Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 декабря 2014 г. N 03-02-08/64580
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
1. Абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, в третью очередь осуществляется списание денежных средств по поручениям налоговых органов, предусматривающим уплату налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
В письме Минфина России от 10.04.2014 N 03-02-07/1/16352, направленном в Банк России, выражена позиция Министерства об исполнении исполнительных документов, предусматривающих списание денежных средств в счет перечисления в бюджетную систему Российской Федерации пеней и штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), в четвертую очередь.
Списание денежных средств по платежным документам, не указанным в первой-четвертой очередях, осуществляется на основании пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в пятую очередь.
Поскольку исполнение поручений налоговых органов, которые не являются исполнительными документами, на перечисление в соответствии с Кодексом пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не предусмотрено в первую-четвертую очереди, такие поручения на основании пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации исполняются в пятую очередь.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 19.02.2014 N 03-02-07/1/6932 указано о том, что пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено списание денежных средств в счет погашения задолженности по пеням и штрафам на основании поручений налоговых органов в третью очередь.
В письме от 08.05.2014 N 02-08-12/22232 выражена позиция Департамента бюджетной методологии по обращению заявителя с учетом конкретных обстоятельств, изложенных в этом обращении.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счету в банке на основании решения налогового органа означает прекращение банком всех расходных операций по этому счету, если иное не предусмотрено названным пунктом и пунктом 2 указанной статьи.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение требований по списанию денежных средств, предусмотренных в первую, вторую и третью (если соответствующие платежные документы поступили раньше поручения налогового органа на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации) очереди, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в принудительном порядке посредством взыскания этих платежей.
Следовательно, расходные операции по требованиям, относящимся к третьей очереди и предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если соответствующие платежные документы поступили позднее поручения налогового органа на перечисление налогов и сборов, а также четвертой и пятой очередям, предусмотренным пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, приостанавливаются в соответствии с решением налогового органа о приостановлении операций по счету, принятым на основании пункта 2 статьи 76 Кодекса, за исключением операций, указанных в пункте 1 статьи 76 Кодекса.
3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пунктах 3, 7-9 статьи 76 Кодекса и в пункте 10 статьи 101 Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 46 Кодекса при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика-организации в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 Кодекса (пункт 1 статьи 47 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 47 Кодекса и статьей 70 указанного Федерального закона взыскание задолженности в рамках возбужденного исполнительного производства может быть обращено на наличные денежные средства.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если на счете недостаточно денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к лицу требований, то они списываются в очередности, установленной ГК РФ.
Разъяснено, что поручения налоговых органов на перечисление в соответствии с НК РФ пеней и штрафов в бюджет исполняются в пятую очередь (в порядке календарной очередности).
Относительно приостановления операций по счетам в банке указано следующее.
Данное действие не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и по их перечислению в бюджет.
Исполнение требований по списанию средств, предусмотренных в первую, вторую и третью (если соответствующие документы поступили раньше поручения инспекции на перечисление долга) очереди, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в принудительном порядке.
Следовательно, расходные операции по требованиям, относящимся к третьей очереди и предусматривающим перечисление или выдачу средств для расчетов по оплате труда, если документы поступили позднее поручения, а также четвертой и пятой очередям, приостанавливаются, за исключением вышеуказанных операций.
При недостаточности или отсутствии средств на счетах организации инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества. Судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление.
Взыскание задолженности в рамках возбужденного исполнительного производства может быть обращено на наличные денежные средства.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 декабря 2014 г. N 03-02-08/64580
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 3-9 марта 2015 г. N 9