Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального
агентства связи
от 2 февраля 2015 г. N 20
Методические рекомендации
по планированию, организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Федеральному агентству связи федеральных государственных бюджетных учреждений
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по планированию, организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Федеральному агентству связи федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823), Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5631; N 51, ст. 6677; N 52, ст. 6990), Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 320 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2783; 2007, N 24, ст. 2923; N 32, ст. 4151; N 41, ст. 4902; 2008, N 23, ст. 2706; N 42, ст. 4825; N 46 ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 12, ст. 1435; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; 2013, N 45, ст. 5822; 2014, N 5, ст. 504), с целью установления требований к осуществлению финансового контроля деятельности подведомственных Федеральному агентству связи федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - учреждения) в рамках полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
1.2. Рекомендации определяют порядок работы комиссии по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений (далее - комиссия).
1.3. Комиссия создается Федеральным агентством связи (далее - Агентство).
1.4. Правовую основу деятельности комиссии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также настоящие Рекомендации.
II. Предмет, цели и задачи проверки
2.1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Федеральному агентству связи федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - проверка) осуществляется в целях определения законности, эффективности и целевого использования средств федерального бюджета, предназначенных для функционирования учреждений.
2.2. Предметом проверки является деятельность учреждения (действия должностных лиц) по использованию:
- средств федерального бюджета;
- средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе доходов от оказания платных услуг;
- других доходов, получаемых от использования государственной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
2.3. Для реализации поставленных целей в ходе проверки выполняются следующие задачи:
- анализ соответствия учредительных документов действующему законодательству;
- анализ соответствия осуществляемой деятельности учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам;
- анализ правильности формирования государственного задания и его финансовое обеспечение в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения;
- анализ правильности определения расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением государственных услуг;
- анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности в части законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств;
- анализ законности, эффективности и целевого использования имущества;
- анализ законности осуществляемой учреждением приносящей доход деятельности, а также полноты и правильности отражения этой деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
- анализ правильности организации и ведения бухгалтерского учёта, достоверности отчетности и своевременности ее представления;
- анализ обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей учреждения;
- проверка соблюдения трудового законодательства.
III. Планирование проверки
3.1. Планирование проверки осуществляется Управлением административного обеспечения и имущественных отношений Агентства за два месяца до года, в котором планируется осуществлять проверки, на основе анализа планов контроля деятельности подведомственных организаций (далее - план контроля) за последние три года, утверждённых руководителем Агентства. Проект плана контроля составляется из расчёта проверки конкретного учреждения не реже одного раза в три года и включает разделы: номер по порядку, наименование организации, содержание контрольного мероприятия, проверяемый период, ответственное подразделение Агентства, период проведения контрольного мероприятия, основания включения организации в план контроля.
3.2. Составленный проект плана контроля деятельности согласовывается со всеми управлениями Агентства, заместителями руководителя Агентства и направляется на утверждение руководителю Агентства до 15 ноября года, предшествующего году, в котором планируется осуществлять проверки.
3.3. Управлением административного обеспечения и имущественных отношений утверждённый план контроля деятельности размещается до 1 декабря года, предшествующего году, в котором планируется осуществлять проверки, на сайте Агентства и доводится до сведения всех проверяемых учреждений.
IV. Организация проверки
4.1. Проверка проводится в сроки, определенные планом контроля деятельности на соответствующий календарный год, на основании приказа Агентства о проведении плановой проверки (далее - приказ), комиссией, состоящей из федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) Агентства, экспертов и специалистов сторонних организаций. Период продолжительности проверки устанавливается приказом.
4.2. Предварительное изучение объекта проверки осуществляется путем сбора необходимой информации с целью подготовки программы проверки. При этом подробная проверка достоверности собранной информации не проводится.
По результатам изучения объекта проверки управление Агентства, ответственное за проведение проверки учреждения, осуществляет подготовку проекта приказа.
4.3. В приказе должны быть отражены:
4.3.1. наименование учреждения, в отношении которого планируется проведение проверки;
4.3.2. состав комиссии с указанием фамилий, инициалов, а также должностей членов комиссии, председателя комиссии из числа заместителей руководителя Агентства, осуществляющего координацию и контроль деятельности проверяемого учреждения, и его заместителя (при необходимости);
4.3.3. даты начала и окончания проверки (при этом дата начала проверки не может быть установлена ранее, чем через семь дней после даты издания приказа);
4.3.4. проверяемый период;
4.3.5. срок составления акта проверки (далее - акт);
4.3.6. программа проведения проверки.
4.4. Перед началом проверки:
4.4.1. председатель комиссии совместно с членами комиссии составляет план мероприятий при проведении проверки, который согласовывается с заместителями руководителя;
4.4.2. председатель комиссии или его заместитель определяют члена комиссии, который будет обобщать собранный в ходе проверки материал и готовить проект акта;
4.4.3. в адрес проверяемого учреждения не позднее чем за семь рабочих дней до начала проверки направляется информационное письмо, содержащее копию приказа, информацию о документах и сведениях, которые необходимо подготовить для работы комиссии.
V. Порядок проведения проверки
5.1. Плановая проверка проводится по вопросам:
5.1.1. Организация бухгалтерского учета:
- наличие и правильность применения нормативных правовых актов, регламентирующих организационную и финансово-хозяйственную деятельность учреждения;
- соответствие организационной и финансово-хозяйственной деятельности учреждения его учредительным документам;
- наличие и правильность применения локальных актов, регламентирующих бухгалтерский учет (учетная политика, положение о структурном подразделении, осуществляющем бухгалтерский учёт, должностные инструкции работников бухгалтерии);
- соответствие бухгалтерского учета и отчетности действующей нормативно-правовой базе (применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации; соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год; правильность оформления первичных документов);
- автоматизация бухгалтерского учета.
5.1.2. Ведение бухгалтерского учета:
5.1.2.1. Соблюдение кассовой дисциплины:
- кассовые операции (проверяются путем инвентаризации денежных средств и бланков строгой отчетности);
- полнота и своевременность отражения в учете поступления наличных денег в кассу, в том числе полученных по чекам;
- достоверность документов, являющихся основанием для списания расходов по кассе, законность произведенных расходов;
- соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе;
- соответствие осуществляемых операций при оформлении и учете требованиям Рекомендаций о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации;
- обеспечение сохранности денежных средств и денежных документов, наличие заключенного договора о полной материальной ответственности с должностным лицом, исполняющим обязанности кассира.
5.1.2.2. Расчеты с безналичными денежными средствами:
- наличие соответствующих документов, подтверждающих проведение операций на лицевом счете учреждения (заявок на кассовый расход, квитанций к объявлению на взнос наличными и иных документов, являющихся основанием для осуществления операций);
- обоснованность оформления бухгалтерских записей.
5.1.2.3. Расчеты с подотчетными лицами:
- соблюдение порядка выдачи денежных средств под отчет, своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов, наличие документов, подтверждающих санкционирование оплаты денежных обязательств, соблюдение сроков возврата остатка неиспользованного аванса;
- обоснованность использования средств, выданных на командировочные расходы, соблюдение норм командировочных расходов;
- правильность ведения аналитического учета в журнале операций расчетов с подотчетными лицами либо в карточке учета средств и расчетов.
5.1.2.4. Учет средств, находящихся в расчетах:
- наличие дебиторской и кредиторской задолженности (причины образования, сроки возникновения), меры, применяемые к взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности;
- соблюдение порядка списания дебиторской и кредиторской задолженности.
5.1.2.5. Расчеты по оплате труда:
- соответствие численности работников утвержденному штатному расписанию;
- правильность установления окладов, надбавок, выплат премий, материальной помощи работникам учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- правильность расчетов по дополнительным выплатам (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, очередные отпуска, учебные отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника и иные расчеты), отражение их в регистрах бухгалтерского учета;
- своевременность перечисления, правильность отражения в учете сумм, удержанных по исполнительным листам и другим документам.
5.1.2.6. Анализ отчетности:
- правильность составления отчетности в объемах и по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- правильность и полнота заполнения показателей, предусмотренных в формах отчетности, согласованность взаимосвязанных показателей, приведенных в отдельных формах, между собой и с балансом, а также правильность арифметических подсчетов;
- соответствие данных синтетического и аналитического учета данным форм бухгалтерской отчетности;
- правильность проведения инвентаризации, определения ее результатов и отражения их в учете;
- своевременность и полнота представляемой бюджетной отчетности;
- соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;
- соответствие данных бухгалтерской отчетности данным бухгалтерского учета.
5.1.3. Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности:
- цели деятельности учреждения, соответствие федеральным законам, иным нормативным правовым актам и уставу учреждения;
- виды деятельности, относящиеся к уставной деятельности;
- перечень услуг, относящихся к основным видам деятельности в соответствии с Уставом учреждения;
- приобретение имущества за счет выделенных собственником средств;
- расходование целевых субсидий в соответствии с государственным заданием;
- исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности (анализ отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)) в части субсидий на иные цели, субсидий на выполнение государственного задания;
- соблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка размещения заказов.
5.1.4. Использование федеральной собственности:
- учет нефинансовых активов (наличие договоров о полной материальной ответственности с материально ответственными лицами; соблюдение установленного порядка оформления поступления и списания ценностей);
- анализ структуры имущества учреждения;
- проверка фактического наличия и использования имущества;
- проверка соблюдения порядка регистрации имущества, закрепленного за учреждением;
- наличие фактов сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности (факты сдачи имущества в аренду без разрешения Агентства, факты сдачи имущества в аренду без возмещения арендаторами расходов по аренде, хозяйственному обслуживанию и другим расходам, расчет арендной платы по договорам аренды, расчет по возмещению эксплуатационных расходов и своевременность поступления данных платежей);
- наличие фактов продажи коммерческим организациям оборудования, мебели, инвентаря, средств оргтехники и других материальных ценностей, в том числе по сниженным ценам и без соответствующего разрешения учредителя и оформление этих операций в бухгалтерском учете;
- наличие производственных, технических, коммунальных и иных зданий и сооружений, а также иного находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества в соответствии с перечнями, утвержденными учредителем;
- полнота и правильность постановки на учет, оприходования, правомерность списания и правильность учета имущества;
- наличие свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, переданного бюджетному учреждению на праве оперативного управления, права на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками;
- эффективное использование площадей недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, в том числе выявление неиспользуемого имущества;
- проведение инвентаризации недвижимого и особо ценного движимого имущества с охватом вопросов сохранности и эффективности использования имущества;
- правомерность совершения крупных сделок, сделок с имуществом бюджетного учреждения (недвижимым и особо ценным движимым имуществом).
5.1.5. Выполнение государственного задания:
- соблюдение сроков представления отчетов об исполнении государственного задания;
- выполнение показателей качества государственной услуги;
- выполнение показателей объема государственной услуги.
5.1.6. Приносящая доход деятельность:
- исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности (анализ отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), доходы и расходы, их состав, структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом) в части приносящей доход деятельности;
- сопоставление запланированных доходов с фактически поступившими средствами, проверка полученных доходов на соответствие уставным видам деятельности;
- соотношение доходов и расходов.
5.1.7. Соблюдение трудового законодательства.
5.1.8. Организация научной деятельности (при проведении проверки образовательных учреждений).
5.1.9. Устранение недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками:
- полнота и своевременность устранения недостатков и нарушений, отмеченных в актах, справках, предписаниях предыдущих ревизий и проверок.
5.2. Проверка может осуществляться как посредством выезда членов комиссии на организованные проверяемым учреждением рабочие места, так и дистанционно, работая с документами в Агентстве.
5.3. После завершения проверки председатель комиссии:
5.3.1. проводит совещание с членами комиссии, на котором заслушивает их доклады о результатах проверки, принимает заключения об исполнении проведенных проверочных мероприятий;
5.3.2. проводит совещание с участием руководства проверяемого учреждения, на котором подводит предварительные итоги проверки.
VI. Права и обязанности членов комиссии
6.1. Комиссия состоит из четырех и более гражданских служащих Агентства, обладающих необходимыми знаниями и опытом во главе с председателем комиссии и заместителем председателя комиссии (при необходимости).
6.2. Председатель комиссии несет персональную ответственность за качество организации, подготовки и проведения проверки, объективность её результатов, выводов и предложений.
6.3. Перед началом проверки председатель комиссии информирует членов комиссии о предстоящей проверке и знакомит с:
- нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность проверяемого учреждения;
- требованиями настоящих Рекомендаций;
- статистическими и иными установленными формами отчетности, характеризующими состояние и результаты деятельности проверяемого учреждения;
- заключениями предыдущих проверок, планами и отчётами по устранению выявленных недостатков и иными документами, содержащими сведения о результатах деятельности проверяемых организаций;
- обращениями граждан и организаций, публикациями в средствах массовой информации по вопросам, относящимся к предмету проверки.
6.4. Председатель комиссии:
6.4.1. координирует работу членов комиссии, организует взаимодействие и осуществляет контроль за действиями членов комиссии;
6.4.2. оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе проверки материалов;
6.4.3. обеспечивает выполнение плана мероприятий при проведении проверки;
6.4.4. оказывает помощь должностным лицам проверяемого учреждения в разработке плана мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков;
6.4.5. незамедлительно докладывает руководителю Агентства о выявленных фактах нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации, признаках преступления, административного правонарушения, нарушениях служебной дисциплины;
6.4.6. направляет руководителю проверяемого учреждения запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к проводимой проверке.
6.5. Член комиссии:
6.5.1. выполняет поручения председателя комиссии;
6.5.2. в установленном порядке знакомится с документами, имеющими отношение к предмету проверки, приобщает в случае необходимости их копии к материалам проверки;
6.5.3. посещает служебные помещения проверяемого учреждения, соблюдая при этом установленные требования пропускного режима;
6.5.4. получает необходимые для осуществления проверки документы, письменные и устные объяснения сотрудников проверяемого учреждения;
6.5.5. принимает участие в подготовке акта;
6.5.6. вносит в проект акта по результатам проверки на основании анализа состояния и результатов деятельности проверяемого учреждения мотивированные предложения о совершенствовании этой деятельности, поощрении или привлечении к ответственности работников проверяемого учреждения;
6.5.7. соблюдает права и свободы работников проверяемого учреждения;
6.5.8. внимательно знакомится с содержанием акта, в случае согласия с содержанием подписывает его;
6.5.9. в случае обнаружения признаков преступления, административного правонарушения, нарушения служебной дисциплины незамедлительно докладывает об этом председателю комиссии;
6.5.10. соблюдает требования режима секретности и правила обращения с информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, обеспечивает сохранность материалов проверки, не разглашает сведения о её результатах;
6.5.11. вправе подписать акт с приложением к акту своего особого мнения в письменной форме, если обнаружит, что обстоятельства (выводы, предложения), изложенные в акте проверки, не соответствуют действительности, необъективны и (или) противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации.
VII. Оформление результатов проверки
7.1. Результаты проверки деятельности предприятия оформляются актом, который подготавливается комиссией в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки и подписывается председателем и членами комиссии, а также руководителем проверяемого предприятия.
7.2. Акт составляется в двух экземплярах, имеет сквозную нумерацию страниц. Оба экземпляра акта подписываются членами комиссии и руководителем проверенного учреждения. Один экземпляр акта остается на хранении в проверенном учреждении, а второй экземпляр акта возвращается в Россвязь на хранение в управление, ответственное за проведение проверки.
7.3. В акте указываются:
- наименование объекта проверки;
- основание для проведения проверки;
- тема проверки;
- проверяемый период;
- предмет проверки;
- сроки проведения проверки;
- состав комиссии, принимавшей участие в проверке, с указанием фамилий, инициалов, а также должностей членов комиссии, включая председателя комиссии и его заместителя (при наличии);
- краткая информация о проверяемом объекте;
- описательная часть акта (ответы на вопросы программы проведения проверки);
- выводы (обобщенные данные по проверяемому объекту за проверяемый период и выявленные нарушения);
- рекомендации для проверяемого объекта.
7.4. Не подлежат включению в акт проверки:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные документами и доказательствами;
- морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц учреждения.
7.5. Доказательство выявленных нарушений осуществляется на основе:
- документальных данных (первичных и сводных финансовых документов;
- письменных объяснений лиц, имеющих отношение к финансово-хозяйственной деятельности и фактам выявленных нарушений;
- аналитической работы;
- встречной проверки в других учреждениях или хозяйствующих субъектах (при необходимости).
7.6. Содержание акта должно основываться на следующем:
7.6.1. акт должен в полном объеме отражать результаты мероприятий по проверке деятельности;
7.6.2. в акте должен быть однозначно идентифицирован объект и предмет проверки деятельности;
7.6.3. в акте должны быть раскрыты цели и объём мероприятия по проверке деятельности;
7.6.4. в акте должно быть указано, в соответствии с какими требованиями и документами проводились мероприятия по проверке деятельности;
7.6.5. акт должен быть составлен в установленные Рекомендациями сроки.
7.7. При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, чёткость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися документами, результатами контрольных действий, заключений специалистов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки.
7.8. При описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, указываются:
7.8.1. положения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены;
7.8.2. период, к которому относится выявленное нарушение;
7.8.3. суть нарушения;
7.8.4. документально подтвержденная сумма нарушения;
7.9. К акту проверки могут прикладываться доклады руководителя проверяемого учреждения по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки.
7.10. В десятидневный срок после получения акта руководителю проверенного учреждения рекомендуется подготовить, утвердить план устранения недостатков (далее - план) и организовать работу по реализации плана, а также контролировать ход данной работы. Копию плана после утверждения руководителем проверенного учреждения рекомендуется направить в Агентство и ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчётным, информировать о реализации плана до момента полного его выполнения.
7.11. Все полученные при проведении проверки материалы (за исключением подлинников документов, которые должны быть возвращены учреждению) формируются в соответствующее номенклатурное дело и подлежат хранению в Агентстве в установленном порядке.
VIII. Внеплановая проверка
8.1. Внеплановая проверка учреждений может проводиться независимо от периода его деятельности по решению руководителя Агентства.
8.2. Подготовка приказа о внеплановой проверке, согласование с управлениями Агентства и подписание у руководителя Агентства осуществляется в течение двух рабочих дней. О проведении внеплановой проверки учреждения уведомляются любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
8.3. Организация и проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, изложенных в настоящих Рекомендациях.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства связи от 2 февраля 2015 г. N 20 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию,... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.