Письмо Минфина России от 16 октября 2013 г. N 03-07-13/43111
В связи с письмом Минфин России совместно с Минэкономразвития России рассмотрел предложение о внесении изменений в статью 150 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от налога на добавленную стоимость лома и отходов черных и цветных металлов, ввозимых в Российскую Федерацию из государств - членов Таможенного союза, и сообщает следующее.
Основные принципы взимания налога на добавленную стоимость при импорте товаров в торговых отношениях между государствами - членами Таможенного союза установлены Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее - Соглашение).
Согласно статье 3 Соглашения налог на добавленную стоимость взимается налоговыми органами государства-импортера при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза. При этом указанной статьей Соглашения предусмотрено исключение из данного порядка в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства - импортера не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом данным перечнем лом и отходы черных и цветных металлов не предусмотрены.
Таким образом, указанные товары, ввозимые в Российскую Федерацию, в том числе с территорий государств - участников Таможенного союза, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, в то время как лом и отходы черных и цветных металлов, реализуемые на территории Российской Федерации, освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Как правомерно указано в письме, статьей 3 Договора о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года предусмотрено неприменение во взаимной торговле таможенных пошлин и эквивалентных им мер.
Кроме того, на основании упомянутой в письме статье 2 Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года Стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны.
В связи с этим обращаем внимание, что в соответствии со статьей 1 Договора о зоне свободной торговли платежами, эквивалентными таможенным пошлинам признаются платежи, взимаемые при импорте или экспорте товаров, а также в иных случаях, установленных национальным законодательством Стороны, аналогичные по целям и экономическому эффекту таможенным пошлинам, которые не являются таможенными пошлинами, компенсацией стоимости оказанных услуг в связи с осуществлением процедур ввоза или вывоза и не связаны с применением специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер во взаимной торговле.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, взимаемый при импорте товаров в рамках Соглашения, платежом, эквивалентным таможенным пошлинам, не является. Поэтому взимание этого налога при ввозе в Российскую Федерацию лома и отходов черных и цветных металлов, реализация которых освобождена от налогообложения налогом на добавленную стоимость, не противоречит нормам указанных международных договоров.
Что касается вашей позиции о создании в указанном случае неравных рыночных условий, неравноправной конкуренции и создании барьера для функционирования единого товарного рынка Единого экономического пространства, то считаем необходимым отметить следующее.
Согласно Соглашению при экспорте товаров, в том числе лома и отходов черных и цветных металлов, продавцом применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, что означает для продавца право на возмещение из бюджета сумм налога, предъявленных поставщиками, и невзимание налога на добавленную стоимость по экспортируемым товарам.
В то же время при реализации на территории Российской Федерации товаров, освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе лома и отходов черных и цветных металлов, суммы этого налога, предъявленные поставщиками, вычету (возмещению) не подлежат, а учитываются в стоимости реализуемых товаров.
Таким образом, взимание налога на добавленную стоимость по ввозимым лому и отходам черных и цветных металлов, по нашему мнению, не может привести к тем налоговым последствиям, о которых упоминается в вашем письме.
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.