Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 85-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Ерина Р.Э.
о признании недействующими пункта 2 статьи 10 Закона Калужской области от 29 июня 2012 г. N 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 г. N 350-ОЗ) в части, содержащей указание на то, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку взимается за каждый полный километр сверх расстояния от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки, выраженной словами "от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства", положений постановления Министерства тарифного регулирования Калужской области от 3 июня 2014 г. N 63-эк (с приложением N 1) "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", выраженных словами "от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства" и устанавливающих размер платы - 1197 руб. (без учёта НДС),
по апелляционным жалобам Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области и Правительства Калужской области, Ерина Р.Э.
на решение Калужского областного суда от 29 сентября 2014 г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Ерина Р.Э. - Лобанова И.Е., представителя Законодательного Собрания Калужской области Пристяжнова П.В., представителя Губернатора Калужской области и Правительства Калужской области Ерёминой М.И., представителя общества с ограниченной ответственностью "Сканманика" Петрушина Б.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ерин Р.Э. обратился в Калужский областной суд с заявлением о признании недействующими пункта 2 статьи 10 Закона Калужской области от 29 июня 2012 г. N 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 г. N 350-ОЗ) в части, содержащей указание на то, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку взимается за каждый полный километр сверх расстояния от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки, выраженной словами "от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства", положений постановления Министерства тарифного регулирования Калужской области от 3 июня 2014 г. N 63-эк (с приложением N 1) "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", выраженных словами "от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства" и устанавливающих размер платы - 1197 руб. (без учёта НДС).
Решением Калужского областного суда от 29 сентября 2014 г. признаны не действующими со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу пункт 2 статьи 10 Закона Калужской области от 29 июня 2012 г. N 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 г. N 350-ОЗ) в части, устанавливающей обязанность производить оплату расходов на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, а также положения постановления Министерства тарифного регулирования Калужской области от 3 июня 2014 г. N 63-эк (с приложением N 1) "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика", предусматривающие установление размера платы за перемещение задержанного транспортного средства за каждый полный километр расстояния, включающего и расстояние от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, в размере 1197 руб. (без учёта НДС).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Законодательное Собрание Калужской области, Губернатор Калужской области и Правительство Калужской области обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых ссылаются на соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормам действующего законодательства и просят указанный судебный акт отменить.
Заявитель также обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, оспариваемые в части нормативные правовые акты признать не действующими со дня их принятия.
В судебное заседание не явился представитель Министерства тарифного регулирования Калужской области, извещённого о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвовавших в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Как следует из части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путём перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведённое охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Согласно части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 указанной нормы расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлёкшее применение задержания транспортного средства.
Оспариваемым пунктом 2 статьи 10 Закона Калужской области от 29 июня 2012 г. N 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" (в редакции Закона Калужской области от 14 ноября 2012 г. N 350-ОЗ) определено, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку взимается за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства и от места задержания транспортного средства до места расположения специализированной стоянки.
Плата за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 4 статьи 10 названного Закона).
Размер платы за перемещение задержанного транспортного средства за каждый полный километр расстояния, включающего и расстояние от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, установлен постановлением Министерства тарифного регулирования Калужской области от 3 июня 2014 г. N 63-эк "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества с ограниченной ответственностью "Сканманика" в размере 1197 руб. (без учёта НДС).
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Сканманика" (далее - общество "Сканманика") осуществляет деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы, на специализированные стоянки в соответствии с договором от 9 июня 2014 г. N 11, заключённым с Управлением административно-технического контроля Калужской области.
В рассматриваемом случае автомобиль заявителя марки ... с государственным регистрационным знаком ... был задержан 25 июня 2014 г. инспектором специализированного взвода УГИБДД УМВД России по Калужской области на 16 км.(+500 м) автодороги Калуга-Медынь на территории Дзержинского района Калужской области за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании части 1 статьи 27.13 названного Кодекса помещён обществом "Сканманика" на специализированную стоянку общества с ограниченной ответственностью "Точка" в дер. Колодкино Боровского района Калужской области.
За перемещение транспортного средства заявитель произвёл оплату в размере ... руб., рассчитанном исходя из размера платы за каждый полный километр расстояния, включающего и расстояние от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, в размере ... руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счёл, что оспариваемое положение пункта 2 статьи 10 названного Закона Калужской области противоречит статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку эта норма возлагает на лицо, совершившее административное правонарушение, обязанность возместить расходы исключительно на перемещение задержанного транспортного средства. Кроме того, суд первой инстанции счёл незаконным установленный обществу "Сканманика" тариф за перемещение задержанного транспортного средства.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда первой инстанции являются правильными исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2006 г. N 4 на Федеральную службу по тарифам возложены функции по разработке методических указаний по расчёту тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, в связи с чем дополнен подпункт 5.2.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332.
Приказом от 7 апреля 2006 г. N 37-а Федеральная служба по тарифам утвердила Методические указания по расчёту тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств (далее - Методические указания).
Методические указания определяют основные принципы расчёта тарифов в указанной сфере и устанавливают правила расчёта этих тарифов.
Согласно пункту 4 Методических указаний уровень тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтверждённых расходов на транспортировку и хранение автотранспортных средств и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие и средствами для финансирования за счёт прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по эвакуации и хранению задержанных транспортных средств.
В соответствии с пунктами 13 и 14 Методических указаний при расчёте тарифа на транспортировку учитываются расходы, связанные с эксплуатацией и хранением средств, осуществляющих эвакуацию задержанных транспортных средств, функционированием диспетчерской службы, операциями по погрузке-разгрузке задержанных транспортных средств, а также учитываются прямые расходы на горюче-смазочные материалы, амортизацию основных средств, оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды, содержание и ремонт основных средств, спецодежду, инструмент, инвентарь.
При этом формула расчёта тарифа на транспортировку задержанных транспортных средств включает в себя суммарный пробег (в километрах) транспортных средств, осуществляющих транспортировку задержанных транспортных средств (эвакуаторов) за i-период, в том числе пробег с прибытием до задержанного средства.
Таким образом, расходы специализированной организации на пробег автотранспорта (эвакуатора) до места задержания транспортного средства учитываются в составе тарифа на транспортировку задержанного транспортного средства, устанавливаемого для этой организации.
Под задержанием транспортного средства понимается исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путём перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведённое охраняемое место (на специализированную стоянку).
Следовательно, плата за перемещение транспортных средств должна взиматься только за оказание услуги по перемещению задержанных транспортных средств от места их задержания до места расположения специализированной стоянки.
Иное противоречит положениям статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не соответствует Методическим указаниям.
С учётом изложенного оспариваемый пункт 2 статьи 10 Закона Калужской области от 29 июня 2012 г. N 292-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" в части, устанавливающей обязанность производить оплату расходов за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку за каждый полный километр расстояния от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку у законодательного органа субъекта Российской Федерации отсутствуют полномочия по установлению платы за пробег эвакуатора до места задержания транспортного средства, подлежащего перемещению на специализированную стоянку, размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку для общества "Сканманика", установленный постановлением Министерства тарифного регулирования Калужской области от 3 июня 2014 г. N 63-эк и включающий в том числе расходы на пробег автотранспорта (эвакуатора) от места расположения специализированной стоянки до места задержания транспортного средства, - 1197 руб. (без учёта НДС), по мнению Судебной коллегии, не может быть признан обоснованным. В связи с этим данный нормативный правовой акт в указанной части правомерно признан судом первой инстанции недействующим.
Доводы апелляционных жалоб Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области и Правительства Калужской области свидетельствуют об ином толковании норм действующего федерального законодательства.
Судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Ерина Р.Э. о неправильном определении судом первой инстанции времени, с которого оспариваемые в части нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признаёт этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае оспариваемые нормативные правовые акты применялись и затрагивали права и законные интересы организации, в связи с чем обоснованно признаны не действующими со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калужского областного суда от 29 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Законодательного Собрания Калужской области, Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области и Ерина Р.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 85-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был