Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Т.Р. Гаязова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Т.Р. Гаязов, отбывающий наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 15 (часть 1), 17 (часть 1), 46, 49 (часть 2) и 118 Конституции Российской Федерации часть вторую статьи 117 "Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы" и часть первую статьи 119 "Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы" УИК Российской Федерации, которые, по мнению заявителя, позволяя начальнику исправительного учреждения налагать на осужденного дисциплинарные взыскания, наделяют его полномочиями судьи.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Реализуя принадлежащие ему по предметам ведения Российской Федерации полномочия, федеральный законодатель в предусмотренных Конституцией Российской Федерации пределах самостоятельно определяет содержание положений закона, устанавливающего уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 333-О-О и от 18 октября 2012 года N 1979-О).
Непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает обязанность федерального законодателя закреплять в уголовно-исполнительном законодательстве судебный порядок применения мер взыскания к осужденному к лишению свободы. Соответственно, закрепляя в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, что взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (часть вторая статьи 117), а правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 данного Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие (часть первая статьи 119), федеральный законодатель не вышел за пределы своих полномочий.
К тому же при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение, а налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (часть первая статьи 117 УИК Российской Федерации). При этом уголовно-исполнительным законодательством осужденным предоставлено право обращаться с жалобами по вопросам, касающимся их прав и законных интересов, непосредственно в суд (часть четвертая статьи 12, части первая и шестая статьи 15 УИК Российской Федерации), которое не предполагает каких-либо изъятий и ограничений для осужденных, подвергнутых дисциплинарным взысканиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2007 года N 948-О-О).
Следовательно, оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гаязова Тимура Равильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы, в т. ч. регулирующие порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы.
По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку, позволяя начальнику исправительного учреждения налагать на осужденного дисциплинарные взыскания, наделяют его полномочиями судьи.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
УПК РФ закрепляет, что взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Также установлено, что правом применять перечисленные в УПК РФ меры поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Непосредственно из Конституции РФ не вытекает обязанность федерального законодателя закреплять в уголовно-исполнительном законодательстве судебный порядок применения мер взыскания к осужденному к лишению свободы.
Соответственно, закрепляя упомянутый порядок применения мер взыскания к осужденным, федеральный законодатель не вышел за пределы своих полномочий.
К тому же при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, его личность и предыдущее поведение.
При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.
Уголовно-исполнительным законодательством осужденным предоставлено право обращаться с жалобами по вопросам, касающимся их прав и интересов, непосредственно в суд.
Данное право не предполагает каких-либо изъятий и ограничений для осужденных, подвергнутых дисциплинарным взысканиям.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 154-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гаязова Тимура Равильевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 117 и частью первой статьи 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был