Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 января 2015 г. N 03-02-07/1/917
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу обоснованности направления налоговыми органами в территориальные органы Росреестра решений о запрете на отчуждение недвижимого имущества должника без согласия налогового органа и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) ограничения прав на недвижимое имущество, возникшие на основании акта органа государственной власти, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Для целей указанного Федерального закона под ограничением понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (статья 1 Федерального закона N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ одними из оснований для государственной регистрации ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Государственная регистрация ограничений прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти, осуществляется по инициативе указанных органов (пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ).
Указанное в обращении от 30.04.2013 N 14-исх/03989-ГЕ/13 положение пункта 3 статьи 28 Федерального закона N 122-ФЗ не относится к вопросам государственной регистрации ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании актов, изданных налоговыми органами. Предметом названной статьи является государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда.
Властные отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, регулируются законодательством о налогах и сборах (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Согласно пункту 10 статьи 101 Кодекса после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Копия решения налогового органа о принятии обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено это решение, либо его представителю или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Из сравнительного анализа положений статей 77 и 101 Кодекса, приведенного Росреестром, следует, что процедура ареста имущества, регламентированная статьей 77 Кодекса, является более детализированной. Наличие при аресте имущества санкции прокурора, протокола, а также участие понятых, не являются обязательными для всех актов, издаваемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, являющихся основаниями для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая изложенное, полагаем, что применительно к обеспечительным мерам, предусмотренным пунктом 10 статьи 101 Кодекса, основаниями для государственной регистрации ограничения прав налогоплательщиков на недвижимое имущество и сделок с ним являются изданные налоговым органом акты - решения о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщиков без согласия налогового органа.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в этом) руководитель налогового органа (его зам) вправе принять обеспечительные меры.
Разъяснено, что в этом случае основаниями для госрегистрации ограничения прав налогоплательщиков на недвижимость и сделок с ней являются изданные налоговым органом акты - решения о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщиков без согласия налогового органа.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 января 2015 г. N 03-02-07/1/917
Текст письма официально опубликован не был