Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 306-КГ14-1616
Резолютивная часть определения объявлена 14 января 2015 г.
Полный текст определения изготовлен 21 января 2015 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Разумова И.В.,
судей Кирейковой Г.Г. и Шилохвоста О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2014 по делу N А49-8135/2013 Арбитражного суда Пензенской области и материалы названного дела по заявлению федерального государственного унитарного предприятия Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" об оспаривании решения и предписания от 04.10.2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от федерального государственного унитарного предприятия Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" - Журавлев О.И. (доверенность от 19.12.2014) и Якименко О.Ю. (доверенность от 23.12.2014);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области - Вовкивская Л.В. (доверенность от 12.01.2015), Демидова Е.Н. (доверенность от 11.11.2014) и Кузнецова О.Н. (приказ от 06.12.2013 N 1353-К).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г., объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
федеральное государственное унитарное предприятие Федеральный научно-производственный центр "Производственное объединение "Старт" имени М.В. Проценко" (Пензенская область, г. Заречный; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании решения и предписания от 04.10.2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (г. Пенза; далее - УФАС, антимонопольный орган).
К участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дива-С" (г. Самара; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.12.2013 (судья Дудорова Н.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 (судьи Попова Е.Г., Захарова Е.И., Юдкин А.А.) производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергоучет" прекращено; решение от 23.12.2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба предприятия - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2014 (судьи Егорова М.В., Мухаметшин Р.Р., Логинов О.В.) решение от 23.12.2013 и постановление от 22.04.2014 отменены - за исключением прекращения производства по апелляционной жалобе ООО "Энергоучет". Заявление предприятия о признании недействительными решения и предписания УФАС от 04.10.2013 по делу N 3-09/11-2013 удовлетворено. Производство по кассационной жалобе ООО "Энергоучет" на указанные судебные акты прекращено.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на неправильное применение судом округа норм материального права, просит постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г. от 11.12.2014 кассационная жалоба антимонопольного органа с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на жалобу антимонопольного органа предприятие поддерживает толкование судом округа норм законодательства о закрытом административном территориальном образовании (далее - ЗАТО) как ограничивающих участие в конкурсе юридических лиц, не зарегистрированных на территории ЗАТО.
В судебном заседании представители УФАС поддержали доводы жалобы, а представители предприятия - доводы отзыва.
Представители общества своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе УФАС, отзыве предприятия, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, предприятием 23.05.2013 на сайте www.a-k-d.ru размещено извещение N С019899 о проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без квалификационного отбора "Выполнение проектных и строительно-монтажных работ по установке узлов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилых многоквартирных домах г. Заречного (2-ая очередь)".
В антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика (предприятия) обратилось общество, чья заявка была отклонена в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.06.2013 N С019899.
Рассмотрев указанную жалобу по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган вынес решение по делу от 04.10.2013 N 3-09/11-2013, которым признал предприятие нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Антимонопольный орган сделал вывод о том, что конкурсной документацией установлено требование к участнику конкурса об обязательной регистрации на территории ЗАТО г. Заречный Пензенской области, в связи с чем лица, не имеющие такой регистрации, не могли быть допущены к участию в конкурсе. Антимонопольный орган счел, что такое положение конкурсной документации приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в связи с чем выдал предприятию предписание в срок до 28.10.2013 прекратить названные действия, нарушающие пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Также предприятию в срок до 28.10.2013 предписано привести пункт 3.1.2 раздела 3 конкурсной документации открытого одноэтапного конкурса в электронной форме в соответствие с требованиями Единого отраслевого стандарта закупок (Положения о закупках) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Несогласие предприятия с вынесенными решением и предписанием УФАС явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности вывода антимонопольного органа о нарушении предприятием антимонопольного законодательства. Суды посчитали, что требование обязательной регистрации по месту выполнения работ (оказания услуг), предъявляемое к участнику конкурса, не соответствует закрепленным в статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целям развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также предусмотренным статьей 3 названного Закона принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Кроме того, суды указали, что оспариваемое ограничение не следует из Положения о порядке обеспечения особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 (далее - Положение N 693).
Суд округа, отменяя судебные акты, сделал вывод о том, что в пункте 2.4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1) и в пункте 30 Положения N 693 установлен особый режим функционирования ЗАТО, включающий ограничения на право осуществления хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Между тем судом округа неправильно истолкованы приведенные положения Закона N 3297-1 и Положения N 693.
В соответствии со статьей 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, перечисленными в статье 3 Закона N 223-ФЗ, в числе которых равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 2.4 статьи 3 Закона N 3297-1 право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории закрытого административно-территориального образования имеют юридические и физические лица, отвечающие требованиям обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании, предусмотренным в соответствии со статьей 3 названного Закона.
Из содержания статьи 3 Закона N 3297-1 (пункт 2.2) следует, что на территории ЗАТО не допускается деятельность организаций, учредителями которой являются иностранные граждане, лица без гражданства иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также деятельность международных организаций (объединений).
Остальные положения названной статьи, включая пункт 2.4, не содержат запрета на осуществление деятельности на территории ЗАТО иным юридическим лицам и предпринимателям, а устанавливают особый режим безопасного функционирования организаций и объектов в ЗАТО, предусматривающий применительно к ведению хозяйственной и предпринимательской деятельности ограничения, вытекающие из ограничений на въезд на территорию ЗАТО, содержащихся в разделе IV Положения N 693.
Пункт 30 Положения N 693, принятого в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 3297-1, включен в раздел VII Положения N 693, которым определяется порядок и условия деятельности юридических лицах на территории ЗАТО на постоянной основе.
Анализ пункта 30 Положений N 693 в совокупности с пунктом 25 названного Положения позволяет сделать вывод о том, что в нем не содержится императивного требования о необходимости выполнения работ (оказания услуг) для потребностей населения ЗАТО исключительно лицами, зарегистрированными на территории ЗАТО. Нормы пункта 30 Положения N 693 не относятся к условиям, ограничивающим применение законодательных и нормативных актов о закупках на территории ЗАТО. Такого ограничения нет и в Законе N 223-ФЗ.
По существу приведенными пунктами Положения N 693 установлены специальные правила осуществления хозяйственной деятельности на территории ЗАТО (условия и порядок получения разрешения на въезд работников на территорию ЗАТО), которые участники проводимых конкурсов должны учитывать при подаче заявок и безусловно соблюдать в случае признания их победителями. Вместе с тем названные условия не могут быть истолкованы как исключающие саму возможность осуществления такой деятельности и участие в конкурсных процедурах российских хозяйственных обществ, не зарегистрированных на территории ЗАТО.
Поскольку требование об обязательной регистрации юридических лиц на территории ЗАТО для осуществления предпринимательской деятельности законодательством о ЗАТО не установлено, предусмотренное пунктом 3.1.2 раздела 3 конкурсной документации ограничение противоречило положениям статей 1 и 3 Закона N 223-ФЗ и Закону о защите конкуренции, в связи с чем заявление предприятия не подлежало удовлетворению.
Выводы суда округа об обратном существенно нарушают приведенные нормы материального права, что повлияло на исход дела, и без устранения этого нарушения невозможно восстановление и защита нарушенных публичных интересов.
С учетом изложенного постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа подлежит отмене. Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и не нарушили нормы процессуального права, решение от 23.12.2013 и постановление от 22.04.2014 подлежат оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2014 по делу N А49-8135/2013 Арбитражного суда Пензенской области отменить.
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по настоящему делу оставить в силе.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий |
И.В. Разумов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
О.Ю. Шилохвост |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В адрес предприятия было вынесено антимонопольное предписание.
Поводом для этого послужило проведение предприятием конкурса на выполнение работ в ЗАТО.
В качестве одного из требований предусматривалась обязательная регистрация участника на территории ЗАТО.
Антимонопольный орган счел, что такое требование конкурсной документации нарушает Закон о защите конкуренции, т. к. лица, не имеющие подобной регистрации, не могут быть допущены к участию в конкурсе.
СК по экономическим спорам ВС РФ поддержала позицию антимонопольного органа.
Как пояснила Коллегия, надо учитывать положения Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, а также Закона о ЗАТО.
Так, право вести предпринимательскую деятельность на территории ЗАТО имеют юридические и физические лица, отвечающие требованиям обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в подобном образовании.
Из закона следует, что на территории ЗАТО не допускается деятельность международных организаций (объединений), а также отдельных юрлиц.
Это юрлица, учредителями которых выступают иностранцы, апатриды и иностранные компании, иностранные некоммерческие неправительственные организации (их отделения).
При этом в законе нет запрета на ведение деятельности на территории ЗАТО иными юрлицами и ИП.
Установлен лишь особый режим безопасного функционирования организаций и объектов в ЗАТО, предусматривающий применительно к ведению хозяйственной и предпринимательской деятельности требования, вытекающие из ограничений на въезд в ЗАТО.
В данном случае речь шла о ЗАТО, на территории которого находились объекты госкорпорации "Росатом".
Порядок и условия деятельности юрлиц на такой территории определены специальным Положением. Оно не устанавливает императивного требования о том, что работы могут выполняться (услуги оказываться) для потребностей населения ЗАТО исключительно лицами, зарегистрированными только там.
Нет подобного требования и в Законе о ЗАТО.
Таким образом, законодательство не требует обязательной регистрации юрлиц на подобной территории для ведении ими предпринимательской деятельности в ЗАТО.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 306-КГ14-1616
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 70-ПЭК15
30.04.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 70-ПЭК15
26.03.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23108/15
14.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12328/13
22.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1416/2014
23.12.2013 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8135/2013