Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2014 года
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2014 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М. (149-1126)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Магомедовым Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения Администрации Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Федеральное казначейство Российской Федерации
о признании недействительным решения
с участием:
от заявителя: Чигаев А.В. (дов. от 09.01.2014 г. N 4)
от ФАС России: Куликова А.Е. (дов. от 10.06.2014 г. N ИА/23507/14)
от 3-го лица: не явился, извещен установил:
Муниципальное учреждение Администрация Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово (далее - Заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решение комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок по делу N П-257/14 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с момента его принятия.
Заявитель требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении мотивированном тем, что оспариваемо решение является незаконным и необоснованным, выводы содержащиеся в решении о нарушении заявителем требований ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе" в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" являются недействительными, поскольку не выяснены все юридически значимые обстоятельства дела.
ФАС России по заявленным требованиям возражала, представил письменный отзыв, мотивированный тем, что оспариваемое решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Третье лицо, в судебное заседание не явилось, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства.
Суд в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ рассматривает дело в отсутствие представителя 3-го лица.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд установил, что срок, установлены для оспаривания ненормативных правовых актов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Заказчиком Конкурса.
Из обращения Заказчика следует, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 24.03.2014 N 1, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 04.04.2014 N 2 размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) с нарушением сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения указанной жалобы по существу и осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией ФАС России 26.05.2014 принято решение по делу N П-257/14 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с момента его принятия, согласно которому Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, частей 8, 9 статьи 32, части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, части 7 статьи 52, части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также в связи с тем, что Комиссией Тверского УФАС России ранее выдано Предписание, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 26.05.2014 N П-257/14 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что решение Федеральной антимонопольной службы России от 26.05.2014 г. по делу N П-257/14 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с момента его принятия вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Комиссия ФАС России действовала в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом ФАС России от 31.12.2013 N 893/13 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчиков.
Обжалуемое Решение принято ФАС России 26.05.2014.
Извещение о проведении Заявителем (Заказчик) открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" Муниципального образования городского поселения - поселка Козлово Конаковского района Тверской области (номер извещения 013630002881400001) (далее - Конкурс) размещено на Официальном сайте 03.03.2014.
Следовательно, проведение Конкурса осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с приказом ФАС России от 31.12.2013 N 893/13 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" полномочия по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возложены на Комиссию ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия).
Суд установил, что в ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (размещения заказов).
Учитывая вышеприведенные положения Закона о контрактной системе и постановлений Правительства РФ, на основании указанного обращения Комиссией ФАС России 26.05.2014 рассмотрено дело N П-257/14 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
По итогам рассмотрения указанного дела Комиссия признала в действиях Заказчика (Заявитель) нарушение части 6 статьи 31, частей 8, 9 статьи 32, части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, части 7 статьи 52, части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия ФАС России при принятии Решения выполняла свои функции и осуществляла полномочия по контролю в сфере закупок, возложенные на нее законодательством о контрактной системе, в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Довод Заявителя о том, что Комиссия ФАС России неправомерно признала в действиях Заявителя нарушение части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, ФАС России отклоняется судом, на основании следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса предметом контракта является "выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, дата вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе - 24.03.2014 г.
Таким образом, в соответствии с положениями части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом Конкурсе от 24.03.2014 N 1 (далее - Протокол) должен быть размещен на Официальном сайте не позднее 27.03.2014.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчик разместил Протокол на Официальном сайте 03.04.2014, чем нарушил положения части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о том, что Комиссия ФАС России неправомерно признала в действиях Заявителя нарушение части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе, ФАС России так же отклоняется судом, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Конкурса, размещенному Заказчиком на Официальном сайте, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.03.2014 г.
Вместе с тем, 25.03.2014 Заказчиком не размещен на Официальном сайте протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
При этом на заседании Комиссии установлено, что только 03.04.2014 Заказчиком на Официальном сайте размещено уведомление о продлении срока рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N УП1 (далее - Уведомление). Согласно указанному Уведомлению срок рассмотрения заявок на участие в Конкурсе продлен Заказчиком до 04.04.2014.
Таким образом, Заказчиком не размещено Уведомление в сроки, предусмотренные частью 1 статьи 53 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России правомерно признала в действиях Заказчика (Заявитель), нарушение части 7 статьи 52, части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт вынесен с соблюдением норм процессуального и материального права, не нарушает права и законные интересы заявителя, так как Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, допущенного Заказчиком при проведении Запроса котировок не выдавалось в связи с тем, что Заказчиком протокол рассмотрения и оценки заявок размещен, а так же Комиссией Тверского УФАС России ранее выдано Предписание. Следовательно, оспариваемым Решением на Заявителя не возложены какие-либо обязанности, ему не предписано совершить либо воздержаться от совершения каких-либо действий, не создано иных препятствий в осуществлении Заявителем его обычной хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Заявитель, в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не представил доказательств, с достоверностью подтверждающих нарушение оспариваемым актом его прав и законных интересов, и не указал какое его право подлежит восстановлению путем признания оспариваемого акта недействительным.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика, соответствуют требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, совокупность условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ., руководствуясь ст.ст. 29, 48, 49, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд решил:
Проверив на соответствие Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, отказать Муниципальному учреждению Администрации Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово в удовлетворении заявления о признании недействительным решения комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок по делу N П-257/14 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
М.М. Кузин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 ноября 2014 г. N А40-135708/2014
Текст решения официально опубликован не был