В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления ОАО "МРСК Сибири" (регистрационный номер вх. N ФСТ-6404-27 от 17.03.2014) о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", с Региональной энергетической комиссией Красноярского края, рассмотрев представленные ОАО "МРСК Сибири" и Региональной энергетической комиссией Красноярского края обосновывающие материалы, установлено следующее.
Спор возник с Региональной энергетической комиссией Красноярского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики приказами от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", от 29.01.2014 N 6-п "Об исправлении технических ошибок в приказе Региональной комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 430-П "Об установлении (пересмотре) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края за исключением тарифной группы потребителей "население и приравненных к нему категорий потребителей" установил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Красноярского края и индивидуальные тарифы для ОАО "МРСК Сибири" на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края на 2014 год.
ОАО "МРСК Сибири" считает, что утвержденные Региональной энергетической комиссией Красноярского края единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Красноярского края и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями, не обеспечивают сбор необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" в 2014 году (выпадающие доходы ОАО "МРСК Сибири" составят 2 350 137 тыс. руб.).
По мнению ОАО "МРСК Сибири", тарифы, утвержденные приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края, с учетом применения объемных показателей не обеспечивают сбор необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" (далее - НВВ) на 2014 год, утвержденной Региональной энергетической комиссией Красноярского края приказом от 19.12.2013 N 397-п. В соответствии с данным приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края N 397-п "О внесении изменения в приказ РЭК Красноярского края от 25.10.2012 г. N 165-п "Об утверждении необходимой валовой выручки филиала Красноярскэнерго ОАО "МРСК Сибири" на долгосрочный период регулирования на 2012-2017 годы" НВВ установлено без учета оплаты потерь в размере 6 924 522,42 тыс. руб.
ОАО "МРСК Сибири" считает, что в результате применения тарифов, утвержденных приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края, и согласованных с контрагентами, объемов переданной электрической энергии величина дефицита составляет 2 350 137 тыс. руб.
ОАО "МРСК Сибири" просит ФСТ России дать указание Региональной энергетической комиссии Красноярского края о пересмотре индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, путем пересмотра необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, что позволит компенсировать недополученную выручку ОАО "МРСК Сибири" в размере 2 350 137 тыс. руб.
Согласно п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания), расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
ФСТ России проверив расчет собираемости необходимой валовой выручки филиалом ОАО "МРСК Сибири" "Красноярскэнерго" в 2014 году отмечает следующее.
Исходя из плановых объемов полезного отпуска электрической энергии (мощности) потребителям и перетоков между смежными сетевыми организациями Красноярского края, учтенных Региональной энергетической комиссией Красноярского края при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год, плановая выручка ОАО "МРСК Сибири" составит 8 247 021 тыс. руб.
Расходы ОАО "МРСК Сибири" на оплату услуг смежных сетевых организаций составят 1 154 025 тыс. руб. Затраты ОАО "МРСК Сибири" на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии учтены Региональной энергетической комиссией Красноярского края в сумме 2 518 611 тыс. руб.
Таким образом, выручка ОАО "МРСК Сибири" на содержание сетей составит 4 574 385 тыс. руб. (8 247 021 - 1 154 025 - 2 518 611), что меньше установленной Региональной энергетической комиссией Красноярского края необходимой валовой выручки для ОАО "МРСК Сибири" на 2014 год (6 924 522,42 тыс. руб.).
Следовательно, установленные в Красноярском крае единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями не обеспечивают ОАО "МРСК Сибири" доход в размере установленной необходимой валовой выручки, что противоречит требованиям п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2.
Согласно п. 3(1). Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669, предметом рассмотрения спора являются требования заявителей, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях", а также цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
ФСТ России отмечает, что ОАО "МРСК Сибири", в рассматриваемом заявлении, просит ФСТ России дать указание Региональной энергетической комиссии Красноярского края о пересмотре индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, путем пересмотра необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, что позволит компенсировать недополученную выручку ОАО "МРСК Сибири" в размере 2 350 137 тыс. руб.
Порядок расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии определен п. 52 Методических указаний.
В своем заявлении ОАО "МРСК Сибири" не приводит ссылок на нормы действующего законодательства, которые нарушены Региональной энергетической комиссией Красноярского края при расчете и установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций Красноярского края на 2014 год.
На основании вышеизложенного ФСТ России считает, что требование ОАО "МРСК Сибири" по настоящему спору удовлетворению не подлежит.
Также, ФСТ России отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2014 N 1144 определен порядок предоставления в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике в рамках подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики". Согласно указанному постановлению Правительства сумма субсидий из федерального бюджета бюджету Красноярского края на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике на 2014 год составляет 1 500 000 тыс. руб.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые подробно изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 19.12.2014 г. N СЗ-303), приказываю:
1. Отказать в удовлетворении требований ОАО "МРСК Сибири", указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Региональной энергетической комиссией Красноярского края.
2. Признать, что установленные Региональной энергетической комиссией Красноярского края тарифы на услуги по передаче электрической энергии в Красноярском крае не обеспечивают собираемость необходимой валовой выручки ОАО "МРСК Сибири" в 2014 году.
3. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.03.2015 устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год, указанные в настоящем приказе, приняв решение о способе компенсации расходов. При этом источником возмещения могут быть средства бюджета Красноярского края либо средства, дополнительно предусмотренные при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии в текущем и (или) последующих периодах регулирования.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались вышеуказанные решения.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 декабря 2014 г. N 2398/2-д "Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "МРСК Сибири" о рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией Красноярского края"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 6 февраля 2015 г. N 4