Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "КВС" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "КОМСТРИН" (далее - Специализированная организация) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Реконструкция на Рублевской станции водоподготовки групп фильтров N 8,9 со строительством озоно-сорбционного блока и станции озонирования по адресу: ул. Василия Ботылева, дом 1, район Кунцево, ЗАО г. Москвы" (номер извещения 0173200001414001344) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Неправомерно выбравших способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
2. В Конкурсной документации отсутствуют проекты ПОС, Стройгенплан и ГП с пролонгированными согласованиями ОПС ГУП "Мосгоргеотрест" (17А1-ГП, Тхл.1, ОС.СГП.1л.1 от 28.02.07г.), а также административно-территориальных организаций города (ГУП ГЛАВАПУ от 10.03.07г.; АПУ ЗАО от 10.05.04г. 17А1-ОС, СПГ-л.1ГП л.4, Префектура ЗАО-17А1-ОС, СГП л.1, ГП л.4; Управа Кунцево ГП л.7; также не представлены пролонгированные согласования и ТУ с городскими эксплуатирующими организациями по внешним инженерным коммуникациям (ОАО Московская электросетевая компания от 13.12.06г. N 6229 17А1-ГП, ТХ л.2; в том числе отсутствует согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, отсутствует заключение Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты, отсутствует заключение Госэкспертизы проектов МЧС России о соответствии требованиям пожарной безопасности на откорректированный проект.
3. Мосгосэкспертиза не рассматривала откорректированный проект контракта.
4. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
5. В Техническом задании Конкурсной документации содержится оборудование с указанием товарного знака без сопровождения слов "или эквивалент".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 510 851 883 рублей;
3) срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.12.2014.
1. На заседании Комиссии представители Заявителя не представили доказательств, подтверждающих, что выполнение работ на объекте Заказчика относится к выполнению работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что выполнение работ на объекте Заказчика не относиться к работам, выполняемых на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, поскольку сам объект не относится к объектам, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
2. На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа, пояснили, что данный объект находится в ведении эксплуатирующей организации ОАО "Мосводоканал", обеспечивающей подачу питьевой воды, согласование ГУП "Мосгоргеотрест", а также административно-территориальных организаций города, следовательно, согласование с указанными органами не требуется. Также не требуется пролонгирование ТУ, так как ведется реконструкция объекта с подключением к инженерным коммуникациям от существующих сетей. Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа необходимость указанных согласований требовалась бы при корректировке проектных решений. В случае достроя объекта, проектные решение сохраняются и корректируется только рабочая документация на объем достроя в соответствии с ранее утвержденным проектом.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа, пояснили, что в связи с отсутствием необходимости корректировки ранее утвержденного проекта Мосгосэкспертиза рассматривала рабочую и сметную документацию достроя, для проверки достоверности определения сметной стоимости объекта.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
По данному критерию Заявителем установлены показатели "предложение по методам производства работ", "предложение по охране труда", "предложение по технике безопасности", "предложение по охране окружающей среды" в соответствии с которыми:
"По показателю "Предложение по методам производства работ" оценивается предложение участника по технологии и методам выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по методам производства работ.
Предложение по методам производства работ оценивается по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя.
По показателю "Предложение по охране труда" оценивается предложение участника по организации охраны труда во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда.
Предложение по охране труда оценивается по степени детализации проработки подхода к охране труда во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя.
По показателю "Предложение по технике безопасности" оценивается предложение участника по технике безопасности во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности.
Предложение по технике безопасности оценивается по степени детализации проработки подхода к технике безопасности во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя.
По показателю "Предложение по охране окружающей среды" оценивается предложение участника по охране окружающей среды во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране окружающей среды.
Предложение по охране окружающей среды оценивается по степени детализации проработки подхода к охране окружающей среды во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя".
Исходя из указанного, порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателям, входящим в указанный критерий.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что в смете 2-8А-8, входящей в состав Конкурсной докмуентации к информационной карте Конкурса "перечень оборудования и других материальных ресурсов необходимых для выполнения работ по контракту" содержит указание на товарный знак без сопровождения слов "или эквивалент" например: "Автокран Grove GBT 35 или аналог; Кран башенный Mitsuber MCT 8FR или аналог; Бульдозер KOMATSU D275AX-5 или аналог; прокладки резиновые "Гернит"; дренажная система "Triton".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа указавшего в Конкурсной документации товарный знак без сопровождения слов "или эквивалент" не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "КВС" обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.11.2014 N К-1677/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 ноября 2014 г. N К-1677/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был