Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N АКПИ14-1186 Об оспаривании пункта 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. N 101-э/3

Решение Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N АКПИ14-1186

 

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N АПЛ15-97 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M.

при секретаре Березиной А.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мироненко Н.И. о признании частично недействующим пункта 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. N 101-э/3, установил:

приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 28 апреля 2014 г. N 101-э/3 (далее - Приказ) утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 июня 2014 г., регистрационный номер 32591, опубликован 11 июня 2014 г. в "Российской газете".

Пункт 9 Методических указаний включает в расчет платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок расходы на разработку газораспределительными организациями (далее - ГРО) проектной документации, выполнение ГРО технических условий, проверку ГРО выполнения заявителем технических условий, осуществление ГРО фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа (абзацы первый-пятый). В состав расходов ГРО на разработку проектной документации входят, в том числе, проведение кадастровых и землеустроительных работ, согласование выделения земли под выполнение строительно-монтажных работ, информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (реконструкции) органами государственной власти или местного самоуправления, разработка проекта рекультивации (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения), проведение экспертиз проектной документации, предусмотренных действующим законодательством (абзац шестой). В состав расходов ГРО на выполнение технических условий входят, в том числе, аренда земли под строительство (реконструкцию) сетей газораспределения и объектов на них на время строительства (реконструкции), возмещение убытков и затрат на рекультивацию (при нарушении земель сельскохозяйственного назначения) (абзац седьмой). В состав расходов ГРО на проведение пуска газа входит, в том числе, стоимость газа, используемого на продувку газопроводов (абзац восьмой).

Мироненко Н.И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 9 Методических указаний в части включения в расчет платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, затрат газораспределительных организаций (ГРО) на разработку проектной документации, проверку газораспределительной организацией выполнения заявителем технических условий, осуществление газораспределительной организацией фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа, а также расходов газораспределительной организации на выполнение технических условий, непосредственно не связанных со строительством объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов капитального строительства, ссылаясь на то, что в нарушение требований статьи 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 (далее - Основные положения), и Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314 (далее - Правила), ФСТ России превысила предоставленные ей полномочия и включила в состав платы за подключение расходы ГРО на выполнение мероприятий по подключению, не предусмотренные указанными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. По мнению заявителя, оспариваемые нормы неправомерно возлагают на нее обязанности компенсировать расходы ГРО на подключение к сетям газораспределения в размере, не предусмотренном актами, имеющими большую юридическую силу, то есть указанными постановлениями Правительства Российской Федерации.

ФСТ России по тарифам и Министерство юстиции Российской Федерации, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в письменных возражениях на заявление указали на то, что Методические указания утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах компетенции, определенной Правительством Российской Федерации в постановлениях от 29 декабря 2000 г. N 1021, от 30 июня 2004 г. N 332 и от 30 декабря 2013 г. N 1314, не противоречат действующему законодательству, права, свободы и законные интересы заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителя Баханова Д.В., возражения представителей заинтересованных лиц Исаева И.Ю., Михеева И.Р. и Бабченко В.Н., проверив оспариваемые положения на соответствие федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей требование заявителя не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями первой и второй статьи 23.2 Федерального закона N 69-ФЗ плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическим указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Пунктом 10 Основных положений предусмотрено, что регулирование размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, является Федеральная служба по тарифам.

Пунктом 4 постановления от 30 декабря 2013 г. N 1314 Правительство Российской Федерации поручило ФСТ России в срок до 1 марта 2014 г. разработать с участием Министерства экономического развития Российской Федерации и утвердить методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.

Письмом от 29 апреля 2014 г. за N 9544-СБ/Д07и Министерство экономического развития Российской Федерации согласовало разработанный ФСТ России проект методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Приказом ФСТ России от 28 апреля 2014 г. N 101-э/3 данные методические указания были утверждены. Приказ зарегистрирован в Минюсте России и официально опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый заявителем в части нормативный акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением установленной законом процедуры.

Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в области газоснабжения, предоставленные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона N 69-ФЗ, постановлением от 30 декабря 2013 г. N 1314 утвердило Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

По смыслу указанных правил, под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения (абзац второй пункта 2). При этом подключение и технологическое присоединение являются равнозначными терминами. Подключение фактически есть технологическое присоединение. Фактическое присоединение - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя (абзац шестой пункта 2).

В силу пункта 97 Правил мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; г) проверку исполнителем выполнения заявителем технических условий; д) осуществление исполнителем фактического подключения объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

Основными положениями предусмотрено, что состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется Федеральной службой по тарифам. При этом Правительство Российской Федерации в полном соответствии с требованиями части третьей статьи 23.2 Федерального закона N 69-ФЗ установило, что одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации и (или) при установлении платы за технологическое присоединение (пункт 26 (20). При определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов (пункт 26 (18).

Следовательно, средства для компенсации расходов на работы, связанные со строительством газораспределительных сетей на участке и внутри присоединяемых объектов заявителя не компенсируются газораспределительной организации при определении платы за технологическое присоединение и не связаны с определением состава расходов, учитываемых при установлении платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.

Из содержания приведенных норм следует, что пункт 9 Методических указаний не включает в состав платы за технологическое присоединение расходы ГРО на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не подлежащие включению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что в соответствии с пунктом 26 (18) Основных положений в состав платы за технологическое присоединение подлежат учету лишь расходы газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов, а не затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, и доводы о неправомерности включения для целей расчета платы за технологическое присоединение затрат газораспределительных организаций на разработку проектной документации, проверку газораспределительной организацией выполнения заявителем технических условий, осуществление газораспределительной организацией фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа, а также расходов газораспределительной организации на выполнение технических условий являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании положений статьи 23.2 Федерального закона N 69-ФЗ и указанных выше постановлений Правительства Российской Федерации.

Пунктами 62, 83 Правил установлено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами, содержит существенные условия, к которым относится размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.

Из системного толкования законодательства Российской Федерации в сфере государственного регулирования газоснабжения и положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 421, 426) следует, что заключение потребителем услуг по газоснабжению договора о технологическом присоединении обусловлено волеизъявлением такого потребителя получить соответствующие услуги в сфере газоснабжения.

С учетом изложенного оспариваемыми положениями Методических указаний на заявителя не возлагается обязанность по возмещению расходов

ГРО, не предусмотренных нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, по договору о подключению к сетям газораспределения.

При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Мироненко Н.И. о признании частично недействующим пункта 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. N 101-э/3, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

A.M. Назарова

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N АКПИ14-1186


Текст решения официально опубликован не был


Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N АПЛ15-97 настоящее решение оставлено без изменения