Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан В.В. Алешина, И.А. Елаева и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане В.В. Алешин, И.А. Елаев, В.А. Тарасов и О.С. Тарасова оспаривают конституционность следующих положений Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях": части 5 статьи 5, согласно которой, в частности, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места проведения публичного мероприятия;
пункта 2 части 1 статьи 12, в соответствии с которым, в частности, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.
Как следует из представленных материалов, заявители подали в администрацию городского округа Саранска уведомления о проведении публичных мероприятий на Советской площади 9 марта 2014 года и 29 марта 2014 года, однако в связи с проведением в том же месте и в то же время других массовых и публичных мероприятий им было предложено провести публичные мероприятия в одном из специально отведенных для проведения публичных мероприятий мест. Заявители обжаловали отказы в согласовании публичных мероприятий в суды общей юрисдикции, однако в удовлетворении их требований было отказано.
По мнению заявителей, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 29 (части 1, 3 и 4), 31 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той части, в какой допускают неограниченное усмотрение органов публичной власти в определении обстоятельств, позволяющих отказать в согласовании проведения публичного мероприятия в конкретном месте, и фактически сводят процедуру согласования к разрешительному режиму проведения публичных мероприятий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее неоднократно обращался к вопросу о конституционных параметрах процедуры согласования публичного мероприятия, предусмотренной Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Постановление от 14 февраля 2013 года N 4-П; определения от 2 апреля 2009 года N 484-О-П и от 1 июня 2010 года N 705-О-О).
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам (постановление от 10 июля 2012 года по делу "Берладир и другие против России").
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются обязательными для правоприменительных органов, осуществляющих применение части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в том числе судов, разрешающих споры между организаторами публичных мероприятий и органами публичной власти. Иное - не учитывающее правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации - истолкование данных законоположений не будет соответствовать их действительному смыслу и недопустимо в правоприменительной практике, поскольку привело бы к нарушению конституционных прав граждан.
Обеспечение применения части 5 статьи 5 и пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств каждого конкретного дела, что относится к полномочиям судов общей юрисдикции, и, следовательно, возникающие случаи отступления от смысла данных положений, как он выявлен Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат исправлению в рамках системы судов общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Признать жалобу граждан Алешина Василия Викторовича, Елаева Ивана Александровича и других не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителями вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы об обязанности организатора публичного мероприятия предварительно согласовать место его проведения с местными властями.
По мнению заявителя, положения неконституционны. На практике они допускают неограниченное усмотрение органов публичной власти в определении обстоятельств, которые позволяют отказать в согласовании проведения публичного мероприятия в конкретном месте.
Тем самым нормы фактически сводят процедуру согласования к разрешительному режиму проведения публичных мероприятий.
Отклоняя такие доводы, КС РФ отметил следующее.
Исходя из ранее сформулированных позиций, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" имеет определенное значение.
Так, не предполагается, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму.
Орган власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения.
Причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранить нормальное и бесперебойное функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо поддержать общественный порядок, обеспечить безопасность граждан.
Также это может быть обусловлено иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При согласовании представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно.
При этом организатору должен быть предложен такой вариант, который позволял бы реализовать его цели.
В свою очередь, организатор должен предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов.
Как подчеркнул КС РФ, приведенные позиции являются обязательными для правоприменительных органов. Иное толкование норм не допускается, поскольку не будет приводить к нарушению конституционных прав.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2014 г. N 2975-О "По жалобе граждан Алешина Василия Викторовича, Елаева Ивана Александровича и других на нарушение их конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Текст Определения официально опубликован не был