В связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Минкультуры России разъясняет отдельные вопросы оформления охранных обязательств.
Права собственности, другие вещные права, а также иные имущественные права на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия ограничены установленными пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ (далее - Закон) требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требованиями, установленными охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 Закона.
Региональные органы охраны объектов культурного наследия обращаются в Минкультуры России за разъяснениями порядка утверждения охранных обязательств и применения иных норм VIII главы Закона.
Минкультуры России, в порядке пункта 6.2. Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, разъясняет следующее.
1. В отношении каких объектов культурного наследия утверждаются охранные обязательства?
Охранные обязательства утверждаются органами охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном статьей 47.6 Закона. Охранные обязательства утверждаются в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр. В отношении выявленных объектов культурного наследия охранные обязательства не утверждаются.
2. Какие нормы применяются в таком случае в отношении выявленного объекта культурного наследия?
В отношении выявленного объекта культурного наследия непосредственно применяются положения статей 47.2 "Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия", 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия".
3. Сохраняют ли действие охранные обязательства, оформленные по правилам предыдущей редакции Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"?
Пункт 8 статьи 48 Закона, статья 17 Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ определяют, что правовая сила ранее оформленных (заключенных) охранных документов: охранно-арендных договоров, охранных договоров, охранных обязательств, а также паспортов объектов культурного наследия (при их наличии) сохраняется до их приведения в соответствие с требованиями статьи 47.6 Закона.
Таким образом, все обязательства собственников/пользователей объектов культурного наследия, акты технического состояния (технические отчеты), планы ремонтно-реставрационных работ, имевшиеся на 22 января 2015 года, сохраняют свою юридическую обязательность в полном объеме.
4. Какие нормы Закона подлежат применению в отношении объектов культурного наследия, в отношении которых по состоянию на 22 января 2015 года отсутствуют любые охранные документы?
В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Закона в случае отсутствия охранного обязательства, утвержденного в порядке статьи 47.6 Закона, а также ранее оформленных охранных документов, лица, у которых возникают в результате сделок, указанных в пункте 7 статьи 48 Закона, права собственности, другие вещные права, а также иные имущественные права в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, обязаны выполнять требования пунктов 1 - 3 статьи 47.3 Закона.
Минкультуры России полагает, что в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр, в отношении которых отсутствуют любые охранные документы, соответствующему органу охраны объектов культурного наследия, исходя из своей компетенции, надлежит направить всем установленным собственникам (пользователям) таких объектов уведомления о необходимости соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия, в частности - статьи 47.3 Закона.
Одновременно обращаем внимание региональных органов охраны объектов культурного наследия на следующее.
Обязанность оформления охранных документов в соответствии с ранее действовавшей редакцией Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" возлагалась на органы государственной охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации (в отдельных случаях - муниципальные органы). Отсутствие оформленных охранных документов на объекты культурного наследия возможно лишь в силу ненадлежащего, халатного исполнения органами охраны культурного наследия субъектов Российской Федерации (муниципальными органами) возложенных на них обязанностей. При поступлении информации о подобных фактах в Минкультуры России им будет дана соответствующая объективная оценка, при необходимости с выделением материалов в органы прокуратуры. Лица, непосредственно виновные в допущенных нарушениях, будут привлекаться к соответствующей ответственности.
5. Возможно ли оформление охранных документов по ранее установленным образцам?
Законом такая возможность не предусмотрена.
Даже в случае поступления в региональные органы охраны объектов культурного наследия заявлений в ранее установленном для оказания соответствующей государственной услуги порядке, с 22 января 2015 года утверждение охранных обязательств следует воспринимать как государственную функцию.
Административные регламенты и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в этой части применению с 22 января 2015 года не подлежат.
Региональные органы охраны объектов культурного наследия, до вступления в силу в установленном порядке нормативного правового акта Минкультуры России, предусмотренного статьей 47.6 Закона, должны руководствоваться пунктом 4 настоящих Разъяснений.
Неследование рекомендациям пункта 4 Разъяснений будет расцениваться органами Минкультуры России как неисполнение региональными органами охраны объектов культурного наследия полномочий по профилактике и предупреждению правонарушений в области охраны объектов культурного наследия.
6. Каковы особенности утверждения охранных обязательств на многоквартирные жилые дома?
Особенности утверждения и исполнения охранных обязательств в отношении жилых помещений или многоквартирных домов установлены статьей 56.1 Закона.
При этом ранее оформленные охранные документы в отношении таких объектов сохраняют свою силу до их приведения в соответствие с Законом.
Минкультуры России также обращает внимание региональных органов охраны объектов культурного наследия на следующее.
Региональные органы охраны объектов культурного наследия осуществляют свои полномочия самостоятельно и независимо от Минкультуры России и его территориальных органов. Отсутствие разъяснений Минкультуры России по тому или иному вопросу, связанному с реализацией Закона, не влечет за собой права регионального органа охраны объектов культурного наследия приостанавливать либо прекращать их осуществление.
|
Г.У. Пирумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства культуры РФ от 30 января 2015 г. N 26-01-39-ГП "О некоторых вопросах вступления в силу Федерального закона от 22.10.2014 г.N 315-ФЗ в части охранных обязательств"
Текст письма официально опубликован не был