Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 16 мая 1989 г. N 4946-89)
Взамен настоящих Санитарных правил постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 48 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.6.575-96 "Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест"
1. Общие положения
1.1. Санитарные правила формулируют основные требования к охране атмосферного воздуха, соблюдение которых должно обеспечить предупреждение неблагоприятного влияния загрязнения воздуха на здоровье населения и санитарно-бытовые условия его жизни.
1.2. Санитарные правила предназначены для проектных, строительных и других предприятий, учреждений и организаций, занимающихся размещением, строительством новых, реконструкцией (техническим перевооружением) и эксплуатацией существующих предприятий, сооружений и других объектов*, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также для санитарных врачей, осуществляющих государственный санитарный надзор в области охраны атмосферного воздуха.
1.3. Санитарные правила разработаны в соответствии с "Основами законодательства Союза СССР и союзных республик о здравоохранении", Законом СССР "Об охране атмосферного воздуха", Основами земельного, водного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды.
1.4. Требования по охране атмосферного воздуха, включаемые в Государственные стандарты и ведомственные нормативы, должны соответствовать положениям настоящих правил, а нормативы качества атмосферного воздуха не должны превышать гигиенические нормативы.
1.5. Санитарные правила являются общесоюзным нормативным документом и обязательным для соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.
Нарушение санитарных правил влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
1.6. Государственный контроль за соблюдением требований настоящих правил осуществляется органами и учреждениями санитарной службы Минздрава СССР и Минздрава союзных республик** в соответствии с действующим для этой службы положением.
2. Требования по охране атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции (техническом перевооружении) народно-хозяйственных объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха
2.1. Общие требования
2.1.1. Размещение, проектирование и строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов осуществляется в соответствии с предплановыми предпроектными и проектными документами, в составе которых должны быть представлены материалы о влиянии этих объектов на санитарное состояние окружающей среды (атмосферный воздух, водные объекты, почву и т.д.).
В соответствии с действующей нормативно-методической документацией такие материалы должны быть представлены в: Генеральной схеме развития и размещения производительных сил (Генеральная схема), схемах развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности (отраслевые схемы) и схемах развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам (территориальные схемы), технико-экономических обоснованиях (ТЭО) и расчетах (ТЭР) целесообразности строительства объектов, схемах расселения, районных планировок, генеральных планов групп промышленных предприятий с общими объектами, схемах и проектной градостроительной документации.
2.1.2. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении и эксплуатации действующих объектов должны приниматься меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятий по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.
Принимаемые меры должны обеспечить соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе селитебных территорий и 0,8 ПДК в местах массового отдыха населения.
К местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях Советов народных депутатов для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).
Соблюдение ПДК или 0,8 ПДК оценивается с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнения атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов.
2.1.3. Запрещается размещать, проектировать, строить и вводить в эксплуатацию объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающим установленные нормативы. Реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих объектов разрешается на таких территориях только при условии сокращения на них выбросов в атмосферу, до ПДВ с учетом перспективы развития.
2.2. Санитарные требования к выбору площадки для строительства
2.2.1. Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на стадии ТЭО (ТЭР). Ответственность за организацию выбора площадки (трассы) для строительства объектов, подготовку необходимых материалов и полноту согласований, намечаемых при этом решений несет заказчик проекта.
2.2.2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха площадки для строительства предприятий и других объектов, эксплуатация которых может сопровождаться выделениями вредных веществ в атмосферу, должны выбираться в промышленных зонах городов и других населенных пунктов в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами их развития или проектами планировки и застройки.
2.2.3. Площадка для строительства новых и расширения существующих объектов должна выбираться с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, естественного проветривания, а также закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере и условий туманообразования. Запрещается размещение предприятий I-го и II-го классов на площадках с неудовлетворительными аэроклиматическими условиями.
2.2.4. Вопрос о размещении новых и расширении существующих объектов на территориях, характеризующихся условиями застоя атмосферы (штили, температурные инверсии, устойчивые туманы), продолжающимися более 3-х дней подряд, решается в каждом конкретном случае Госстроем СССР совместно с Минздравом СССР или по их поручению соответствующими органами союзных республик.
2.2.5. Для объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, должна быть организована санитарно-защитная зона (СЗЗ), ширина которой определяется классом размещаемого производства. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны должна быть подтверждена расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха и районах размещения аналогичных действующих объектов.
2.2.6. При корректировке ширины СЗЗ с учетом преобладающих направлений ветра (р > 12,5%) запрещается сокращение по направлениям, имеющим р < 12,5%. При необходимости размещения новых производств на площадках существующих предприятий, расположенных в жилой зоне, возможность строительства их должна быть подтверждена расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, а также документом за подписью руководителей соответствующего министерства или ведомства о создании санитарно-защитной зоны нормативных размеров и переселении населения из ее территории к моменту окончания строительства данного производства.
2.2.7. Перечень материалов по охране атмосферного воздуха, представляемых в органы и учреждения санэпидслужбы на согласование на стадии выбора площадки, должен содержать:
обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая особенности физико-географических и аэроклиматических условий, рельефа местности, а также согласованных с органами государственного санитарного надзора данных о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием для них ПДК или ОБУВ. Для последних указывается срок действия, установленный нормативным документом или разрешением МЗ СССР. Запрещается исключать из перечня вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);
качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с приведением данных об эксплуатации наиболее совершенных аналогичных предприятий в отечественной и зарубежной практике;
намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения воздушного бассейна и использованию отходов производства;
данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосферу;
обоснование размеров и организации санитарно-защитной зоны;
расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения атмосферного воздуха с учетом действующих (фоновое загрязнение), строящихся и намечаемых к строительству объектов;
экономическую эффективность осуществления природоохранных мероприятий и оценку экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением атмосферного воздуха;
графические материалы: схемы ситуационного плана с указанием действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, с указанием "розы ветров" среднегодовой и сезонной, скорости ветров отдельных румбов, размеров санитарно-защитных зон, существующих и перспективных районов жилищно-гражданского строительства, с нанесением на нее данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха; генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.
2.2.8. По указанной документации, после ознакомления с земельным участком в натуре, органы государственного санитарного надзора в установленный срок выдают заключение по форме, утвержденной МЗ СССР.
Вопросы, которые должны быть проработаны на последующих стадиях проектирования, формулируются в виде санитарного здания, которое включается в задание на проектирование объекта. О выдаче санитарного задания делается отметка в заключении по отводу участка.
2.3. Санитарные требования по охране атмосферного воздуха на стадии проектирования
2.3.1. Согласованию с органами и учреждениями санэпидслужбы МЗ СССР и союзных республик подлежит:
проектно-сметная документация на строительство объектов, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих санитарных норм, правил и государственных стандартов по охране атмосферного воздуха от загрязнения, а также проектные решения в части охраны атмосферного воздуха, на которые отсутствуют санитарные нормы, правила и государственные стандарты;
проектно-сметная документация, при разработке которой возникла необходимость в изменении решений в части санитарной охраны атмосферного воздуха, согласованных при выборе площадки (трассы) для строительства;
проекты реконструкции, технического перевооружения, строительства на действующем объекте нового производства в части охраны атмосферного воздуха от загрязнения в случае изменения класса вредности производства, качественных и количественных характеристик выбросов;
проектно-сметная градостроительная документация в части охраны атмосферноuj воздуха;
проектно-сметная документация в части санитарной охраны атмосферного воздуха, затребованная органами госсаннадзора в порядке выборочного контроля за разработкой проектов и привязкой повторно используемых типовых проектов.
2.3.2. В проектах на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих объектов следует предусматривать:
безотходные и малоотходные технологические процессы с обязательным обоснованием достижимости принимаемых в проекте технологических решений;
комплексную переработку природных ресурсов;
производственное и санитарно-техническое оборудование, обеспечивающее улавливание, утилизацию, обезвреживание выбросов и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
организационные мероприятия (создание служб по эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих сооружений, создание лабораторий по контролю за выбросами в атмосферу и содержанием вредных веществ в зоне влияния предприятия, мероприятия при неблагоприятных метеоусловиях или аварийных ситуациях и др.).
2.3.3. Проект организации и благоустройства СЗЗ должен быть разработан одновременно с проектом строительства объекта.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или селитебной территории.
2.3.4. На согласование в санэпидслужбу должны быть направлены следующие материалы, содержащиеся в составе проектно-сметной документации (технологической части проекта и раздела "Охрана окружающей среды"):
характеристика физико-географических и климатических условий района и площадки строительства и учет их при проектировании мероприятий по охране воздушного бассейна;
обоснование принятых проектных решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и сопоставление их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;
обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу и сравнение их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики;
предложения по предотвращению аварийных и залповых выбросов загрязняющих веществ;
обоснование мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
качественные и количественные характеристики выбросов вредных веществ в атмосферу по отдельным цехам, производствам, сооружениям, предложениям по ПДВ;
данные о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации) на основе натурных наблюдений или учтенных расчетным методом;
проект организации и благоустройства санитарно-защитной зоны;
материалы расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения предприятия и его анализ (с учетом продуктов трансформации);
сметная ведомость о затратах на реализацию мероприятий по охране атмосферного воздуха;
результаты расчетов в соответствии с "Временной типовой методикой..." (N 254/284/134 от 21.10.83 г.) экономической эффективности осуществления воздухоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением атмосферного воздуха;
очередность строительства и пусковые комплексы;
характеристика и обоснование способов контроля за количеством и составом выбросов загрязняющих веществ;
перечень и характеристика научно-исследовательских, экспериментальных или опытных работ, которые необходимо выполнять для осуществления принятых решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения и сроки их выполнения. Научно-исследовательские работы, касающиеся разработки ПДК взамен ОБУВ в случаях, установленных нормативным документом со сроком их использования или разрешением МЗ СССР, должны включаться до окончания утверждения проектно-сметной документации и подтверждаться договором с реальным исполнителем этих работ;
графические материалы: ситуационный план района размещения предприятия с указанием на нем санитарно-защитной зоны действующих, строящихся и намеченных к строительству предприятий, селитебной территории, зон отдыха, санаториев, домов отдыха, пансионатов; генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу; графические материалы по организации и благоустройству санитарно-защитной зоны;
приложения: - акт по выбору площадки для строительства; заключение территориального управления гражданской авиации в случае проектирования высоких труб.
2.3.5. Согласование проектно-сметной документации при условии последующего внесения дополнений в проектные материалы не допускается.
2.4. Санитарные требования по охране атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода объектов в эксплуатацию
2.4.1. Заказчик (застройщик) строящегося объекта обязан за один месяц до начала финансирования строительства сообщить в соответствующую санэпидстанцию о предстоящем строительстве объекта и по требованию санэпидслужбы представить во временное пользование необходимые части проекта (рабочего проекта) для контроля полноты реализации в проектных материалах мероприятий по охране атмосферного воздуха, согласованных на стадии выбора площадки.
2.4.2. Строительство объектов по проектам, имеющим отступления от действующих санитарных правил и норм по охране атмосферного воздуха, не согласованных с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, запрещается. При выявлении в проекте отступлений от требований настоящих правил заказчик должен принять меры для пересмотра соответствующих проектных решений или согласования (в отдельных случаях) их с органами и учреждениями санэпидслужбы. Ответственность за допущенные нарушения правил и несвоевременность принятия мер по их устранению несет заказчик и соответствующая проектная организация.
2.4.3. В состав рабочих и государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов подлежат обязательному включению представители санэпидслужбы.
2.4.4. Отклонения от проектных решений и мероприятий по охране атмосферного воздуха при строительстве не допускаются; в исключительных случаях необходимость внесения изменений в предусмотренные проектом решения по охране атмосферного воздуха должна быть обоснована проектной организацией - генеральным проектировщиком объекта, и строительство вестись лишь после согласования этих изменений с соответствующими органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.4.5. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса, а также без опробования, испытания и проверки работы всего установленного оборудования и механизмов.
2.4.6. При осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик должен обеспечить проведение лабораторных исследований с целью определения качественного и количественного загрязнения воздуха в точках, соответствующих максимальному прогнозному уровню загрязнения. Акт с заключением о возможности предъявления законченного строительством объекта к приемке государственной приемочной комиссией подписывается представителями рабочей приемочной комиссии в случае отсутствия разногласий по готовности принимаемого объекта к эксплуатации.
2.4.7. В случае недоделок или отступлений от согласованных проектных решений в части охраны атмосферного воздуха, имеющих санитарно-гигиеническое значение, представитель санэпидслужбы составляет самостоятельное заключение о невозможности ввода данного объекта в эксплуатацию. При выдаче органами и учреждениями санэпидслужбы такого заключения заказчик должен принять меры к устранению недоделок и предъявить объект к приемке рабочей комиссией повторно.
Приемка объекта в эксплуатацию государственной приемочной комиссией не допускается без наличия в акте подписи представителя государственного санитарного надзора.
3. Санитарные требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы
3.1. Общие требования
3.1.1. Руководители объектов, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны:
разрабатывать согласованные с органами государственного санитарного надзора планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ, обеспечение бесперебойной эффективной работы и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними;
осуществлять постоянный учет к контроль количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;
обеспечить контроль за загрязнением атмосферного воздуха селитебных территорий. Перечень загрязняющих веществ, периодичность и точки отбора должны согласовываться с органами и учреждениями сапэпидслужбы;
согласовывать с органами и учреждениями сапэпидслужбы все изменения технологического процесса и оборудования (увеличение производственной мощности, интенсификации процессов производства и другие отклонения от утвержденного проекта);
принимать меры, обеспечивающие исключение загрязнения атмосферного воздуха населенных мест, превышающего установленные нормативы (ПДК или 0,8 ПДК);
обеспечивать работы по проектированию и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами;
информировать органы санитарного надзора о всех случаях залповых выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по предотвращению аналогичных ситуаций.
3.1.2. Запрещается увеличение производительности технологических агрегатов, сопровождающееся увеличением объема отходящих газов или концентрации в них вредных веществ, без одновременной реконструкции газопылеулавливающих установок.
3.1.3. Запрещается выброс в атмосферный воздух населенных мест вредных веществ, на которые не установлены ПДК или ОБУВ.
3.1.4. Оценка степени загрязнения атмосферного воздуха населенных мест проводится санэпидслужбой независимо от ведомственной принадлежности результатов исследований в соответствии с нормативными документами, утвержденными Минздравом СССР.
3.2. Требования при установлении нормативов ПДВ на действующих объектах
3.2.1. Нормативы ПДВ, устанавливаемые для каждого действующего объекта, утверждаются органами и учреждениями сапэпидслужбы совместно с другими органами государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
3.2.2. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, объекты, имеющие стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, должны разрабатывать, согласовывать с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и представлять на утверждение в органы и учреждения сапэпидслужбы проекты нормативов временно согласованных выбросов (ВСВ) и планы поэтапного снижения этих выбросов до установленных нормативов ПДВ.
Запрещается устанавливать ВСВ, превышающий выброс, согласованный в проектных решениях или существующий (если он меньше проектного).
3.2.3. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.
3.2.4. Фоновые концентрации, используемые при разработке ПДВ, выдаются органами Госкомгидромета и подлежат обязательному согласованию с органами и учреждениями санэпидслужбы. Выдача фоновых концентраций, не согласованных с органами и учреждениями санэпидслужбы не разрешается, а использование таких фоновых концентраций запрещается.
3.2.5. ПДВ и план мероприятий по их достижению рассматриваются и утверждаются органами и учреждениями санэпидслужбы в составе сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы" после их утверждения в соответствующих министерствах.
Не допускается утверждение ПДВ при представлении материалов по отдельным объектам или источникам.
На территориях, где существует практика представления в санэпидслужбу предложений по проектам ПДВ для отдельных предприятий, санэпидслужба рассматривает эти предложения и дает заключение о возможности их включения в сводный том "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы".
______________________________
* Далее объектов.
** Далее органы и учреждения санэпидслужбы.
Заместитель Министра здравоохранения |
А.И. Кондрусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 16 мая 1989 г. N 4946-89)
Текст документа опубликован в Сборнике важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам, Том 2, Часть 2. Москва, 1992 г.