательных организаций среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России.
Повышение качества среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования предусматривает:
- увеличение доли выпускников образовательных организаций среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, трудоустраивающихся по полученной специальности;
- создание в организациях, реализующих среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование, подведомственных Минздраву России, симуляционных тренинговых классов, учебно-клинических комплексов в рамках сетевой формы реализации образовательных программ при осуществлении совместной деятельности и взаимовыгодного партнерства образовательных организаций, с одной стороны, и научных и клинических учреждений, с другой стороны, обеспечивающих проведение практической подготовки обучающихся;
- внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих удаленный доступ обучающихся к информационным банкам знаний и интерактивное взаимодействие с профессорско-преподавательским составом;
- разработку и применение примерных основных профессиональных образовательных программ, апробированных систем менеджмента качества образования при подготовке сестринского персонала, специалистов со средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием, а также создание отраслевого банка оценочных средств;
- повышение профессионального уровня специалистов со средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования.
Внедрение эффективного контракта в среднее профессиональное медицинское и фармацевтическое образование (профессиональное обучение) предусматривает:
- повышение средней заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения медицинских и фармацевтических образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, до 100 процентов средней заработной платы по экономике соответствующего региона.
За счет структурных преобразований будет сформирована сбалансированная сеть образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственных Минздраву России, ориентированная на удовлетворение потребности работодателей в высококвалифицированных кадрах.
Повысится уровень мотивации научных и научно-педагогических кадров в рамках перехода к эффективному контракту.
Будут реализованы новые финансово-экономические механизмы, обеспечивающие конкуренцию и повышение качества высшего образования.
Приказом Минздрава России от 3 мая 2017 г. N 198 в подраздел 3.3 внесены изменения
3.3. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг, реализуемых подведомственными Минздраву России профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего медицинского и фармацевтического образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
N п/п |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
|||
1. Повышение качества образовательных услуг | |||||||
1. |
Разработка отраслевых показателей и критериев по проведению мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014 год |
Разработанные показатели и критерии |
|||
2. |
Проведение мониторинга оценки деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015-2018 годы |
Достижение показателей, разработанных для проведения мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования |
|||
3. |
Формирование кадрового резерва руководства профессиональных образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
ежегодно |
Обеспечение бесперебойного эффективного руководства профессиональными образовательными организациями |
|||
4. |
Внедрение системы нормативного подушевого финансирования образовательных услуг |
Минздрав России Финансово-экономический департамент Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014-2018 годы |
Определение объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на основе установленных нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования |
|||
5. |
Утверждение дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования для среднего медицинского и фармацевтического персонала |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014-2018 годы |
Утверждение нормативно-правовых актов Минздрава России |
|||
2. Введение эффективного контракта в системе среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования | |||||||
1. |
Внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014-2018 годы |
Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в субъекте Российской Федерации |
|||
2. |
Аттестация педагогических работников и мастеров производственного обучения в целях перевода их на эффективный контракт |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
ежегодно |
Результат аттестации работников, отвечающий требованиям перевода на эффективный контракт |
|||
3. |
Внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями профессиональных образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Финансово-экономический департамент |
2015-2018 годы |
Перевод руководителей профессиональных образовательных организаций на эффективный контракт |
|||
3. Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала | |||||||
1. |
Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно-управленческого персонала исходя из предельной доли расходов на оплату труда организации не более 40% |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Доля работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников - не более 40% |
|||
4. Повышение качества услуг, оказываемых образовательными организациями высшего медицинского и фармацевтического образования, подведомственными Минздраву России | |||||||
1. |
Разработка отраслевых показателей и критериев по проведению мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих высшего медицинского и фармацевтического образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015 год |
Разработанные отраслевые показатели и критерии |
|||
2. |
Проведение мониторинга оценки деятельности организаций, реализующих программы высшего медицинского и фармацевтического образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015-2018 годы |
Повышение рейтинга образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, в рейтинге образовательных организаций, проводимом Минобрнауки России |
|||
3. |
Развитие систем подготовительных отделений и курсов с целью ранней профессиональной ориентации абитуриентов |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Увеличение численности обучающихся первого года обучения, прошедших обучение в подготовительных отделениях и курсах |
|||
4. |
Развитие и совершенствование системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Создание системы непрерывного медицинского образования |
|||
5. |
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов, учитывающих измененный статус аспирантуры и ординатуры |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Разработка и утверждение примерных образовательных программ высшего образования ординатуры, аспирантуры |
|||
6. |
Разработка и утверждение примерных образовательных программ высшего образования (программ ординатуры) |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014 год |
Разработанные примерные программы |
|||
7. |
Совершенствование симуляционного обучения, обеспечивающего проведение практической подготовки обучающихся |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Разработка Концепции симуляционного обучения, открытие новых симуляционных центров, использование в образовательном процессе новых симуляторов |
|||
8. |
Развитие системы сетевого обучения |
Минздрав России Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Заключение договоров о совместной деятельности образовательных организаций, с одной стороны, и научных/клинических организаций, с другой стороны, обеспечивающих проведение практической подготовки обучающихся и реализацию образовательных программ в целом |
|||
9. |
Обеспечение информационной открытости образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2018 годы |
Размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
|||
5. Развитие кадрового потенциала (повышение квалификации, переподготовка) | |||||||
1. |
Внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2015 годы |
Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе |
|||
2. |
Формирование кадрового резерва руководства образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
ежегодно |
Наличие в кадровом резерве образовательных организаций не менее одного кандидата на должность ректора и проректоров |
|||
6. Дифференциация оплаты труда, оптимизация расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала | |||||||
1. |
Осуществление оплаты труда работников образовательных организаций с учетом перехода на эффективный контракт |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2016 годы |
Повышение мотивации сотрудников |
|||
7. Обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, подведомственных Минздраву России | |||||||
1. |
Внедрение системы оценки качества образовательной организации (образования, научной деятельности) |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2016 годы |
Рейтинг образовательных организаций подведомственных Минздраву России |
|||
2. |
Разработка механизмов системы рейтинговой оценки индивидуальных результатов работы профессорско-преподавательского состава образовательной организации |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015 год |
Внедрение механизмов системы рейтинговой оценки индивидуальных результатов работы профессорско-преподавательского состава |
|||
3. |
Анализ оценки мнения потребителей услуг о качестве работы образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
ежегодно |
Представление информации о деятельности организации на сайте в сети Интернет |
|||
8. Проведение мероприятий по аттестации педагогических и научных работников образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, с дальнейшим их переводом на эффективный контракт | |||||||
1. |
Выработка критериев перевода педагогических и научных работников образовательных организаций на эффективный контракт |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015 год |
Разработанные критерии |
|||
2. |
Аттестация педагогических и научных работников образовательных организаций с целью проверки их соответствия критериям перевода на эффективный контракт |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2015-2018 годы |
Не менее 95 % педагогических работников, прошедших аттестацию |
|||
9. Оптимизация численности педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Минздраву России, с учетом проводимых структурных изменений | |||||||
1. |
Проведение структурных изменений в образовательных организациях с целью установления соотношения численности преподавателей и студентов, соответствующего установленному соотношению в образовательных программах, реализуемых образовательными организациями |
Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2016 годы |
Оптимизации численности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций |
|||
2. |
Организация мониторинга перехода и информационное сопровождение внедрения эффективного контракта |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
ежегодно |
Переход работников на эффективный контракт Разработка критериев эффективности деятельности работников |
|||
3. |
Мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
ежегодно |
Соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, к средней заработной плате в соответствующем регионе |
|||
10. Трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора (эффективный контракт) | |||||||
1. |
Установление критериев эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014 год |
Разработанные критерии эффективности деятельности педагогических и научных работников |
|||
2. |
Апробация моделей эффективного контракта |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Образовательные и научные организации, подведомственные Минздраву России |
2014-2015 годы |
Перевод на эффективный контракт до 70% работников образовательных организаций |
|||
11. Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей образовательных организаций, подведомственных Минздраву России | |||||||
1. |
Мониторинг представления руководителями образовательных организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и размещения их в сети Интернет |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Департамент управления делами и кадров |
ежегодно |
Размещение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителями образовательных организаций подведомственных Минздраву России |
|||
2. |
Установление целевых показателей эффективности работы руководителей образовательных организаций в целях повышения их заработной платы в соответствии с заключенными эффективными контрактами |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2015 год |
Разработанные целевые показатели эффективности работы руководителей |
|||
12. Разъяснительная работа о мероприятиях, реализуемых в рамках плана мероприятий ("дорожной карты"), в том числе мер, направленных на повышение оплаты труда соответствующих категорий педагогических и научных работников образовательных организаций, подведомственных Минздраву России | |||||||
1. |
Проведение семинаров и других методических мероприятий, направленных на распространение информации о реализации настоящей Дорожной карты и внедрении эффективных контрактов |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014-2018 годы |
Распространение информации о реализации плана мероприятий ("дорожной карты") и внедрении эффективных контрактов |
|||
2. |
Публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с реализацией настоящего плана мероприятий ("дорожной карты") и внедрением эффективных контрактов |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Департамент Международного сотрудничества и связей с общественностью |
2014-2018 годы |
Распространение информации о реализации плана мероприятий ("дорожной карты") и внедрении эффективных контрактов |
|||
13. Введение нормативного подушевого финансирования в образовательных организациях высшего образования | |||||||
1. |
Формирование и утверждение в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. N 151 "О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)" базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых образовательными организациями высшего образования |
Минздрав России Финансово-экономический департамент, Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении |
2014 год |
Издание приказа Минздрава России о базовом (отраслевом) перечне государственных и муниципальных услуг (работ), оказываемых образовательными организациями высшего образования |
|||
2. |
Разработка и издание приказа Минздрава России об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования федеральными государственными образовательными организациями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, и нормативных затрат на содержание их имущества |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Финансово-экономический департамент Правовой департамент |
2014 год |
Утверждение приказа |
|||
3. |
Определение нормативных затрат по осуществлению государственных услуг по реализации образовательными организациями высшего образования, подведомственными Минздраву России, основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата, программ магистратуры, программ специалитета, программ ординатуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Финансово-экономический департамент |
2014-2018 годы |
Разработка и утверждение Порядка |
|||
14. Совершенствование организационной структуры, повышение эффективности управления, модернизация инфраструктуры | |||||||
1. |
Формирование предложений по оптимизации сети, совершенствованию структуры образовательных организаций высшего профессионального образования |
Минздрав России Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Финансово-экономический департамент |
2014-2018 годы |
Оптимизация сети Сокращение количества филиалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.