Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ЗАО "Альтаир" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), ГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, единой комиссией Федерального агентства воздушного транспорта и ГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение проектных работ по объекту: "Реконструкция периметрового ограждения аэропорта г. Оренбург и оснащение его техническими средствами охраны" (номер извещения 0373100090914000072) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Единой комиссей Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного учреждения не разместивших ответы на запросы о разъяснении положений Конкурсной документации от 23.10.2014 N 469 в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Представители Уполномоченного учреждения не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченное учреждение действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 989 824,39 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 14 заявок от участников закупки;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 13.11.2014.
1. Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что 24.10.2014 в адрес Заказчика, Уполномоченного учреждения поступил запрос о разъяснении положений Конкурсной документации от Заявителя.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения согласились с доводом Заявителя и сообщили, что разъяснения положений Конкурсной документации не были размещены на Официальном сайте.
Следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, не разместивших разъяснения положений Конкурсной документации на Официальном сайте, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в пункте 3 "Цена контракта и порядок оплаты" проекта государственного контракта установлено "Стоимость работ, подлежащих оплате в 2014 году, определяется стоимостью этапов работ, подлежащих выполнению в 2014 году согласно Приложению N 2 к Контракту, но не более объема бюджетных инвестиций на 2014 год, что составляет рублей _ копеек, в том числе НДС 18%. Стоимость работ подлежащих оплате в 2015 году определяется в Дополнительном соглашении к настоящему Контракту после утверждения в установленном порядке федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год".
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы.
Таким образом, действиями Заказчика, Уполномоченного учреждения, нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация, в том числе должна содержать сроки завершения работ.
В соответствии с Конкурсной документацией (действующая редакция), опубликованной 16.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком, Уполномоченным учреждением:
Сроки выполнения работ, оказания услуг: 182 календарных дня.
В соответствии с Извещением о внесении изменений в Извещение и Конкурсную документацию от 25.09.2014 (действующая редакция), опубликованным 16.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком, Уполномоченным учреждением:
Сроки выполнения работ, оказания услуг: 140 календарных дней.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным учреждением, в нарушение части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не установлены надлежащим образом сроки выполнения работ, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). "Качество работ и квалификация участника конкурса при осуществлении закупки на выполнение работ" (Значимость критерия: 40%).
По указанному критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса при осуществлении закупки на выполнение работ" установлены показатель "Качество работ" в соответствии с которым: "В процессе оценки члены единой комиссии анализируют представленное в Заявке на участие в конкурсе описание последовательности и порядок выполнения работ, детальность проработки организационно-технологической схемы производства работ, описание системы качества выполнения работ и выставляют от 0 до 20 баллов. Максимальное количество баллов выставляется только в случае детального описания последовательности и порядка работ и предоставлении копии сертификата менеджмента качества ГОСТ Р ИСО"; показатель "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ" в соответствии с которым: "В процессе оценки члены единой комиссии анализируют наличие у участника конкурса опыта выполнения проектных работ и выставляют от 0 до 50 баллов. Максимальное количество баллов выставляется лучшему предложению участника конкурса по опыту проектирования особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства (с подтверждением копиями исполненных контрактов (договоров)) и предоставлении копий отзывов и благодарственных писем заказчиков"; показатель "Наличие у участника конкурса трудовых ресурсов и их квалификация" в соответствии с которым: "В процессе оценки члены единой комиссии анализируют наличие у участника конкурса трудовых ресурсов и их квалификацию и выставляют от 0 до 20 баллов. Максимальное количество баллов выставляется лучшему предложению участника конкурса по высококвалифицированным специалистам с профильным образованием и опытом выполнения работ по объектам строительства, реконструкции, проектировании и капитального ремонта особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства и предоставлении копий дипломов и сертификатов специалистов"; показатель "Деловая репутация участника конкурса" в соответствии с которым: "В процессе оценки члены единой комиссии анализируют деловую репутацию участника конкурса и выставляют от 0 до 10 баллов. Максимальное количество баллов выставляется лучшему предложению в случае не участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнение проектных работ, а также в случае отсутствия претензий или рекламаций (замечаний) со стороны заказчика, в том числе заказчика-застройщика".
Исходя из указанного, порядок оценки по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса при осуществлении закупки на выполнение работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям.
Также согласно пункту 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным учреждением в Конкурсной документации установлен единый нестоимостной критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Качество работ и квалификация участника конкурса при осуществлении закупки на выполнение работ" в состав которого входят следующие показатели: "Качество работ", "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ", "Деловая репутация участника конкурса", "Наличие у участника конкурса трудовых ресурсов и их квалификация", что противоречит требованиям Правил и нарушает положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Альтаир" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушения части 13 статьи 34, части 1, 7, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 13.11.2014 N К-1653/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 ноября 2014 г. N К-1653/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был