Европейский Суд по правам человека
(I Секция)
Дело "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС"" против Российской Федерации"
[OAO Neftyanaya Kompaniya Yukos v. Russia]
(Жалоба N 14902/04*)
Постановление Суда от 31 июля 2014 г.
(извлечение)
* (* Опубликовано в электронном периодическом издании "Прецеденты Европейского Суда по правам человека" N 4/2014.)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1-П исполнение настоящего Постановления признано невозможным в соответствии с Конституцией РФ
О контроле за исполнением настоящего постановления см.:
Решение N CM/Notes/1280/H 46-26
Решение Комитета министров Совета Европы от 7-8 июня 2016 г.
Решение Комитета министров Совета Европы от 8 марта 2016 г.
Решение Комитета министров Совета Европы
Решение Комитета министров Совета Европы от 11 июня 2015 г.
Обстоятельства дела
Дело касается налогового и исполнительного производства, возбужденного в 2004 году в отношении российской нефтяной компании ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС"" (далее - компания "ЮКОС"), которое в конце концов привело к ее ликвидации в 2007 году.
В Постановлении Палаты Европейского Суда от 20 сентября 2011 г.* (* Опубликовано в специальном выпуске "Российская хроника Европейского Суда" N 3/2012.) (см. "Информационный бюллетень по прецедентной практике Европейского Суда по правам человека" [Information Note on the case-law of European Court of Human Rights] N 144) Европейский Суд установил нарушение требований пункта 1 и подпункта "b" пункта 3 статьи 6 Конвенции в отношении производства по оценке налогов в 2000 году по тем основаниям, что компании "ЮКОС" было предоставлено недостаточно времени для подготовки своей позиции при рассмотрении дела в нижестоящих судах. Европейский Суд также установил два нарушения статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, выразившиеся в том, что (a) оценка штрафов, относящихся к 2000 году, и удвоение штрафов за 2001 год были незаконными, и (b) власти Российской Федерации не установили справедливый баланс в исполнительном производстве между правомерными целями и применяемыми для их достижения мерами - в частности, не проявив гибкости относительно темпа производства и возложения на компанию "ЮКОС" обязанности выплачивать чрезмерные сборы.
Европейский Суд отложил рассмотрение вопроса о выплате справедливой компенсации.
Вопросы права
В порядке применения статьи 41 Конвенции. (a) Вопрос о выплате возмещения материального ущерба. (i) По вопросу о нарушении статьи 6 Конвенции. Европейский Суд не может делать предположений о том, каков мог бы быть результат налогового производства в 2000 году, если бы не произошло нарушения Конвенции. Таким образом, было недостаточно доказательств причинно-следственной связи между установленным нарушением и материальным ущербом, предположительно причиненным компании "ЮКОС".
Постановление
Европейский Суд не присуждает какой-либо компенсации (принято единогласно).
(ii) По вопросу о нарушении статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции. Компания "ЮКОС" уплатила штрафы по налоговой оценке за 2000 и 2001 годы, что было признано незаконным Европейским Судом, равно как и исполнительский сбор в размере 7% с этих штрафов. Европейский Суд оценил сумму материального ущерба, причиненного компании "ЮКОС" в результате этих выплат, в 1 299 324 198 евро.
Более того, непропорциональный характер исполнительного производства в значительной мере способствовал ликвидации компании "ЮКОС" - даже если эта ликвидация и не произошла бы из-за недостатков в одном только этом производстве, как утверждает компания. В Постановлении по существу Европейский Суд установил, в частности, что исполнительские сборы в размере 7%, которые компания "ЮКОС" должна была выплачивать с 2000 до 2003 года, выходили за все рамки по сравнению с расходами, которых можно было бы ожидать. Европейский Суд согласился с указанием властей Российской Федерации о том, что надлежащий размер исполнительского сбора мог бы составить 4%. Европейский Суд тем самым рассчитал разницу между исполнительским сбором последнего указанного размера и реально уплаченным сбором и вычел из этой суммы сборы за 2000 и 2001 годы, которые, как он уже установил, были полностью незаконными. На этой основе и после принятия в расчет инфляции Европейский Суд оценил размер материального ущерба, причиненного непропорциональным характером исполнительного производства, в 566 780 436 евро.
Постановление
Европейский Суд обязал государство-ответчика выплатить компании-заявительнице 1 866 104 634 евро (принято большинством голосов).
(iii) По вопросу о распределении суммы взыскания. Поскольку компания "ЮКОС" прекратила свое существование после ликвидации, сумма взыскания должна была быть выплачена ее акционерам и их правопреемникам и наследникам, смотря по обстоятельствам, пропорционально их номинальному участию в акционерном капитале компании.
При принятии этого заключения Европейский Суд отклонил два довода государства-ответчика.
Первый довод состоял в том, что такая выплата была бы несправедливой ввиду участия руководства компании и некоторых из акционеров в предполагаемом налоговом мошенничестве. Однако, учитывая характер установленного нарушения Конвенции, Европейский Суд не счел эту ссылку на предположительно мошеннические действия релевантной. Компания "ЮКОС" уже была признана ответственной за действия, описанные в различных налоговом и исполнительном производствах, и нет оснований снижать сумму взыскания, чтобы принять во внимание действия, за совершение которых компания уже была наказана.
Что касается второго довода государства-ответчика, что во время ее ликвидации за компанией "ЮКОС" все еще числился невыплаченный долг по налоговыми органами и другим кредиторам, Европейский Суд отмечает, что вместо того, чтобы дать компании "ЮКОС" время на выплату долгов, национальные власти поспешили решить вопросы, выставив на аукцион ее основное производственное подразделение и ликвидируя ее, несмотря на риск того, что впоследствии может оказаться невозможным взыскание по денежным обязательствам компании. Более того, любые денежные обязательства, которые могли быть возложены на компанию "ЮКОС" в отношении ее кредиторов, были выполнены или погашены в ходе исполнительного и ликвидационного производства в 2007 году, и не было ничего, что указывало бы на то, что у компании или ее акционеров оставались какие-либо обязательства по отношению к кредиторам согласно национальному законодательству.
Постановление
Европейский Суд обязал государство-ответчика выплатить сумму акционерам и их наследникам (принято большинством голосов).
(b) Вопрос о выплате компенсации морального вреда. Установление факта нарушения Конвенции Европейским Судом является достаточной справедливой компенсацией морального вреда (принято единогласно).
(c) Вопрос об исполнении постановления. От Российской Федерации требуется представить в сотрудничестве с Комитетом министров Совета Европы в течение шести месяцев с даты вступления настоящего Постановления в силу комплексный план с общеобязательным графиком распределения выплаты справедливой компенсации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 г. Дело "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС"" против Российской Федерации" [OAO Neftyanaya Kompaniya Yukos v. Russia] (жалоба N 14902/04) (I Секция) (извлечение)
Постановление вступило в силу 15 декабря 2014 г.
Текст Постановления опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 11/2014
Перевод Г.А. Николаева
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1-П исполнение настоящего Постановления признано невозможным в соответствии с Конституцией РФ