Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 8 декабря 2014 г. N 03-03-06/1/62816
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций дохода, в виде присужденных международным арбитражем в пользу организации сумм возмещения ущерба в связи с нарушением соглашения и сообщает следующее.
Как следует из письма, международный арбитраж присудил в пользу налогоплательщика суммы возмещения ущерба в связи с нарушением иностранным государством соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" внереализационными доходами, в частности признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Необходимо отметить, что в указанном обращении отсутствует информация, необходимая для применения норм права, в частности статьи 271 НК РФ, а именно о наличии либо отсутствии факта признания должником задолженности, о дате и месте исполнения судебного решения международного коммерческого арбитража, а также о том, в юрисдикции какого государства находится должник.
Вместе с тем, если задолженность должником признана не была, судебное решение международного коммерческого арбитража не было исполнено в другом государстве, а заявление о признании и приведении в исполнение решения международного коммерческого арбитража подано в арбитражный суд, входящий в систему арбитражных судов Российской Федерации, полагаем правомерным следующий порядок применения норм статьи 271 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5228-1 "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Закон о международном арбитраже) не предусматривает порядок вступления в законную силу решений международного коммерческого арбитража, устанавливая необходимость их признания и приведения в действие посредством обращения в компетентный суд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "5338-I"
Изложенное также подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 по делу N А33-29391/2005).
Порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, в том числе международного коммерческого арбитража, регулируется главой 31 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 11 статьи 245 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения международного коммерческого арбитража арбитражный суд выносит определение по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ для принятия решения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 11 статьи 245" имеется в виду "частью 1 статьи 245"
Согласно статье 180 АПК РФ указанное определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения международного коммерческого арбитража, вступает в силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если в арбитражный суд кассационной инстанции не подана жалоба, предусмотренная частью 3 статьи 245 АПК РФ.
Таким образом, датой вступления в законную силу решения международного коммерческого арбитража в целях подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ будет являться дата вступления в законную силу определения арбитражного суда Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение решения международного коммерческого арбитража.
Понятие решение суда, вступившее в законную силу, используется в действующей системе правового регулирования применительно к судебным актам, принимаемым государственными судами (статья 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Кроме того, Российская Федерация является участником Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958) - (далее Конвенция), регулирующей вопросы признания и исполнения решений международных арбитражных судов.
Учитывая положения статьи III Конвенции, решение, принятое по спору между российской и иностранной компанией международным коммерческим арбитражем, будет являться обязательным для исполнения в случае его легализации компетентным судом Российской Федерации.
Таким образом, наличие решения международного арбитража само по себе не порождает прав и соответствующих обязанностей у организации по отнесению сумм возмещения убытков в состав внереализационных доходов с даты вынесения данного решения.
При этом согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 14715/06 в случае добровольного исполнения арбитражного решения не исключается возможность включения соответствующих сумм в состав внереализационных доходов, однако в этом случае подлежат применению положения статьи 250 НК РФ, устанавливающие в качестве условия для включения сумм пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств признание долга должником с учетом даты признания такого долга.
При этом признание долга должно производиться в активной форме.
Учитывая изложенное полагаем, что суммы возмещения ущерба, присужденные международным арбитражем в связи с нарушением соглашения, признаются налогоплательщиком в составе внереализационных доходов согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ на момент придания решению международного арбитража законной силы посредством процедуры его признания и приведения в исполнение, либо на момент признания должником задолженности в активной форме.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативно-правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.