Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 декабря 2014 г. N 03-07-08/65464
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации и территории иностранного государства, оказываемых российской организацией по договорам подряда по проектированию указанного недвижимого имущества как иностранным организациям, так и резидентам Российской Федерации, и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под авторским надзором понимается контроль лица, осуществляющего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации. В связи с этим в целях налога на добавленную стоимость услуги по авторскому надзору следует рассматривать в качестве вспомогательных услуг по отношению к проектным услугам.
Пунктом 3 статьи 148 Кодекса установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных услуг, на основании которого местом реализации таких услуг признается место реализации основных услуг.
На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации проектных услуг (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги) определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство).
Принимая во внимание, что местом реализации проектных услуг, оказываемых российской организацией иностранным организациям, территория Российской Федерации не признается, местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией иностранным организациям (в том числе иностранной организации, имеющей представительство в Российской Федерации, не участвующее в оказании этих услуг), территория Российской Федерации также не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
В случае оказания российской организацией проектных услуг российским организациям и индивидуальным предпринимателям местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по авторскому надзору за строительством объектов и сооружений, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией российским организациям и индивидуальным предпринимателям признается территория Российской Федерации и обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возлагается на российскую организацию, оказывающую данные услуги.
Что касается налога на прибыль организаций, то на основании статей 246, 247, 309 и 310 Кодекса иностранная организация признается плательщиком налога на прибыль организаций при получении дохода от источников в Российской Федерации, а также от деятельности на территории Российской Федерации. Налоговым агентом признается российская организация, выплачивающая доход в пользу иностранного юридического лица.
В случае выплаты доходов иностранной организацией или резидентом Российской Федерации российской организации обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль организаций возлагается на российскую организацию, получающую доход.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу применения НДС и налога на прибыль в отношении услуг по авторскому надзору за строительством расположенных в РФ и за рубежом объектов и сооружений, оказываемых отечественной организацией иностранным и российским компаниям по договорам подряда по проектированию указанной недвижимости.
В целях НДС услуги по авторскому надзору следует рассматривать в качестве вспомогательных по отношению к проектным услугам. Местом реализации вспомогательных услуг признается место реализации основных услуг.
Место реализации проектных услуг определяется по месту ведения деятельности их покупателя. При этом последним является Россия, если покупатель фактически присутствует в нашей стране на основе госрегистрации. При ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств - на основании места, указанного в учредительных документах, места управления, нахождения постоянно действующего исполнительного органа, представительства (если услуги приобретены через него).
Таким образом, местом реализации проектных услуг, оказываемых отечественным юрлицом иностранным организациям, Россия не является. Следовательно, местом реализации вышеназванных услуг по авторскому надзору, предоставляемых зарубежным компаниям (в т. ч. имеющим российское представительство, не участвующее в оказании услуг), наша страна не признается. Значит, такие услуги НДС не облагаются.
Если проектные услуги предоставляются отечественным организациям и ИП, местом их реализации является Россия. Поэтому местом реализации указанных услуг по авторскому надзору, оказываемых нашим юрлицам и предпринимателям, признается Российская Федерация. В таком случае исчислить и уплатить НДС должна российская организация, предоставляющая услуги.
Иностранная компания признается плательщиком налога на прибыль при получении дохода от источников в России, а также от деятельности на нашей территории. Налоговым агентом является отечественное юрлицо, выплачивающее доход.
Если доход выплачивается российской организации, исчислить и уплатить налог обязана она.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 декабря 2014 г. N 03-07-08/65464
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2015 г., N 4