Санитарные правила
устройства, оборудования и содержания парикмахерских
(утв. Заместителем Главного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г N 981-72)
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12 марта 2003 г. N 16 настоящие Санитарные правила признаны утратившими силу
См. СанПиН 2.1.2.2631-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги", утвержденные постановлением Главного государственного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 59
Настоящие правила распространяются как на вновь строящиеся, так и на эксплуатируемые парикмахерские.
1.1. Все виды парикмахерского обслуживания (бритье, стрижка, завивка, маникюр и пр.) разрешается производить только в специально оборудованных помещениях - парикмахерских.
1.2. Все нормативные положения по устройству и оборудованию помещений парикмахерских следует принимать в соответствии с действующей главой СНиП II-Л.21-71 "Предприятия бытового обслуживания населения. Нормы проектирования". Нормативные требования, предъявляемые к расчету сети и размещению парикмахерских следует принимать в соответствии с главой СНиП П-К.2-62 "Планировка и застройка населенный мест. Нормы проектирования".
1.3. Вновь выстроенные и существующие парикмахерские после проведения в них ремонта или работы по реконструкции помещений могут быть допущены к эксплуатации только при наличии разрешения органов государственного санитарного надзора.
1.4. В первых и цокольных этажах жилых зданий высотой в 5 и более этажей, а в 1А, 1Б, 1Г и 1УА климатических подрайонах, высотой в 4 и более этажей, выходящих на улицы и площади, допускается размещать парикмахерские с обеспечением звукоизоляции и вентиляции помещений с устройством специальных каналов для отвода газов и специфических запахов выше уровня кровли здания. В этих случаях парикмахерские должны иметь изолированные входы от входов в жилые квартиры.
1.5. Использование подвальных этажей для размещения парикмахерских не разрешается.
1.6. Использование парикмахерских для проведения других видов обслуживания не разрешается. В вестибюле или ожидальной допускается устройство киоска для продажи парфюмерных товаров, при условии выделения дополнительной площади.
2. Отделка помещений парикмахерских
2.1. Стены и потолки всех помещений парикмахерской должны быть оштукатурены.
2.2. Стены рабочих залов следует окрашивать по затертой поверхности на высоту не менее 1,8 м масляными или другими водостойкими красками. Оклеивание стен обоями не допускается.
2.3. Стены подсобных помещений (кладовых для грязного белья, душевых и уборных) следует облицовывать глазурованной плиткой или окрашивать масляной краской на высоту 1,5 - 1,8 м.
2.4. Полы в помещениях парикмахерских должны быть гладкими, плотными, доступными для влажной уборки.
3. Оборудование парикмахерских
3.1. Парикмахерские оборудуются мебелью, допускающей легкую очистку и дезинфекцию.
3.2. Рабочие залы оборудуются туалетами, которые состоят из стенного зеркала, двух подвесных тумбочек и кресла с подголовником. Под зеркалом устанавливается умывальная раковина "или доска-столик. Тумбочка и столик покрываются мрамором, полированным стеклом или пластиком светлого тона.
3.3. Рабочие кресла в детских парикмахерских по своим размерам и устройству должны соответствовать возрасту детей и удовлетворять требованиям производственного процесса.
3.4. Использование игрушек в детских парикмахерских запрещается. Игрушки могут выставляться в застекленных витринах и горках.
3.5. При расположении рабочих мест параллельными рядами, расстояние между ними принимается 5 метров в осях.
3.6. Расстояние между креслами туалета (по оси) 1,8 м., от крайнего кресла до стены 0,7 м.
3.7. Рабочие залы оборудуются "перманентными" аппаратами из расчета один аппарат на каждые три - пять рабочих мест и паровыми аппаратами ПА-1 из расчета один аппарат на 3 - 5 рабочих мест.
3.8. Рабочее место для маникюра оборудуется специальным столиком высотой от пола до рабочей поверхности - 75 см , шириной 45 см. и длиной 80 см. Стол покрывают полированным стеклом или пластиком.
3.9. Вблизи от столов для маникюра оборудуется раковина для мытья рук.
3.10. Помещение для сушки волос оборудуется специальными аппаратами. На каждое рабочее место в женском зале принимается 1,5 - 2 аппарата для сушки волос.
3.11. Подсобные помещения парикмахерских оборудуются:
- раковиной с подводкой горячей и холодной воды;
- газовой или электрической плитой;
- столом для использованных бритвенных приборов;
- подвесной застекленной полкой или шкафом для чистых приборов;
- баком для сбора сухого мусора, емкостями для сбора остриженных волос (мешок из крафт-бумаги и пр.).
При подсобном помещении надлежит предусматривать кабину для встряхивания пеньюаров.
3.12. Кладовые:
а) для хранения неиспользованного белья оборудуются стеллажами или шкафами;
б) для хранения использованного белья - ларями и сушилкой кулисного типа или шкафного типа с паровыми или электрообогревом для подсушки использованного белья;
в) для хранения парфюмерии оборудуются стеллажами и шкафами.
4. Санитарно-технические устройства
4.1. Парикмахерские оборудуются всеми видами санитарно-технических устройств: водопроводом, канализацией, отоплением, вентиляцией, электроснабжением и газоснабжением.
4.2. Вода, подаваемая в парикмахерскую для технологических целей, должна отвечать ГОСТу 274-54 "Вода питьевая".
4.3. При присоединении парикмахерской к внешним сетям водопровода и канализации, каждый туалет оборудуется умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.
4.4. При устройстве печного отопления, топки печей следует располагать в подсобных помещениях
4.5. Вентиляционные системы парикмахерских, находящихся в первых этажах жилых зданий и встроенные в другие здания, устраиваются раздельно от вентиляции этих зданий.
4.6. Вентиляционные выбросы парикмахерской необходимо выводить выше конька крыши здания, в котором расположена парикмахерская. Воздуховоды не должны проходить через помещения жилых квартир, вышележащих этажей жилого дома.
4.7. Система механической вентиляции для всех помещений парикмахерской может быть общей за исключением бытовых помещений персонала и уборной.
4.8. Кратности обмена воздуха для всех рабочих залов (прически, окраска, перманент, маникюр и педикюр) следует принимать по расчету на ассимиляцию тепла и влаговыделений от посетителей, обслуживающего персонала, солнечной радиации, электроприборов и освещения, а также удаление влаги и газообразных веществ, образующихся при окраске, завивке и других операциях (сернистый газ, ацетон, аммиак, уксусная и тиоглюколевая кислоты).
4.9. Количество людей при расчете вентиляции следует принимать 3 человека на одно место кроме работающих.
4.10. Температура воздуха в рабочей зоне в летний период не должна быть более чем на три градуса выше наружной температуры.
4.11. В парикмахерских с количеством до 3-х рабочих мест вентиляция осуществляется через форточки и фрамуги.
5. Содержание помещений
5.1. Побелка и окраска помещений парикмахерских осуществляется не реже одного раза в год. По требованию санитарно-эпидемиологической службы (в случае эпидпоказаний) может производиться чаще.
5.2. Все помещения парикмахерской ежедневно, до начала или после окончания работы подвергаются тщательной уборке. В течение рабочего дня производится текущая уборка. Раз в месяц парикмахерская закрывается на одну смену на "санитарный день". Для дезинфекции, при уборке парикмахерской, следует применять 0,2 - 0,5% осветленный раствор хлорной извести.
5.3. Остриженные волосы собираются в совки у кресла и складываются в мешок из крафт-бумаги или в ведро или бак с плотной крышкой. После окончания рабочего дня волосы должны сжигаться. При отсутствии условий для сжигания, волосы подлежат удалению из парикмахерской в места, специально отведенные и согласованные санитарно-эпидемиологической службой (необходима организация централизованного вывоза и сжигания волос).
5.4. При заражении помещения парикмахерской тараканами или грызунами необходимо проведение дезинсекционных или дератизационных работ.
6. Требования к культуре обслуживания
6.1. Перед работой с каждым новым посетителем, мастер, на виду у посетителя, должен вымыть руки с мылом, ногти должны быть чистыми.
6.2. Персонал парикмахерских должен иметь не менее 2-х комплектов инструментов для поочередного их обеззараживания.
6.3. Обслуживание посетителей в парикмахерской должно производиться продезинфицированными инструментами, для чего необходимо:
а) бритвы, ножницы, инструменты для маникюра опускать в спирт (денатурированный или гидролизный) крепостью не менее 70° на 15 минут. После каждой правки бритвы на ремне или оселке, ее необходимо вновь подвергать дезинфекции;
б) спирт наливается в широкогорлые сосуды с закрывающейся крышкой емкостью не менее 100 мл и используется не более чем на 150 процедур, после чего подлежит замене. Норма расхода спирта - 1 гр. на одного посетителя;
в) машинки, для стрижки, металлические расчески должны проводиться через пламя спиртовой горелки;
г) инструменты и предметы из пластических масс - щетки, расчески, погружаются в 0,5% раствор хлорамина на 15 минут. Раствор хлорамина наливается в пластмассовые банки с крышками. Раствор хлорамина заменяется свежим не реже чем через 5 дней;
д) бритвенные приборы и чашки для маникюра механически очищаются и моются в проточной горячей воде с мылом, с содой или опускаются в кипяток;
е) электрические машинки - режущая часть подвергаются кипячению, пластмассовый корпус протирается 0,5% раствором хлорамина;
ж) пилочки для маникюра - протирать спиртом;
з) зажимы и бигуди - механически очищаются и моются теплой мыльной водой в конце смены.
6.4. Инструменты надлежит хранить у рабочего места в ящике туалета. Инструменты для маникюра во время работы надлежит хранить в эмалированных лотках. В нерабочее время - в футлярах из белой клеенки.
6.5. Парикмахерская должна иметь запас бритвенных кистей из расчета 60 кистей на рабочее место в мужском зале.
К употреблению допускаются только бритвенные кисти, обработанные в специальных дезинфекционных лабораториях, в соответствии с инструкцией, утвержденной Главным Госсанинспектором СССР 7/V-1949 г.
Вскрытие упаковки кисти производится в присутствии клиента. Повторное употребление бритвенных кистей без дезинфекции не разрешается. Бывшие в употреблении бритвенные кисти промываются и складываются в специальную эмалированную посуду и в течение одних суток отправляются для дезинфекции.
6.6. Парикмахерская должна иметь запас белья на одно рабочее место, обеспечивающий его индивидуальное использование в количестве:
а) для мужского зала - 360 салфеток, 60 пеньюаров, 36 полотенец;
б) для женского зала - 60 салфеток, 40 пеньюаров, 10 полотенец;
в) для маникюра - 90 салфеток, 12 полотенец.
6.7. Во время операции (бритье, стрижка, прическа и т.д. (клиент должен быть укрыт чистым белым пеньюаром, не бывшим в употреблении. Шея закрывается чистой салфеткой, подголовник - бумажной или хлопко-бумажной салфеткой, сменяемой после каждого посетителя.
6.8. Работникам парикмахерской выдается спецодежда - 2 халата и 2 косынки или шапочки сроком на 1,5 года.
6.9. В парикмахерской должно быть обеспечено раздельное хранение чистого и использованного белья:
а) чистое белье хранится в закрытых шкафах или специальных кладовых;
б) использованное белье собирается в бачки или ящики с плотно закрывающимися крышками;
в) совместное хранение чистого и использованного белья запрещается.
6.10. Стирка белья и халатов производится только в прачечной, стирка в помещении парикмахерской или на дому запрещается.
6.11. Для остановки кровотечения при порезах и ссадинах применяется насыщенный раствор алюминиевых квасцов в перекиси водорода. Использование квасцов в виде карандаша или камня и раствора полуторахлористого железа не разрешается. Дезинфекция места пореза производится йодной настойкой.
6.12. Для окраски волос в парикмахерской можно использовать краски, допущенные Министерством здравоохранения СССР и выпускаемые фармацевтической или парфюмерной промышленностью.
6.14. При выполнении завивки "перманент" смачивание волос растворов должно производиться ватным тампоном, сменяемым после каждого посетителя.
6.15. Перед проведением "химической завивки" и окраски волос мастер-парикмахер обязан сделать клиенту биологическую пробу на чувствительность, смазав небольшой участок кожи за ухом или на локтевом сгибе, химическим раствором. Появление через 10 - 15 минут покраснения указывает на то, что завивку или окраску волос производить данному клиенту нельзя.
6.16. Для проведения химической завивки и окраски волос мастер-парикмахер должен пользоваться резиновыми перчатками.
6.17. Обтирание головы или лица после бритья должно производиться салфеткой, смоченной одеколоном или в горячей воде.
6.18. Сдувание волос, увлажнение ремня дыханием при правке бритвы, пульверизация ртом не разрешаются.
6.19. Удаление остриженных волос с шеи и лица клиента производится чистой ватой или салфеткой. Употребление для этой цели щеток или бритвенных кистей не разрешается.
6.20. Снятие мыла с бритвы допускается на белую чистую бумагу.
6.21. Для "компресса" на лицо после бритья используется чистая салфетка, смачиваемая в кипятке или "компрессине". Повторное употребление салфетки запрещается.
6.22. Припудривание лица и шеи производится чистой, белой ватой. После однократного употребления вата выбрасывается.
6.23. Сетки для закрепления завивки должны стираться после каждого употребления.
6.24. Посетители с изменениями кожного покрова (сыпи, пятна, шелушение и пр.), ногтей и волос обслуживаются в парикмахерской лишь при предъявлении врачебной справки о незаразности заболевания.
6.25. Курить в рабочих залах парикмахерской запрещается.
7. Требования по личной гигиене персонала
7.1. Все работники парикмахерской до поступления на работу подвергаются медицинскому осмотру в соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР от 6/V-1961 г. N 352-61 и дополнения к инструкции от 26/VIII-1965 г. N 10-83/14-104 и принимаются после предъявления справки о их допуске к работе.
7.2. Работники парикмахерских подвергаются ежеквартальным осмотрам терапевтом, раз в год флюорографии и венерологом в соответствии с указанной инструкцией. Данные медосмотра вносятся в специальный журнал.
7.3. Все работники парикмахерской обучаются санитарному минимуму до поступления на работу, а в дальнейшем через каждые два года и имеют об этом соответствующий документ.
7.4. Работники парикмахерской должны строго выполнять правила личной гигиены, иметь опрятный внешний вид, быть в чистой спецодежде.
8. Осуществление правил
8.1. Настоящие правила распространяются на все парикмахерские независимо от их ведомственной принадлежности.
8.2. Ответственным за выполнение "Правил" является заведующий парикмахерской.
8.3. При обнаружении нарушений Санитарных правил, учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющими текущий санитарный надзор, накладываются на администрацию взыскания.
В случае, если санитарное состояние парикмахерской угрожает здоровью обслуживающего персонала или посетителей, она немедленно должна быть закрыта постановлением Главного врача санэпидстанции.
8.4. Во всех парикмахерских должны быть: санитарный журнал, прошнурованный и зарегистрированный в санэпидстанции, и журнал медицинских осмотров, а также извлечение из настоящих правил.
Заместитель |
Д.Н. Лоранский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные правила устройства, оборудования и содержания парикмахерских (утв. Заместителем Главного санитарного врача СССР 19 июня 1972 г N 981-72)
Текст СП (санитарных правил) официально опубликован не был
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 12 марта 2003 г. N 16 настоящие Санитарные правила признаны утратившими силу