Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.М. Ягудина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Апелляционным определением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, со ссылкой на подпункт "а" пункта 12 Изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575), было отменено решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления гражданина Р.М. Ягудина и его супруги о признании отказа Комитета по управлению имуществом города Саратова включить его семью в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы незаконным, и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований истцов было отказано, поскольку кредитный договор на приобретение жилого помещения заключен ими после 1 января 2011 года. При этом довод истцов о том, что их участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы дает им право на участие и в соответствующей подпрограмме, принятой на 2011 - 2015 годы, был признан судами необоснованным, поскольку указанные подпрограммы содержат различные условия для получения социальных выплат.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Р.М. Ягудин оспаривает конституционность подпункта "а" пункта 12 Изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, дополнившего пункт 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" названной федеральной целевой программы), подпунктом "е", в соответствии с которым социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья могут быть использованы также для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 1 (часть 1), 2, 18, 19 (часть 1), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку ухудшила положение молодых семей, распространив свое действие на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу, и поставила молодые семьи, которые заключили кредитный договор до 1 января 2011 года, и молодые семьи, которые заключили такой договор после указанной даты, в неравное положение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Р.М. Ягудиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 Года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О и др.). Так, Правительство Российской Федерации в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем, вправе принимать федеральные целевые программы на конкретные промежутки времени. Принимая на соответствующий период федеральную целевую программу, преследующую схожие цели с ранее закончившей свое действие программой, Правительство Российской Федерации вправе каждый раз определять порядок и условия ее реализации.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть цели использования данной выплаты, что и было реализовано Правительством Российской Федерации в пункте 2 данных Правил.
Установленный названными Правилами круг целей, на которые могут быть направлены социальные выплаты, предоставляемые в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", был дополнен еще одной - погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (подпункт "а" пункта 12 Изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы). Принимая данную норму, Правительство Российской Федерации фактически расширило круг лиц, имеющих право претендовать на получение указанной социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", принятой на 2011 - 2015 годы, повысив тем самым уровень социальной защиты молодых семей и улучшив их положение. Таким образом, данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права Р.М. Ягудина, заключившего кредитный договор в связи с приобретением (строительством) жилья после 1 января 2011 года и являвшегося участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, срок действия которой к моменту заключения заявителем кредитного договора истек.
Кроме того, доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции о неконституционности оспариваемой нормы, свидетельствуют о том, что фактически его требования сводятся к необходимости дальнейшего расширения круга лиц, имеющих право претендовать на получение социальной выплаты, предоставляемой в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015. Между тем разрешение подобных вопросов, как требующее внесения изменений и дополнений в действующее правовое регулирование, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ягудина Рината Мансуровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 122-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ягудина Рината Мансуровича на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 12 Изменений, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы"
Текст Определения официально опубликован не был