Письмо Минфина России от 8 ноября 2013 г. N 02-06-010/47818
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел по компетенции письмо по вопросу отражения сумм начислений в бухгалтерском (бюджетном) учете налоговых платежей, и сообщает.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ) информация в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства подлежит отражению в бюджетном учете.
Согласно статье 6 БК РФ под бюджетным обязательством понимается расходное обязательство, подлежащее исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательства экономического субъекта являются объектами бухгалтерского учета.
Порядок ведения бюджетного учета регулируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н) и Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н).
Согласно пункту 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Нормами Инструкции N 162н обусловлено отражение (начисление) бюджетных обязательств по оплате установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (в том числе земельного налога), принятых получателем бюджетных средств в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств, в момент возникновения обязанности определить налоговую базу (произвести расчет) и уплатить указанный платеж (налог, сбор).
Согласно Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании Справки (ф. 0504833), с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.
Учет расчетов по земельному налогу учреждением ведется на счете 1 303 13 000 "Расчеты по земельному налогу" (пункт 103 Инструкции N 162н).
Начисление авансовых платежей по земельному налогу оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 1 401 20 290 "Прочие расходы" и кредиту счета 1 303 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по земельному#" (пункт 104 Инструкции N 162н).
Сальдо расчетов по счету 1 303 13 000 "Расчеты по земельному налогу" на конец отчетного периода отражает разницу между начисленной суммой земельного налога по итогам налогового периода с учетом начисленных авансовых платежей и выполненной обязанностью налогоплательщика по уплате (перечислению) указанного налога.
Начисление земельного налога устанавливается в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) (пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами признаются первый, второй, третий кварталы календарного года.
Обязанность по исполнению принятого обязательства по земельному налогу и авансовым платежам по указанному налогу подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законом города Москвы) (статья 397 НК РФ).
С учетом изложенного, принятие обязательства по оплате (перечислению) земельного налога, в том числе в сумме авансовых платежей по земельному налогу возникает с даты начисления указанных платежей.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.