Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 55-АПГ14-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Калининой Л.А. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 августа 2014 года о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу абзаца третьего в части включения в формулу расчёта нормативов расходов в части оплаты труда учебно-вспомогательного персонала (Нувп) коэффициента "Ку", абзацев десятого, тринадцатого-семнадцатого пункта 2 части 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 20 июня 2014 года N 277 "О внесении изменений в Методику расчёта нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организаций, утверждённую постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 августа 2013 года N 453".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Республики Хакасия Голощапова Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Администрации города Абакана Миненковой Н.В., просившей оставить решение суда первой инстанции без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
13 августа 2013 года Правительством Республики Хакасия принято постановление N 453 "Об утверждении Методики расчёта нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организаций", 20 июня 2014 года в него внесены изменения, текст постановления от 20 июня 2014 года N 277 опубликован 25 июня 2014 года в бюллетене "Вестник Хакасии" N 40.
Администрация города Абакана обратилась в суд с заявлением о признании недействующими абзаца третьего (в части) и абзацев десятого, тринадцатого-семнадцатого пункта 2 части 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 20 июня 2014 года N 277.
По мнению заявителя, включение Правительством Республики Хакасия в оспариваемую формулу расчёта нормативов расходов на оплату труда учебно-вспомогательного персонала (Нувп) коэффициента Ку, учитывающего максимально допустимый объём образовательной нагрузки на детей в дошкольной образовательной организации в день, не обеспечивает вопреки предписаниям пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежащего объёма финансирования обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
Правительство Республики Хакасия возражало против удовлетворения заявленных требований.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 18 августа 2014 года заявление администрации города Абакана удовлетворено, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац третий в части включения в формулу расчёта нормативов расходов в части оплаты труда учебно-вспомогательного персонала (Нувп) коэффициента "Ку", абзацы десятый, тринадцатый-семнадцатый пункта 2 части 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 20 июня 2014 года N 277 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 13 августа 2013 года N 453 "О внесении изменений в Методику расчёта нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организаций, утверждённую постановлением Правительства Республики Хакасия от 13 августа 2013 года N 453".
В апелляционной жалобе Правительство Республики Хакасия просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суть доводов сводится к тому, что при вынесении решения судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что рабочий день учебно-вспомогательного персонала дошкольных образовательных организаций делится на мероприятия по обучению (это время составляет не более двух часов в день) и мероприятия по присмотру и уходу за детьми, за счёт бюджета субъекта Российской Федерации финансируются мероприятия только по обучению.
Администрацией города Абакана представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявление администрации города Абакана, суд справедливо исходил из того, что установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с обеспечением прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, предполагает оплату труда работников дошкольной образовательной программы, в том числе воспитателей, прочих педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала (младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.), административно-управленческого и обслуживающего персонала, за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего спорное правоотношение.
По общему правилу к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 2014 года), пункты 1 и 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2014 года).
В силу пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2014 года), пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2014 года) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом нормативы, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, как это следует из предписаний части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2014 года), определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учётом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий и иных предусмотренных данным федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности.
Обращает на себя внимание и тот факт, что федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2014 года).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 года N 30384), содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие (пункт 2.6). Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализоваться в различных видах деятельности, в том числе в общении, игре, самообслуживании и действиях с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), элементарном бытовом труде, восприятии музыки, сказок, стихов, двигательной активности (пункт 2.7). Необходимым условием качественной реализации образовательной программы является её непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени её реализации в образовательной организации или в группе (пункт 3.4.1). Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объёме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учётом типа организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности образовательной программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией, в том числе и расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу (пункт 3.6.3).
При таких данных, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что установление Правительством Республики Хакасия в постановлении от 20 июня 2014 года N 277 коэффициента, учитывающего максимально допустимый объём образовательной нагрузки на детей в дошкольной образовательной организации, равного двум часам в день, не обеспечивает надлежащего объёма финансирования обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и, как следствие, снижает уровень государственных гарантий реализации данного права, а также нарушает бюджетные права местного самоуправления, возлагает на органы местного самоуправления реализацию государственных полномочий по финансовому обеспечению государственных гарантий реализации указанного права в объёме финансирования 75 процентов фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала дошкольных организаций.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе доводов, влекущих безусловную отмену решения в суде апелляционной инстанции, не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 18 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 55-АПГ14-15
Текст определения официально опубликован не был