Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СФК-Сервис" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работы по теме "Разработка и внедрение резервной системы приема, маршрутизации, обработки и учета голосовых вызовов" (номер извещения 0173100010914000142) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям:
1. Документация об Аукционе содержит указание на товарный знак, при этом пункты 4.12.1, 5.17, 5.22, 2.23 Технического задания документации об Аукционе не содержат слов "или эквивалент".
2. Заказчиком не установлен надлежащим образом размер обеспечения исполнения контракта.
3. Заказчиком не указаны в документации о Аукционе надлежащим образом сведения об ответственном должностном лице и почтовом адресе Заказчика.
4. Заказчик не установил в документации об Аукционе требование о передаче Заказчику исходных кодов программного обеспечения, что делает невозможным исполнение пункта 4.2. Технического задания документации об Аукционе.
5. Заказчиком не надлежащим образом составлен проект лицензионного (сублицензионного) соглашения, являющегося приложением к проекту контракта документации об Аукционе.
6. Заказчик не включил в обоснование начальной максимальной цены контракта стоимость разработки программного обеспечения.
7. В документации об Аукционе имеются несоответствия между предметом закупки, составом работ и требованиями к работам, установленными Техническим заданием документации об Аукционе.
8. Заказчик не указал в документации об Аукционе информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, лицах ответственных за заключение контракта.
9. Заказчиком нарушены сроки размещения разъяснений положений документации об Аукционе.
Заседание Комиссии было перенесено с 20.11.2014 на 21.11.2014.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 31.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 23 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 24.11.2014.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно с пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 4.12.1 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Требования к программному обеспечению рабочих мест операторов и супервизоров: программное обеспечение рабочих мест оператора и супервизора должно представлять программный телефон Naumen SoftPhone (толстый клиент) с возможностью вывода звука через usb-гарнитуру".
Пункт 5.14 Технического задания документации об Аукционе устанавливает: "Для обеспечения оперативного взаимодействия между пользователями, Система должна обеспечивать передачу и прием пользователями программного телефона коротких текстовых сообщений. История переписки должна храниться до завершения сессии программного телефона Naumen SoftPhone".
Согласно пункту 5.22 Технического задания документации об Аукционе: "Интерфейс программного обеспечения Naumen SoftPhone рабочего места оператора Системы должен включать в себя следующие управляющие элементы: 1. Меню; 2. Панели инструментов; 3. Окно управления вызовами; 4. Информационное окно; 5. Окно адресных книг".
В соответствии с пунктом 5.23 Технического задания документации об Аукционе: "Интерфейс программного телефона Naumen SoftPhone супервизора должен быть аналогичен интерфейсу программного обеспечения рабочего места оператора (за исключением отсутствия у супервизора вкладки "Очереди вызовов") и отличной корневой страницы Системы, а также иметь дополнительный элемент - вкладку "Очереди" в блоке "Информационное окно" программы Naumen SoftPhone".
Таким образом, пункты 4.12.1, 5.17, 5.22, 2.23 Технического задания документации об Аукционе не содержат слов "или эквивалент", что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактном системе. В извещении об осуществлении закупки должен содержаться в том числе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, опубликованном на Официальном сайте, размер обеспечения исполнения контракта составляет 6 900 000 рублей. При этом, согласно пункту 14 раздела 3 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 6 598 700 рублей.
Таким образом, Заказчиком не установлен надлежащим образом размер обеспечения исполнения контракта, что нарушает пункт 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться в том числе наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Согласно части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Из обращения Заявителя следует, что сведения об ответственном должностном лице Заказчика, указанные в Извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение), не соответствуют сведениям о контактном лице Заказчика, указанным в регистрационных данных Заказчика на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), также сведения о почтовом адресе Заказчика, указанном в проекте государственного контракта, не соответствуют сведениям, указанным в Извещении.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в регистрационных данных Заказчика, размещенных на Официальном сайте контактным лицом Заказчика указана Мухамадиева Е.М., при этом в Извещении ответственным должностным лицом Заказчика указана Шепелёва Н.Н.
На заседании Комиссии представители Заказчика предоставили сведения, согласно которым Мухамадиева Е.М., уволилась, после даты опубликования Извещения на Официальном сайте, в настоящий момент в регистрационные данные Заказчика на Официальном сайте внесены изменения. Также представители Заказчика пояснили, что Закон о контрактной системе не содержит требования об идентичности сведений о контактном лице Заказчика, указанных в регистрационных данных Заказчика на Официальном сайте со сведениями об ответственном должностном лице Заказчика, указываемых в Извещении.
В соответствии с Извещением почтовый адрес Заказчика - 109028, Москва, ул. Воронцово поле, 4а.
В проекте контракта документации об Аукционе указан следующий почтовый адрес - 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.
На заседании Комиссии представители Заказчика прояснили, что после публикации Извещения на Официальном сайте почтовый адрес Заказчика изменился. Вместе с тем, почта, адресованная Заказчику, принимается как по адресу указанному в Извещении, так и по адресу, указанному в проекте контракта документации об Аукционе. Также представители Заказчика сообщили, что почтовый адрес, указанный в Извещении, является и юридическим адресом Заказчика.
Также, Комиссия установила, что сведения об изменении почтового адреса Заказчика не были внесены в Извещение, что нарушает пункт 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки администативного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств того, что расхождения в сведениях о контактном лице Заказчика, указанных в регистрационных данных Заказчика на Официальном сайте и об ответственном должностном лице Заказчика, указанных в Извещении, а также изменение почтового адреса Заказчика нарушает права и интересы Заявителя.
4. Согласно доводу жалобы, отсутствие в документации об Аукционе требования о передаче Заказчику исходных кодов программного обеспечения делает невозможным исполнение пункта 4.2. Технического задания документации об Аукционе "Требования к перечню неисключительных права на базовое программное обеспечение".
Согласно пункту 4.2 Технического задания документации об Аукционе в соответствии с условиями лицензионного (сублицензионного) договора исполнителем должны быть переданы неисключительные права на базовое программное обеспечение в том числе право на воспроизведение, право на перевод или другую переработку (модификацию) как своими силами, так и с привлечением третьих лиц; право на публичный показ; право на сообщение в эфир.
По мнению Заявителя, модификация программного обеспечения невозможна без передачи Заказчику исходных кодов программного обеспечения.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для модификации программного обеспечения Заказчику не требуются исходные коды программного обеспечения, в связи с тем, что модификация может быть осуществлена Заказчиком как своими силами, так и с привлечением третьих лиц.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что исполнение требований пункта 4.2. Технического задания документации об Аукционе, невозможно без включения в документацию об Аукционе требования Заказчика о передачи исходных кодов программного обеспечения.
Таким образом, вышеуказанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика поянили, что лицензионное (сублицензионное) соглашение документации об Аукционе является проектом, при направлении государственного контракта победителю Аукциона в проект государственного контракта, а также в проект лицензионного (сублицензионного) соглашения Заказчиком будут внесены изменения установленные частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, Заказчиком не надлежащим образом составлен проект лицензионного (сублицензионного) соглашения, являющегося приложением к проекту контракта документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия не рассматривает довод Заявителя о том, что обоснование начальной максимальной цены контракта является ненадлежащим.
7. Согласно доводу жалобы в документации об Аукционе имеются несоответствия между предметом закупки, составом работ, выполняемых в соответствии положениями документации об Аукционе и требованиями к работам, установленными Техническим заданием документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с Извещением наименование объекта закупки - выполнение работы по теме "Разработка и внедрение резервной системы приема, маршрутизации, обработки и учета голосовых вызовов" (далее - РСПМОУГВ), при этом в пункте 2.2. Технического задания документации об Аукционе указывается, что целью проекта является создание программного обеспечения РСПМОУГВ, обеспечивающего резервирование функций приема, маршрутизации, обработки и учета голосовых вызовов, поступающих и совершаемых силами ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра. Также, по мнению представителей Заявителя, перечень работ, указанный в пункте 4.1. Технического задания документации об Аукционе не соответствует предмету и целям работ, предусмотренных документацией об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 4.1. Технического задания документации об Аукционе устанавливает следующие требования к составу работ и базовому программному обеспечению: "обследования существующих информационных систем и ит-инфраструктуры, обеспечивающих прием, маршрутизацию, обработку и учет голосовых вызовов; выработка оптимальной методики обслуживания граждан, обращающихся на горячую линию ВЦТО на основе полученной информации, состава необходимых справочников, сценариев разговора, форм отправки типовых коротких сообщений и электронной почты и другую методической информации, необходимой для повышения качества обслуживания граждан; проведение настройки и доработки программного обеспечения; развертывание и внедрение системы на территории Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" - ВЦТО "Казань".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для выполнения работ, предусмотренных документацией об Аукционе, участник закупки вправе передать Заказчику неисключительные права на базовое программное обеспечение Naumen Contact Center версии 6.1 или на эквивалент, вышеуказанного программного обеспечения. Эквивалент вышеуказанного программного обеспечения участник закупки вправе разработать самостоятельно, в соответствии с требованиями к программному обеспечению, предусмотренными документацией об Аукционе. Представители Заказчика также сообщили, что требования к составу работ, предусмотренных пунктом 4.1. Технического задания документации об Аукционе, дают полное представление о потребностях Заказчика в работах, предусмотренных, документацией об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о несоответствии между предметом закупки, составом работ, выполняемых в соответствии положениями документации об Аукционе и требованиями к работам, установленными Техническим заданием документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
8. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 2.9 части 24 Информационной карты документации об Аукционе гласит: "Контрактная служба сформирована в соответствии со статьей 38, частью 28 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ. В соответствии с приказом Росреестра от 28.03.2014 N П\129 "О создании в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Контрактной службы" заключение контракта обеспечивает группа организации планирования закупок и определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". Также в пункте 2.1.2 Информационной корты документации об Аукционе содержатся сведения о контактных лицах Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик не указал в документации об Аукционе информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, не нашел своего подтверждения.
9. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из жалобы следует, что Заявителем 13.11.2014 направлен Заказчику запрос разъяснений положений документации об Аукционе, однако в нарушение требований Закона о контрактной системе, Заказчик разместил разъяснения положений документации об Аукционе на Официальном сайте только 16.11.2014.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Из вышеизложенного следует, что в случае, когда второй день срока, установленного для размещения заказчиком разъяснений положений документации об Аукционе, приходится на нерабочий день, последним днем такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены сроки размещения разъяснений положений документации об Аукционе, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СФК-Сервис" обоснованной в части отсутствия в пунктах 4.12.1, 5.17, 5.22, 2.23 Технического задания документации об Аукционе слов "или эквивалент", не внесения Заказчиком изменений в Извещение в связи с изменением почтового адреса Заказчика, а также в части установления Заказчиком не надлежащим образом размера обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.11.2014 N К-1711/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2014 г. N К-1711/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был