Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2014 г. N 60-АПГ14-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Дикарева С.Г. и Карпаевой Л.Л. о признании недействующим со дня принятия Закона Камчатского края от 4 июня 2014 г. N 463 "Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае" по апелляционной жалобе Дикарева С.Г. на решение Камчатского краевого суда от 16 сентября 2014 г., которым заявления оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закон Камчатского края от 4 июня 2014 г. N 463 "Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края N 463), опубликованный 14 июня 2014 г. в официальном печатном издании губернатора и правительства Камчатского края "Официальные ведомости", спецвыпуск N 1, регулирует отдельные вопросы, связанные с формированием представительных органов муниципальных районов и избранием глав муниципальных образований в Камчатском крае (статья 1), предусматривает формирование представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава (статья 3).
Дикарев С.Г. и Карпаева Л.Л. обратились в суд с заявлениями о признании недействующим со дня принятия указанного закона.
В обоснование требований заявители ссылались на то, что оспариваемый нормативный акт противоречит частям 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку нарушает их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, принят без учёта мнения населения Камчатского края.
Заявители полагали, что установленный Законом Камчатского края N 463 порядок формирования представительного органа муниципального района и избрания глав муниципальных образований исключает возможность выбора вариантов организации районной власти и ограничивает права населения формировать органы местного самоуправления на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Решением Камчатского краевого суда от 16 сентября 2014 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дикаревым С.Г. ставится вопрос об отмене судебного постановления, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы Законодательным Собранием Камчатского края, губернатором Камчатского края поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции заявители, представители губернатора Камчатского края и Законодательного Собрания Камчатского края не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решение суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Закон Камчатского края N 463 принят Законодательным Собранием Камчатского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит, а также не нарушает права и законные интересы заявителей.
При этом суд правильно исходил из положений пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которым установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного нормативного акта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено в том числе правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены данным федеральным законом.
Статьёй 14 Устава Камчатского края определено, что Законодательное Собрание является однопалатным, постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Камчатского края, к полномочиям которого относится в том числе законодательное регулирование по предметам ведения Камчатского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Камчатского края, установленных Уставом, законами Камчатского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Частями 1 и 3 статьи 34 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Пунктами 16 и 17 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, в том числе в часть 4 статьи 35 и часть 2 статьи 36, внесены изменения, касающиеся принципа формирования (избрания) представительного органа муниципального района и избрания главы муниципального образования, согласно которым предусмотренные варианты формирования представительного органа муниципального района, который может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, либо избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также варианты избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, определяются законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Для принятия таких законов частью 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ установлен шестимесячный срок.
Приведённые законоположения свидетельствуют о правильности вывода суда первой инстанции о том, что Закон Камчатского края N 463 принят Законодательным Собранием Камчатского края в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем субъектам Российской Федерации, нормам федерального законодательства не противоречит.
С учётом изложенного Судебная коллегия доводы апелляционной жалобы о неверном толковании судом первой инстанции норм материального права находит несостоятельными.
Судебная коллегия не может не согласиться с суждением суда о соблюдении порядка принятия оспариваемого регионального нормативного правового акта, а также о том, что Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ не содержит предписаний об обязательности выяснения мнения населения при его принятии.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, Законодательным Собранием Камчатского края была учтена сложившаяся в крае практика формирования представительных органов и избрания глав муниципальных районов, что подтверждается информацией Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю от 15 сентября 2014 г. о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
При таких обстоятельствах является правомерным заключение суда первой инстанции о том, что правовые предписания оспариваемого регионального закона требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречат, права и законные интересы заявителя не нарушают, так как закреплённый в них порядок не лишает заявителей гарантированного Конституцией Российской Федерации права быть избранными в соответствующий представительный орган из числа депутатов сельского поселения, а также главой муниципального района или реализовать свои права через депутатов, избранных на муниципальных выборах.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Камчатского краевого суда от 16 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дикарева С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2014 г. N 60-АПГ14-5
Текст определения официально опубликован не был