Во исполнение пункта 7 Плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 1300-р, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические материалы по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио Министра |
Г.С. Никитин |
Методические материалы
по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 4 августа 2014 г. N 1489)
Основанием для разработки методических материалов по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Методические материалы) является пункт 7 Плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 1300-р.
Методические материалы составлены с целью оказания методологической поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации механизмов, направленных на развитие инжиниринга и промышленного дизайна.
В настоящее время в Российской Федерации при модернизации производств и ускоренном инновационном развитии возникает платежеспособный спрос на услуги по проектированию и созданию новых продуктов и технологий их производства и усовершенствованию производственных линий (технологические процессы и оборудование).
Важнейшими параметрами технологического процесса становятся инженерно-техническое обеспечение запуска производства и оперативность внедрения технологических решений. При этом вновь разрабатываемые технологии усложняются, приобретая все более комплексный характер, что в свою очередь усиливает спрос на специфическую деятельность, связанную с обеспечением процесса передачи новых технологий в производство - инжиниринг.
В условиях нынешней концентрации государственных ресурсов на задачах по модернизации экономики, появления специализированных институтов развития возникли предпосылки для ускоренного развития инжиниринга. В этой связи создание условий для появления новых и развития существующих российских инжиниринговых компаний будет способствовать технологическому прорыву, привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и общему росту промышленного производства.
Инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги) (подпункт 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации).
Инжиниринг - выполнение по контракту с заказчиком инженерно-консультационных услуг по подготовке, обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и прочих объектов (постановление Росстата от 8 ноября 2006 г. N 64 "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)").
Инжиниринговый центр - юридическое лицо, оказывающее инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторских разработок и другие подобные услуги), а также услуги в сфере промышленного дизайна (постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 134 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности").
Институты развития - государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", открытое акционерное общество "РОСНАНО", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.
I. Государственное регулирование и государственная поддержка деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации
К важнейшим стратегическим документам, затрагивающим сферу инжиниринга и промышленного дизайна, относятся:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации от 11 января 2012 г. N Пр-83;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";
- государственные программы, ответственным исполнителем которых является Минпромторг России;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;
- План мероприятий ("дорожная карта") в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 1300-р.
Развитие инжиниринга и промышленного дизайна направлено на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", по созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте, повышению производительности труда.
Кроме того, обеспечение ускоренного развития инжиниринговой деятельности в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г., является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
Развитие инжиниринга и промышленного дизайна направлено на создание новых высокопроизводительных рабочих мест, увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, повышение производительности труда.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в число выбранных приоритетов государственной политики вошли следующие направления:
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития за счет формирования национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие.
К основным нормативным правовым актам в области инжиниринга и промышленного дизайна относятся:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 134 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 1300-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") в области инжиниринга и промышленного дизайна".
6. Приказ Министра промышленности и торговли Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. N 653 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на разработку стандартов, нормативов, правил в области инжиниринга".
7. Приказ Минпромторга России от 24 декабря 2013 г. N 2076 "Об образовании Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России".
8. Приказ Минпромторга России от 25 февраля 2014 г. N 269 "О внесении изменений в состав Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, утвержденный приказом Минпромторга России от 24 декабря 2013 г. N 2076".
9. Приказ Минпромторга России от 16 июня 2014 г. N 1138 "О внесении изменений в состав Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, утвержденный приказом Минпромторга России от 24 декабря 2013 г. N 2076".
1.1. План мероприятий ("дорожная карта") в области инжиниринга и промышленного дизайна
В соответствии с подпунктом 6 пункта 27 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 28 декабря 2012 г. N ДМ-П13-8043 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, отраслевыми объединениями, ассоциациями и институтами развития разработало План мероприятий ("дорожную карту") в области инжиниринга и промышленного дизайна (далее - Дорожная карта), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 1300-р.
Дорожная карта призвана обеспечить:
а) значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна;
б) диверсификацию индустрии инжиниринга по направлениям (машиностроение, электроника, биотехнологии, композитные материалы);
в) создание национальных лидеров в области услуг по комплексному созданию объектов строительства, включая закупку оборудования (ЕРС(М) для проектов на шельфе, переход на соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств требованию экологических классов 4 и 5 и развитие химической промышленности;
г) развитие малого и среднего предпринимательства в индустрии инжиниринга;
д) модернизацию секторов экономики и развитие новой значимой индустрии Российской Федерации.
Целями Дорожной карты являются:
а) обеспечение модернизации и развития экономики Российской Федерации услугами отечественных компаний индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
б) создание институциональной среды и инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства в области инжиниринга и промышленного дизайна;
в) обеспечение экономики новыми рабочими местами и соответствующими квалифицированными кадрами в области инжиниринга и промышленного дизайна;
г) сокращение отставания Российской Федерации от развитых стран в части ЕРС(М)-компетенций для выполнения высокотехнологичных проектов в металлургии, химии и иных отраслях обрабатывающей промышленности, освоения шельфовых месторождений и Восточной Сибири, создания новых отечественных технологий в области сжижения природного газа.
Задачами Дорожной карты являются:
а) разработка и внедрение стандартов, нормативов, правил:
- стандарты и нормативные правовые акты в области инжиниринга и промышленного дизайна;
- положения об инжиниринговом центре на базе инновационного территориального кластера;
- образовательные и профессиональные стандарты в области инжиниринга и промышленного дизайна;
б) разработка комплекса инструментов государственной поддержки:
- создание совета (ассоциации) для координации действий и открытого обсуждения проблем и необходимых действий с экспертным сообществом;
- формирование открытого реестра компаний - участников рынка инжиниринговых услуг и оборудования, применяемого при оказании инжиниринговых услуг;
- разработка мер налогового стимулирования;
- разработка мер финансирования на базе таких организаций, как государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, открытое акционерное общество "РОСНАНО") (далее - институты развития);
- разработка мер стимулирования спроса на продукцию национальных поставщиков оборудования и услуг в области инжиниринга и промышленного дизайна;
в) подготовка и реализация приоритетных проектов с применением государственной поддержки:
- приоритизация, подготовка и реализация перспективных проектов инжиниринговых компаний;
- осуществление системной административной поддержки локализации и обмена технологическими компетенциями с зарубежными компаниями - лидерами в области ЕРС(М)-услуг.
Дорожная карта включает следующие блоки мероприятий:
Раздел I. Развитие исследований и разработок.
Блок мероприятий предусматривает разработку прогноза развития инжиниринга и промышленного дизайна в ключевых секторах экономики на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также разработку системы мониторинга, включающей систему статистического учета показателей развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна.
Раздел II. Совершенствование системы кадрового обеспечения индустрии инжиниринга.
В рамках данного раздела планируется ежегодное проведение форсайт-исследований в области перспективных профессиональных компетенций специалистов в области инжиниринга и промышленного дизайна и формирование перечня профессиональных стандартов, наиболее востребованных в инжиниринговой деятельности. Совершенствование системы кадрового обеспечения также включает мероприятия по разработке и актуализации требований к профессиональным компетенциям в области инжиниринга и промышленного дизайна и разработке новых и (или) актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части обеспечения инжиниринговой деятельности.
Раздел III. Совершенствование государственного регулирования.
В рамках данного блока мероприятий производится разработка методических материалов по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также разрабатываются предложения о внесении изменений в налоговое законодательство и законодательство о социальных платежах в части стимулирования развития инжиниринга и промышленного дизайна, реализуется план мероприятий, направленных на разработку стандартов, нормативов, правил в области инжиниринга.
Раздел IV. Создание и развитие механизмов координации деятельности организаций отрасли.
Блок мероприятий предполагает: образование совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России; утверждение и реализацию подпрограммы "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", проработку вопроса о целесообразности создания центров развития промышленного дизайна; создание системы мониторинга; реализацию институтами развития мероприятий, направленных на поддержку инжиниринга и промышленного дизайна.
Раздел V. Меры, обеспечивающие создание инжиниринговых центров на базе научных исследовательских центров и научных исследовательских университетов или находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти организаций.
Блок мероприятий включает формирование реестра оборудования, используемого в инжиниринговой деятельности, разработку типового регламента открытого доступа, а также запуск и реализацию пилотных проектов инжиниринговых центров.
Раздел VI. Меры поддержки для инжиниринговых центров, созданных на базе частных компаний.
В рамках данного блока мероприятий производится подготовка предложений о механизмах субсидирования инжиниринговых центров, созданных на базе частных компаний, разработка и реализация механизмов государственной поддержки данного типа инжиниринговых центров, в том числе с участием государственных институтов развития, а также подготовка и реализация пилотных проектов поддержки данного типа инжиниринговых центров.
Раздел VII. Меры поддержки малых инжиниринговых компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства.
Блок мероприятий включает проведение мониторинга рынка инжиниринговых услуг с формированием баз данных малых инжиниринговых компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку механизмов и реализацию пилотных проектов государственной поддержки данных компаний.
Раздел VIII. Меры поддержки ЕРС(М)-контракторов.
Блок мероприятий предполагает: разработку инструментов стимулирования локализации ЕРС(М)-опыта зарубежных лидеров; разработку и реализацию концепций создания национальных лидеров в приоритетных отраслевых сегментах на базе российских компаний с привлечением зарубежного опыта и технологий, в том числе определение инструментов господдержки (нормативных правовых актов); внедрение инструментов стимулирования локализации ЕРС(М)-опыта зарубежных лидеров, включая локализацию специализированных средств программирования для инжиниринга.
Раздел IX. Меры по развитию промышленного дизайна.
Блок мероприятий включает подготовку и реализацию пилотных проектов создания дизайнерских центров в рамках подпрограммы "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
1.2. Подпрограмма "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
В соответствии с пунктом 12 Дорожной карты Минпромторг России разработал подпрограмму "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" (далее - Подпрограмма), которая вошла в состав государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328.
Целью Подпрограммы является модернизация и развитие секторов экономики Российской Федерации путем создания институциональной среды и инфраструктуры для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, обеспечения экономики новыми рабочими местами и квалифицированными кадрами.
К задачам Подпрограммы относятся:
- разработка комплекса инструментов государственной поддержки развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
- разработка и внедрение стандартов, нормативов и правил;
- подготовка и реализация приоритетных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна с применением государственной поддержки.
Подпрограмма включает в себя шесть основных мероприятий:
1. Совершенствование государственного регулирования индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, в том числе:
- разработка новых (пересмотр, изменения) стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна;
- разработка методических материалов по реализации механизмов поддержки инжиниринга и промышленного дизайна для субъектов Российской Федерации.
2. Стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в том числе:
- развитие проектно-технологической, инженерной и научной инфраструктуры инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
- стимулирование спроса на услуги инжиниринговых центров, созданных на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
- формирование реестра оборудования образовательных организаций высшего образования и научных организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, включая национальные исследовательские центры и государственные научные центры.
3. Стимулирование создания и (или) обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства.
4. Стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе частных компаний.
5. Развитие компьютерного инжиниринга.
6. Создание и развитие механизмов координации деятельности организаций индустрии инжиниринга и промышленного дизайна.
К основным ожидаемым конечным результатам реализации Подпрограммы относятся:
- значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна;
- диверсификация индустрии инжиниринга;
- появление в России лидеров в области комплексного создания объектов строительства - ЕРС(М)-контракторов;
- развитие малого и среднего предпринимательства в индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
- формирование системы поддержки внедрения в производство российских результатов интеллектуальной деятельности.
Реализация Подпрограммы будет осуществляться в один этап: 2014-2018 гг.
1.3. Государственное регулирование деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации
Совершенствование государственного регулирования деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна будет проведено за счет внедрения следующих мероприятий:
1. Формирование прогноза развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна в ключевых секторах.
В рамках мероприятия будет последовательно сформирован кратко-, средне- и долгосрочный прогноз развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна в ключевых секторах экономики.
2. Разработка системы мониторинга индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, включая совершенствование государственного статистического учета.
Реализация мероприятий подпрограммы развития инжиниринга и промышленного дизайна требует создания системы мониторинга рынка инжиниринговых услуг и услуг промышленного дизайна (далее - Система мониторинга).
Система мониторинга должна носить комплексный характер, соответствовать основным целям, показателям и мероприятиям, запланированным в Подпрограмме, и базироваться на статистическом учете показателей развития соответствующих рынков. Она позволит на регулярной основе получать актуальную информацию об их объемах, структуре, ключевых участниках и других характеристиках в целях обоснования принятия управленческих решений как в рамках Подпрограммы, так и государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Цель работы - формирование комплексной Системы мониторинга, включая систему статистического учета показателей развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в России для создания информационной базы, обеспечивающей разработку государственной политики в этой области и принятие обоснованных управленческих решений.
3. Проведение форсайт-исследований в области профессиональных компетенций специалистов.
В рамках мероприятия будут проведены форсайт-исследования в области профессиональных компетенций специалистов.
4. Разработка профессиональных стандартов, наиболее востребованных в инжиниринговой деятельности.
Для повышения качества подготовки специалистов будет проведена разработка профессиональных стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Профессиональный стандарт должен содержать характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности.
Профессиональные стандарты должны соответствовать Макету профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н, Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н, Уровням квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов, утвержденных приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н.
5. Разработка новых и (или) актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части обеспечения инжиниринговой деятельности.
Формирование требований к профессиональным компетенциям работников по различным квалификационным уровням, реализуемые в рамках разработки профессиональных стандартов, потребует проведения разработки новых и (или) актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части обеспечения инжиниринговой деятельности.
Создание и развитие механизмов координации деятельности организаций индустрии инжиниринга и промышленного дизайна
С целью повышения эффективности реализации Дорожной карты и Подпрограммы предусмотрены следующие мероприятия по координации деятельности организаций инжиниринга и промышленного дизайна:
1. Создание Совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России (далее - Совет).
Совет является совещательным органом, образованным в целях подготовки предложений по реализации государственной политики в области развития инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации.
Основными задачами Совета являются:
- подготовка предложений по вопросам реализации Дорожной карты;
- обеспечение проведения диалога государства, участников рынка и экспертного сообщества в целях развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
- подготовка предложений по разработке кратко-, средне- и долгосрочного прогноза развития инжиниринга и промышленного дизайна, проведению мониторинга рынков, выработке системы статистического учета, требований к системе кадрового обеспечения индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
- разработка предложений по вопросам государственной поддержки (включая финансовую) мероприятий, направленных на развитие инжиниринга и промышленного дизайна.
В состав Совета входят представители Минпромторга России, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, инжиниринговых и дизайнерских компаний, организаций, институтов развития, общественных и иных организаций.
Положение о Совете и его состав утверждены приказом Минпромторга России от 24 декабря 2013 г. N 2076.
2. Создание и развитие информационного портала, посвященного вопросам развития инжиниринговой деятельности.
К целям разработки информационного портала (далее - Портал), посвященного вопросам развития инжиниринговой деятельности, относятся:
- повышение эффективности выделяемых финансовых средств из бюджетных и внебюджетных источников, направленных на закупку высокотехнологичного оборудования для образовательных организаций высшего образования и государственных научных центров за счет получения коммерческого эффекта от беспростойной эксплуатации такого оборудования на договорной основе с использованием научно-технологического задела, соответствующего уровню мировых стандартов;
- совершенствование механизмов взаимодействия российских образовательных организаций высшего образования с компаниями и предприятиями в области выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и подготовки кадров на основе предоставления в открытом доступе данных по научно-техническому потенциалу как показателя готовности образовательных организаций высшего образования к выполнению работ по определенному заказчиком направлению.
К основным задачам функционирования Портала относятся:
- ведение и публикация в открытом и авторизованном доступе реестра (каталога) высокотехнологичного оборудования образовательных организаций высшего образования и государственных научных центров, а также регламента предоставляемых услуг по доступу к объектам каталогизации внешних заказчиков в формате публичной оферты;
- ведение и публикация в открытом и авторизованном доступе каталога объектов научного потенциала образовательных организаций высшего образования;
- ведение и публикация реестра услуг, предоставляемых малыми инжиниринговыми компаниями - субъектами малого и среднего предпринимательства;
- ведение и публикация реестра результатов интеллектуальной деятельности (РИД) компаний, работающих в сфере инжиниринга и промышленного дизайна;
- ведение и публикация в открытом и авторизованном доступе потребностей образовательных организаций высшего образования в высокотехнологичном оборудовании и объектах научного потенциала;
- ведение и публикация перечня мероприятий из программ инновационного развития компаний с государственным участием и требований к потенциальным партнерам по их реализации;
- автоматизированное формирование состава научных коопераций между образовательными организациями высшего образования и компаниями на основе анализа соответствия научно-технического потенциала образовательных организаций высшего образования требованиям компаний к качественному составу исполнителей;
- развитые поисково-справочные механизмы, позволяющие осуществлять поиск и формирование отчетов как по всему содержимому электронного каталога, так и по отдельным его разделам.
В настоящее время Портал функционирует на сайте www.каталог-нп.рф в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
1.4. Государственная поддержка деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации
На сегодняшний день уже существует ряд инструментов и механизмов государственной поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации. Наиболее значимые механизмы государственной поддержки представлены в таблице 1.
Таблица 1. Государственные механизмы поддержки инжиниринговых центров
Механизм государственной поддержки |
Получатель субсидии |
Субсидия на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
Инжиниринговые центры, созданные на базе частных компаний |
Субсидия на создание и развитие региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего бизнеса |
Региональные центры инжиниринга |
Субсидия на создание и развитие инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования |
Инжиниринговые центры, созданные на базе образовательных организаций высшего образования |
Субсидия на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров |
Инжиниринговые центры в составе территориальных кластеров |
В таблице 1 представлены реализуемые механизмы государственной поддержки инжиниринговых центров в виде субсидирования с указанием основных получателей субсидий. Оказание государственной поддержки в виде предоставления указанных субсидий возможно при условии соответствия целям, условиям, критериям и порядку предоставления субсидий, определенных в правилах предоставления субсидий.
Оказание государственной поддержки в виде предоставления субсидии на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Одним из инструментов государственной поддержки развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации является предоставление субсидии на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Порядок, цели и условия предоставления указанной субсидии определены в Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. N 134 (далее - Правила).
Субсидии предоставляются на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014-2016 годах в российских кредитных организациях или в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в целях стимулирования инвестиционной активности организаций, реализующих проекты создания и (или) развития инжинирингового центра и (или) центра промышленного дизайна.
В соответствии с Правилами организации, реализующие проекты создания и (или) развития инжинирингового центра и (или) центра промышленного дизайна, претендуют на получение субсидии при условии соответствия проектов критериям в части видов деятельности инжиниринговых центров и (или) центров промышленного дизайна, в том числе следующим:
- проектирование отдельных производственных процессов и производств, в том числе машин, оборудования и технических систем, включая разработку конструкторской документации;
- выполнение монтажных, пусконаладочных работ, проведение испытаний машин, оборудования и технических систем производственного назначения, а также работ по их вводу в эксплуатацию;
- проведение технологического аудита, энергоаудита, диагностирования и экспертизы машин, оборудования и технических систем производственного назначения, промышленных объектов, объектов энергетической и инженерной инфраструктуры;
- проектирование объектов капитального строительства производственного назначения, объектов энергетической и инженерной инфраструктуры, в том числе размещения машин и оборудования, включая разработку проектно-сметной документации;
- переподготовка и повышение квалификации кадров в целях освоения использования новых производственных технологий, внедренных при участии инжинирингового центра и (или) центра промышленного дизайна.
Правилами определен перечень инвестиционных расходов на реализацию проектов создания и (или) развития инжинирингового центра и (или) центра промышленного дизайна, покрываемых за счет кредитов, полученных в 2014-2016 годах в российских кредитных организациях или в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". В перечень инвестиционных расходов входят:
- расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств и доведение их до состояния, пригодного для использования, в том числе расходы на приобретение производственных помещений, оборудования и земельных участков под создание новых производственных мощностей;
- расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств, а также доведение их до состояния, пригодного для использования, в том числе объектов основных средств, находящихся в долгосрочной аренде;
- расходы на приобретение нематериальных активов, включая приобретение лицензий и выплату роялти;
- расходы на приобретение и внедрение систем автоматического проектирования и систем автоматизации производства;
- расходы капитального характера, направленные на обеспечение выполнения норм промышленной и экологической безопасности.
Субсидия по кредиту, полученному в валюте Российской Федерации, предоставляется в размере 90 процентов суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде. При этом размер субсидии не может превышать величину, рассчитанную исходя из 90 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту.
Субсидия по кредиту, полученному в иностранной валюте, предоставляется в рублях из расчета 90 процентов суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату осуществления указанных затрат. При этом размер предоставляемой субсидии не может превышать величину, рассчитанную исходя из ставки по кредиту, полученному в иностранной валюте, в размере 4 процентов годовых.
Субсидия на возмещение процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляется.
Контроль за соблюдением организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Минпромторгом России и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. В случае установления фактов нарушения условий предоставления субсидии соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Оказание государственной поддержки в виде предоставления субсидии на создание и развитие инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования
Создание и развитие инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования осуществляется во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N ДМ-П8-3464, а также в рамках реализации Дорожной карты. Реализация указанного мероприятия предусмотрена в Подпрограмме.
Государственное регулирование и поддержка создания и развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования осуществляется Минобрнауки России и Минпромторгом России. Минобрнауки России проводятся открытые публичные конкурсы на предоставление государственной поддержки пилотных проектов развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования.
Конкурсный отбор проектов проводится в целях формирования на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, центров, оказывающих инжиниринговые услуги предприятиям и организациям, осуществляющим продвижение инновационных научно-исследовательских разработок. В рамках данной деятельности основной акцент делается на развитие проектно-технологической, инженерной и научной инфраструктуры инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, а также на стимулировании спроса на услуги инжиниринговых центров, созданных на базе образовательных организаций высшего образования.
Государственная поддержка отобранных проектов развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования осуществляется путем предоставления из федерального бюджета субсидий образовательным организациям высшего образования, отобранных по результатам конкурсного отбора, для возмещения затрат, связанных с реализацией проектов. Субсидия предоставляется организациям, отобранным в результате конкурса, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минобрнауки России на государственную поддержку пилотных проектов по развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования.
С образовательной организацией высшего образования, проект которой признан победителем конкурса, Минобрнауки России заключает соглашение об условиях предоставления и использования субсидии. Неотъемлемой частью соглашения является стратегическая программа развития инжинирингового центра на базе образовательной организации высшего образования (далее - Стратегическая программа), включающая описание решаемых в рамках проекта задач, принимаемые образовательной организацией высшего образования обязательства по достижению целевых показателей проекта.
Стратегическая программа является увязанным по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплексом мероприятий, направленным на осуществление на базе образовательной организации высшего образования проекта развития инжинирингового центра, выполняющего работы инжинирингового характера или оказывающего инжиниринговые услуги по заказам (в интересах) организаций реального сектора экономики (далее - проект).
Минобрнауки России определены целевые индикаторы и показатели реализации пилотных проектов по развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования в целях мониторинга исполнения обязательств победителями конкурсного отбора в рамках реализации Стратегической программы. Образовательные организации высшего образования, не выполняющие показатели реализации проекта по итогам отчетного периода, лишаются финансирования из средств федерального бюджета последующего года, предоставляемого для реализации проекта.
Оказание государственной поддержки в виде предоставления субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в качестве одного из основных условий модернизации определено создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий и обеспечивающих приток инвестиций в экономику региона. Развитие инновационных территориальных кластеров, как механизм частно-государственного партнерства в инновационной сфере, является относительно новым для российской практики и находит всестороннюю поддержку со стороны высшего руководства страны и органов исполнительной власти. Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.
Территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
Помимо организационно-методической и консультационной поддержки в сфере развития территориальных инновационных кластеров Правительство Российской Федерации оказывает и финансовую поддержку в виде предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 188.
Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены территориальные кластеры.
В рамках указанного постановления Правительства Российской Федерации предусматривается активное участие инжиниринговых центров (инжиниринговых компаний), как одного из основных "конечных потребителей" субсидии. Деятельность инжиниринговых компаний будет осуществляться в рамках развития на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной, образовательной, транспортной, энергетической инженерной и социальной инфраструктуры. Субсидирование деятельности инжиниринговых компаний предполагается по следующим основным направлениям:
- субсидирование части затрат, связанных с развитием и обеспечением деятельности инжиниринговых центров, находящихся на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, включая затраты на материальное поощрение работников, обеспечение связи, приобретение офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), лицензионного программного обеспечения, периферийных устройств и копировально-множительного оборудования, на оплату коммунальных услуг, аренду помещений, а также на осуществление иных расходов по направлениям деятельности инжиниринговых центров, за исключением строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
- субсидирование части затрат, не включенных в федеральные целевые программы, связанных с приобретением машин и оборудования, базовых расходных материалов и лицензионного программного обеспечения к нему, за исключением капитальных вложений, для нужд действующих или создаваемых объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), относящихся к инновационной, образовательной, транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуре;
- субсидирование части затрат, связанных с проведением необходимых работ по монтажу машин и оборудования, не превышающих 5 процентов суммарной стоимости оборудования, базовых расходных материалов и лицензионного программного обеспечения к нему;
- субсидирование части затрат, связанных с обучением персонала работе с приобретенными машинами и оборудованием, не превышающих 5 процентов суммарной стоимости оборудования, базовых расходных материалов и лицензионного программного обеспечения к нему.
Субсидии, связанные с деятельностью инжиниринговых компаний (инжинирингового центра), предоставляются на следующих условиях:
- наличие концепции работы инжинирингового центра с определением направлений его деятельности;
- наличие плана работ по каждому из направлений деятельности инжинирингового центра с указанием наименований мероприятий, содержания мероприятий, участников мероприятий и их ролей, сроков реализации мероприятий, лиц, ответственных за проведение мероприятий, ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, и источников их поступления, а также качественно и количественно измеримых результатов выполнения указанных мероприятий;
- соответствие концепции работы инжинирингового центра и планов работ по каждому из направлений его деятельности задачам и направлениям реализации программы, а также величине затрат, связанных с развитием и обеспечением деятельности инжинирингового центра;
- наличие спроса на услуги, предоставляемые инжиниринговым центром, со стороны организаций-участников кластера;
- наличие среди организаций-участников научных и образовательных организаций, осуществляющих исследования и разработки, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по направлениям специализации инжинирингового центра;
- наличие объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности инжинирингового центра, и (или) наличие в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и (или) в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и (или) в нормативных правовых актах муниципального образования (муниципальных образований), на территории которого расположен территориальный кластер, о бюджете муниципального образования (муниципальных образований) на очередной финансовый год и плановый период расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в очередном финансовом году и плановом периоде капитальных вложений, необходимых для осуществления деятельности инжинирингового центра, и (или) наличие соответствующих средств внебюджетных источников финансирования;
- наличие транспортной, энергетической, инженерной и производственной инфраструктуры, необходимой для осуществления деятельности инжинирингового центра, и (или) наличие в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и (или) в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и (или) в нормативных правовых актах муниципального образования (муниципальных образований), на территории которого расположен территориальный кластер, о бюджете муниципального образования (муниципальных образований) на очередной финансовый год и плановый период расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование в очередном финансовом году и плановом периоде реализации мероприятий по созданию указанной инфраструктуры, необходимой для осуществления деятельности инжинирингового центра, и (или) наличие соответствующих средств внебюджетных источников финансирования;
- наличие штата квалифицированного (при необходимости сертифицированного) персонала, необходимого для осуществления деятельности инжинирингового центра, обладающего опытом внедрения новых технологий в производство и (или) реализации проектов по созданию высокотехнологичных производств.
По итогам конкурсного отбора, проведенного в 2013 году, для софинансирования за счет средств субсидий в целях развития инжиниринговых центров были отобраны центры в 5 (пяти) инновационных территориальных кластеров.
Участие инжиниринговых компаний в развитии инновационных территориальных кластеров будет способствовать существенному повышению конкурентоспособности отечественной экономики, интенсификации механизмов частно-государственного партнерства и созданию институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в субъекты Российской Федерации.
Оказание государственной поддержки в виде предоставления субсидии на создание и развитие региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего бизнеса
Минэкономразвития России осуществляет государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".
Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, предоставляются Минэкономразвития России на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации и при условии включения мероприятий в региональные программы.
Одним из основных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации является создание и обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия предоставления субсидий федерального бюджета на создание и обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно определяются приказом Минэкономразвития России об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации".
Региональный центр инжиниринга (далее - РЦИ) - структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Основной целью деятельности РЦИ является оказание малым инжиниринговым компаниям и производственным предприятиям комплекса услуг (консультационных и экспертных, инженерно-консультационных и проектно-конструкторских, создание (проектирование) технологических и технических процессов и объектов с привлечением к реализации проектов малых инжиниринговых компаний, проведение аналитических исследований), а также осуществления разработки инструментов продвижения малых инжиниринговых компаний на российский и иностранные рынки.
Основными направлениями деятельности РЦИ являются: проведение маркетинговых исследований, оценка индекса технологической готовности производственных предприятий, проведение технологического аудита, разработка проектов модернизации, подготовка технико-экономических обоснований, проведение информационных компаний, мониторинг инжиниринговых компаний.
К задачам РЦИ относятся:
- оказание консультационных и экспертных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства при разработке и реализации проектов модернизации и (или) создания новых производств;
- предоставление инженерно-консультационных и проектно-конструкторских услуг, услуг расчетно-аналитического характера;
- подготовка технико-экономического обоснования реализации проектов модернизации и (или) создания новых производств;
- проведение аналитических исследований в области определения потребностей и потенциальных возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом диверсификации производства, применения передовых технологий, повышения энергоэффективности, использования альтернативных источников энергии;
- мониторинг инжиниринговых компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение их к реализации проектов, разработка инструментов их продвижения на российские и международные рынки;
- оказание содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках проектов по модернизации и (или) создания новых производств;
- подготовка для субъектов малого и среднего предпринимательства единых стандартов и унифицированных методических решений по применению технологий управления проектами в различных областях деятельности.
Субсидии из средств федерального бюджета на финансирование мероприятий по созданию и (или) развитию РЦИ предоставляются при соблюдении субъектом Российской Федерации следующих условий: представлены концепция работы РЦИ с определением сфер деятельности центров, план работ с указанием мероприятий, сроков их выполнения, необходимых ресурсов и источников их поступления, а также качественно и количественно измеримых результатов указанных мероприятий, информация о планируемых значениях показателей эффективности реализации мероприятия по созданию и (или) обеспечению деятельности РЦИ.
По результатам работы конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации в 2013 году победителями по мероприятию "Создание и (или) обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства" признаны 15 субъектов Российской Федерации с общим объемом финансирования из федерального бюджета на сумму более 1,5 млрд руб.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства путем создания и развития РЦИ обеспечит качественное развитие и рост эффективности деятельности малых инжиниринговых компаний и субъектов малого и среднего предпринимательства.
II. Поддержка развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна государственными институтами развития
Одной из важнейших задач, определенных в Дорожной карте, является разработка комплекса инструментов государственной поддержки. В рамках данной задачи предполагается, в том числе, финансирование на базе уже функционирующих организаций, таких как государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, открытое акционерное общество "РОСНАНО". Данным организациям в рамках Дорожной карты отводится роль ключевых институтов развития.
Стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе частных компаний является одним из основных мероприятий Подпрограммы, в рамках которого предполагается участие государственных институтов развития.
Институты развития используют различные инструменты и механизмы поддержки компаний. Указанная поддержка осуществляется на различных этапах развития компаний и зависит от направления деятельности компании.
В связи с различиями в инструментах и механизмах поддержки компаний, этапах развития и направлений деятельности компаний взаимодействие российских институтов развития обеспечит поддержку инжиниринговых компаний на всех стадиях развития.
2.1. Деятельность Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в части развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" создана на основании Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития".
В соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" Внешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует в том числе следующие функции:
- осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;
- организует привлечение займов и кредитов и привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках;
- приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
- организует страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
- участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- участвует в реализации проектов по созданию объектов инфраструктуры особых экономических зон и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования этих зон, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства;
- организует и проводит экспертизу инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров, включая организацию экспертизы инженерно-технических решений;
- участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 11 Меморандума о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Меморандум), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р, Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии и поручительства, а также осуществляет финансирование на возвратной основе в целях реализации инвестиционных проектов, соответствующих следующим критериям:
- срок окупаемости проекта - более 5 лет;
- общая стоимость проекта - более 2 млрд рублей, за исключением проектов по направлению "реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие монопрофильных муниципальных образований", общая стоимость каждого из которых более 1 млрд рублей.
В соответствии с пунктом 12 Меморандума минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1 млрд рублей или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд рублей.
Внешэкономбанк при принятии решений о предоставлении кредитов, займов, гарантий и поручительств, а также об осуществлении финансирования на возвратной основе осуществляет экспертизу инвестиционного проекта в установленном порядке.
Внешэкономбанк осуществляет преимущественно среднее и долгосрочное (более 3 лет) кредитование инвестиционных проектов. Доля долгосрочных и среднесрочных кредитов, займов в общем портфеле кредитов, займов устанавливается в размере не менее 80 процентов общего объема кредитов, займов, предоставленных Внешэкономбанком.
В соответствии с пунктами 28 и 29 Меморандума Внешэкономбанк предоставляет гарантии, поручительства и кредиты кредитным организациям и юридическим лицам, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства, в порядке, утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка. Срок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства составляет более 2 лет. Размер предоставляемого кредита - не более 150 млн. рублей.
Таким образом, в интересах развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, предлагается использовать следующие механизмы, реализуемые Внешэкономбанком:
- предоставление кредитов, займов, гарантий и поручительства, а также финансирование на возвратной основе;
- участие в уставных капиталах и (или) приобретении облигаций хозяйственных обществ.
2.2. Деятельность Фонда инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" в части развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна
Фонд инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" создан на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий".
Целью деятельности Фонда является развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ.
В настоящее время Фондом реализуется Концепция технологических инжиниринговых компаний Фонда инфраструктурных и образовательных программ, утвержденная приказом Фонда от 10 июня 2013 г. N 34.
2.3. Деятельность открытого акционерного общества "Российская венчурная компания" в части развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна
ОАО "Российская венчурная компания" было создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. N 838-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 г. N 516 "Об открытом акционерном обществе "Российская венчурная компания".
В соответствии с уставом ОАО "Российская венчурная компания", утвержденным распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28 июня 2011 г. N 1029-р, целью деятельности ОАО "РВК" является содействие реализации государственной политики в сфере
развития российской инновационной индустрии и развития инфраструктуры инновационного рынка, формирование системы собственной индустрии венчурного инвестирования, создание инфраструктуры инновационно-венчурной экосистемы и стимулирование ее роста, стимулирование спроса на инновационные компании.
2.4. Деятельность Федерального государственного автономного учреждения
"Российский фонд технологического развития" в части развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна
Федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" (далее - ФГАУ "РФТР") создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 544-р путем изменения типа федерального государственного учреждения "Российский фонд технологического развития".
В соответствии с уставом ФГАУ "РФТР", утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 ноября 2010 г. N 1148, целью создания и деятельности ФГАУ "РФТР" является содействие реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
ФГАУ "РФТР" в соответствии с указанным уставом осуществляет в том числе следующие виды деятельности:
- обеспечивает предоставление финансовой поддержки научным, научно-техническим, инновационным проектам в установленном порядке на договорной основе;
- выполняет аналитические и прикладные научно-исследовательские работы;
- оказывает консультационные (консалтинговые), информационные и маркетинговые услуги в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- осуществляет экспертную деятельность, оказывает услуги по экспертизе в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
2.5. Деятельность Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий "СКОЛКОВО" в части развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий "СКОЛКОВО" (далее - Фонд "Сколково", фонд) создан в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
В соответствии с уставом Фонда "Сколково" (далее - Устав), утвержденного Советом Фонда "Сколково" (протокол N 3 СФ от 21 июня 2013 г.) и одобренного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (протокол N 1 от 28 июня 2013 г.) одной из основных функций фонда является предоставление финансирования в форме грантов на осуществление исследовательской деятельности, в том числе на подготовку и (или) реализацию инновационных проектов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" фонд способствует осуществлению исследований и разработок, реализуемых в следующих основных направлениях:
- энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;
- ядерные технологии;
- космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);
- медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
III. Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна
В целях развития деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять следующие мероприятия:
1. Формирование на базе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации рабочей группы или комиссии с участием представителей органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих деятельность в области инжиниринга и промышленного дизайна, образовательных организаций высшего образования, а также отраслевых союзов, ассоциаций, технологических платформ и инновационных территориальных кластеров, в рамках работы которой может осуществляться:
- подготовка предложений по совершенствованию федеральных и региональных мер государственной поддержки развития инжиниринга и промышленного дизайна;
- подготовка предложений по вопросам реализации Дорожной карты и Подпрограммы;
- взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с организациями, осуществляющими деятельность в области инжиниринга и промышленного дизайна, отраслевыми ассоциациями и союзами в целях развития инжиниринга и промышленного дизайна.
2. Организация и проведение рабочих совещаний, встреч, семинаров, круглых столов и других мероприятий с участием представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих деятельность в области инжиниринга и промышленного дизайна, образовательных организаций высшего образования, а также отраслевых союзов и ассоциаций в целях их информирования об инструментах государственной поддержки развития инжиниринга и промышленного дизайна.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять деятельность, направленную на развитие инжиниринга и промышленного дизайна в регионе, в том числе, по следующим направлениям:
- оказание содействия разработке и реализации проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна;
- оказание содействия в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров организаций, осуществляющих деятельность в области инжиниринга и промышленного дизайна;
- организация выставочно-ярмарочных мероприятий по вопросам развития инжиниринга и промышленного дизайна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 4 августа 2014 г. N 1489 "Об утверждении Методических материалов по реализации механизмов поддержки деятельности в области инжиниринга и промышленного дизайна органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был