Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЦентрХлебСоюз" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания, рационов питания для экипажей самолетов и вертолетов на запасных аэродромах, бортовых аварийных рационов, комплектов аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов (номер извещения 0173100001514000077) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в части 2 документации об Аукционе установлены требования к объекту закупки, которые являются некорректными и невыполнимыми.
2. Разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные Заказчиком 12.11.2014 в 15:07 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) изменяют суть документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 300 800 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 21.11.2014;
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно доводу Заявителя, участнику закупки не представляется возможным скомплектовать 42 комплекта НАЗ по 8 комплектов в транспортную тару; 588 комплектов БАР по 8 комплектов в транспортную тару; 18 375 комплектов ИРП по 8 комплектов в транспортную тару соответствующие пункту части 2 документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что часть 2 документации об Аукционе "Технические требования. Описание объекта закупки" содержит следующие требования к транспортной упаковке для аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов: "Скомплектованные и упакованные комплекты НАЗ должны быть уложены по 8 комплектов в транспортную тару, обеспечивающую сохранность продуктов при транспортировании и хранении"; требования к транспортной упаковке к бортовому аварийному рациону питания: "скомплектованные рационы питания по 8 комплектов должны быть уложены в транспортную тару - ящики из гофрированного картона по ГОСТ 9142-90", а также требования к транспортной упаковке к индивидуальному рациону питания: "рационы питания, по 8 комплектов одного вида, должны быть уложены в транспортную тару - ящики из гофрированного картона по ГОСТ 9142-90".
Также частью 2 документации об Аукционе "Технические требования. Описание объекта закупки" установлено, что количество комплектов для аварийного запаса для экипажей самолетов и вертолетов составляет 42 комплекта, к бортовому аварийному рациону питания - 588 комплектов, к индивидуальному рациону питания - 18 375 комплектов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при описании транспортных упаковок рационов питания требования, указанные Заказчиком в документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, а также с целью использования товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме этого, представителями Заказчика на заседании Комиссии представлены пять заявок от участников закупки, поданные на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленные Заказчиком требования к объекту закупки, являются некорректными и невыполнимыми, не нашел своего подтверждения.
2. В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе при внесении изменений в документацию об аукционе изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок не допускаются.
Частью 2 документации об Аукционе "Технические требования. Описание объекта закупки" установлено, что показатель сахар белый первой категории должен соответствовать ГОСТ Р 53396-2009.
Приложение N 2 к проекту государственного контракта "Разнарядка на отгрузку продукции" устанавливает периоды поставки товара, а именно: с 1 июня 2015 года по 15 июня 2015 года включительно.
Пунктом 2 части 2 документации об Аукционе "Технические требования. Описание объекта закупки" установлены требования к продуктам в составе рационов питания, в том числе: "Продукты должны быть свежей выработки (период времени между датой выработки продуктов и датой комплектования рациона не должен превышать 2 месяца)".
При этом в соответствии с пунктом 2 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года N 1792-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ Р 53396-2009 "Сахар белый. Технические условия" отменяется с 15 февраля 2015 года в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 31895-2012 "Сахар белый. Технические условия".
12.11.2014 в 14:57 на Официальном сайте в ответ на запрос Заявителя Заказчиком размещено разъяснение положений документации об Аукционе следующего содержания: "В случае завершения срока действия ГОСТа на конкретный вид продукта (комплектующего, сырья) изготовитель вправе использовать продукты (комплектующие, сырье) соответствующие ГОСТам или техническим условиям, действующим на эти продукты (комплектующие, сырье) на момент комплектования" (далее - Разъяснение).
По мнению Заявителя, в связи с прекращением действия ГОСТ 53396-2009 поставить товар в июне 2015 года с датой выработки не ранее мая 2015 года не представляется возможным.
При этом согласно Разъяснению действие ГОСТ 31895-2012 распространяется на момент комплектования товара, в связи с чем прекращение действия ГОСТ 53396-2009 не влечет невозможность поставки товара в соответствии с требованиями документации.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что Разъяснение положений документации об Аукционе, изменяет суть документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
При этом в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила, что 12.11.2014 в 14:57, в 15:01, в 15:05, в 15:07 на Официальном сайте Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе без указания предметов запросов, которые поступили от участников закупки.
Представители Заказчика пояснили, что при опубликовании разъяснений документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего разъяснения документации об Аукционе, без указания предметов запросов, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пункту 6.2 проекта государственного контракта Заказчиком установлено: "За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по настоящему Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик уплачивает Поставщику штраф в размере ___ % цены настоящего Контракта в сумме ______________ руб. (__________________ руб. __ коп.) (указывается размер штрафа, определяемый в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063)".
В пункте 6.3 проекта государственного контракта Заказчиком установлено: "За просрочку исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Заказчик уплачивает Поставщику пеню в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока оплаты".
В пункте 6.4 проекта государственного контракта Заказчиком установлено: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Поставщик в соответствии с п. 4 Постановления уплачивает Заказчику штраф в размере ___ % цены настоящего Контракта в сумме ______________ руб. (__________________ руб. __ коп.) (указывается размер штрафа, определяемый в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063)".
В пункте 6.5 проекта государственного контракта Заказчиком установлено: "За просрочку исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Поставщик уплачивает Заказчику пеню за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения срока поставки в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с п. 6 Постановления от цены настоящего Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, но не менее, чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЦентрХлебСоюз" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.11.2014 N К-1689/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N К-1689/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был