Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования
от 3 декабря 2007 г. N 491
Рекомендации
по разработке среднесрочных планов управления государственных природных заповедников и национальных парков
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации содержат нормы и правила, определяющие состав и порядок разработки среднесрочных планов управления государственных природных заповедников (далее - заповедники) и национальных парков Российской Федерации.
1.2. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями к управлению охраняемыми природными территориями, изложенными в международных документах: Конвенция о биологическом разнообразии (1992), "Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия" (1972), "Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц" (1971), Севильская стратегия для биосферных резерватов программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (1995).
Рекомендации учитывают требования законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) и соответствуют системе экологического управления, основанного на постоянном улучшении качества природной среды и объектов (система экологического менеджмента), изложенных в Государственном стандарте на систему управления окружающей средой ГОСТ Р ИСО 14001-98.
2. Цель и задачи среднесрочных планов управления
2.1. Целью среднесрочных планов управления заповедников и национальных парков (далее - план управления) является оптимизация системы управления и определение перспектив дальнейшего развития, обеспечивающих устойчивое функционирование особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
2.2. Созданный план управления должен решать следующие задачи:
обеспечение надежной охраны природных комплексов и объектов на соответствующей ООПТ;
регулирование ограниченной хозяйственной деятельности и природопользования в пределах ООПТ и ее охранной зоны;
определение реального уровня затрат и источников финансирования;
увязывание научных исследований с природоохранной деятельностью;
развитие экологического просвещения на местном и региональном уровнях;
улучшение взаимодействия заповедника (национального парка) с органами государственной власти, местного самоуправления, научными и природоохранными организациями;
получение широкой общественной поддержки на местном, региональном и федеральном уровнях;
оптимизация структуры и штатов, повышение профессиональной квалификации работников;
сохранение историко-культурного наследия;
интеграция заповедника (национального парка) в социально-экономическую структуру региона.
2.3. План управления является основой для текущего и оперативного планирования деятельности заповедника (национального парка).
3. Структура среднесрочного плана управления
3.1. В среднесрочный план управления включаются следующие разделы:
Введение.
I. План территориального устройства.
II. План действий.
III. Мониторинг и оценка реализации.
Резюме.
Приложения (в отдельном томе).
3.2. В раздел "Введение" включается следующая информация:
краткие сведения (статус, в т.ч. международный, год создания, цель организации, географическое положение, площадь, границы, наличие охранной зоны и др.) об ООПТ;
цели и задачи плана управления;
сведения о периоде подготовки и команде разработчиков плана управления.
3.3. Раздел "План территориального устройства" содержит описание территориальных особенностей, картографический материал и необходимые пояснения к нему. В описании территории приводится структура землепользования, основные сведения об охранной зоне, биосферном полигоне (для биосферных заповедников) и находящихся в ведение соответствующего учреждения государственных природных заказников и памятников природы.
При описании структуры землепользования на картах (схемах) выделяются:
земли, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании заповедника (национального парка);
земли сторонних пользователей в национальном парке (заказнике) или в пределах внешней границы заповедника;
арендованные земли в национальном парке.
В документ включается следующий картографический материал:
а) ситуационный план, отражающий место данного заповедника, национального парка, заказника федерального значения в региональной сети особо охраняемых природных территорий. На этом плане отображаются границы ООПТ и ее охранной зоны, биосферный полигон (в том числе территории сотрудничества), а также существующие и планируемые ООПТ на прилегающих землях;
б) схема функционального зонирования национальных парков с нанесенными на ней границами функциональных зон, гидрологической и дорожной сетей, объектов базовой инфраструктуры.
Для территорий государственных природных заповедников указываются участки с особым режимом охраны и использования (например, участки частичного хозяйственного использования, участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы);
в) карты и схемы, иллюстрирующие различные виды деятельности или планируемые изменения на отдельных участках ООПТ, с нанесением имеющихся и планируемых туристических маршрутов, экскурсионных экологических тропы, смотровых площадок, места отдыха и иных рекреационных объектов, выделением целевых участков природоохранного управления (участки восстановления природных комплексов, реставрации историко-культурных объектов и др.). Рекомендуется все картографические материалы готовить в составе компьютерной географической информационной системы.
3.4. В разделе "План действий" излагаются:
долговременная перспектива развития ООПТ;
цели и задачи ООПТ на период действия плана;
структура мероприятий.
Примерная структура и содержание плана действий среднесрочного плана управления государственных природных заповедников и национальных парков приведены в приложении 1.
3.5. В разделе "Мониторинг и оценка реализации" приводятся показатели по осуществлению мониторинга основной деятельности и показатели осуществления комплексного экологического мониторинга состояния охраны и использования природных и историко-культурных комплексов и объектов на ООПТ.
3.5.1. Мониторинг основной деятельности заключается в слежении за реализацией планов мероприятий и достижения прогнозных показателей деятельности всех структурных подразделений. В обязательном порядке включаются основные прогнозные показатели, закрепленные за Росприроднадзором в части осуществления функции государственного управления ООПТ. Могут быть также использованы дополнительно прогнозные показатели, включенные в форму ежегодного плана работ по основной деятельности. Рекомендуется использовать форму приложения 2.
3.5.2. Комплексный экологический мониторинг состояния охраны и использования природных и историко-культурных комплексов и объектов (далее экологический мониторинг) включает проведение регулярных наблюдений за состоянием отдельных объектов по значимым показателям (индикаторам), а также оценку текущего состояния и прогноз возможных изменений.
Программа экологического мониторинга должна включать наблюдения за состоянием:
качественного состава флоры и фауны, в первую очередь сосудистых растений и позвоночных животных;
популяций редких видов растений и животных, включенных в Красную книгу Международного союза охраны природы, России и региональные красные книги;
особо ценных в хозяйственном отношении охотничьих животных; особо ценных лекарственных растений и иных видов растений и животных, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость;
уникальных, редких и особо уязвимых объектов живой и неживой природы (колониальных поселений или скоплений птиц и млекопитающих, карстовых и вулканических проявлений, ледников, термальных и минеральных источников и т.д.);
ландшафтов и отдельных объектов, обладающих наибольшей природоохранной, исторической и культурной ценностью.
А также наблюдения за:
динамикой нарушений природоохранного режима и результативности охранных мероприятий;
посещаемостью территории и влиянием развития туризма и рекреации на природные и историко-культурные объекты;
результативностью эколого-просветительских мероприятий, отношением населения к ООПТ;
влиянием хозяйственной деятельности в границах ООПТ и ее охранной зоны на состояние природных и историко-культурных комплексов и объектов;
другими значимыми для управления конкретной ООПТ параметрами.
3.6. Раздел "Резюме" содержит краткие выводы из всех последующих разделов.
В резюме излагаются:
основные особенности данной ООПТ, в том числе на текущем этапе;
ключевые проблемы ООПТ, негативные воздействия и угрозы сохранению ее природных и историко-культурных комплексов и объектов;
основные направления деятельности и наиболее важные мероприятия по сохранению природных и историко-культурных комплексов и объектов;
предполагаемый природоохранный, экономический и социальный эффект запланированных мероприятий.
Рекомендуется ограничить объем текста резюме тремя страницами.
3.7. В Приложение выносится фактическая и аналитическая информация, которая послужила основой для планирования и наглядно демонстрирует особенности ООПТ, а также позволяет фиксировать состояние ООПТ на момент планирования. Рекомендуется материалы приложения помещать в отдельном томе.
4. Основные этапы разработки плана управления
Процесс разработки плана управления включает следующие основные этапы:
анализ природных и историко-культурных особенностей ООПТ;
анализ текущей организации и деятельности заповедника (национального парка);
определение стратегических направлений и приоритетов деятельности;
непосредственная разработка плана управления.
5. Анализ природных и историко-культурных особенностей особо охраняемой природной территории
5.1. Общие требования
На этом этапе обобщается и анализируется информация:
о природных условиях и природных ресурсах ООПТ;
об экологической и историко-культурной значимости, специфичности и репрезентативности ООПТ, в том числе наиболее ценных и представляющих наибольший интерес представленных на ней природных и историко-культурных комплексов и объектов;
о современном состоянии природных и историко-культурных комплексов и объектов;
о факторах и потенциальных угрозах негативного воздействия на биологическое и ландшафтное разнообразие и историко-культурное наследие.
В случае отсутствия в заповеднике (национальном парке) необходимой и достаточной информации необходимо организовать ее поиск и получение в других источниках либо сбор первичных данных силами собственных сотрудников или привлеченных специалистов.
Итоговая информация оформляется в виде аналитического отчета.
5.2. Примерная структура аналитического отчета о природных и историко-культурных особенностях ООПТ
5.2.1. Общие сведения:
физико-географические условия (климат и погодные условия, гидрология и гидрография, геологическое строение и рельеф, почвенный покров, ландшафтная структура);
растительный мир (флора, геоботаническое районирование и типы ассоциаций);
животный мир (млекопитающие, птицы, рептилии и амфибии, рыбы и круглоротые, беспозвоночные).
5.2.2. Биологическое разнообразие:
уровень биологического разнообразия (оценивается видовое богатство различных таксономических групп организмов (в первую очередь, позвоночных животных, сосудистых растений, фоновых групп беспозвоночных) по сравнению с уровнями, характерными для зонального подразделения (природная зона, подзона, высотные пояса) и природного региона (на уровне физико-географических провинций и областей), в которых расположена ООПТ);
принадлежность территории к мировым регионам высокого биологического разнообразия (25 регионов с высоким уровнем биоразнообразия, находящихся под угрозой разрушения, выделенных Conservation International; 233 экорегиона, приоритетных с точки зрения сохранения биоразнообразия, выделенных WWF International; 250 мировых центров разнообразия растений, выделенных МСОП), водно-болотным угодьям международного значения, ключевым орнитологическим территориям, ключевым ботаническим территориям;
эндемичность биоты (оценивается число видов и подвидов, эндемичных для России и региона, в котором ООПТ расположена);
наличие редких и исчезающих видов (оценивается численность и состав видов, занесенных в Красную книгу РФ, определяются роль данной ООПТ для охраны этих видов (места постоянного обитания, размножения, миграционных остановок, нагула, массовой линьки и т.д.);
наличие на территории видов, имеющих существенную хозяйственную и/или социальную значимость (оценивается численность и состав ценных охотничье-промысловых видов животных, особо ценных лекарственных растений и т.д.);
наличие на территории постоянных или регулярных массовых скоплений животных (оценивается наличие крупных колониальных гнездовий, лежбищ морских млекопитающих, мест концентрации линных птиц, скоплений птиц на пролете, крупных колоний летучих мышей, миграционных скоплений копытных и пр.);
способность территории обеспечить существование жизнеспособных популяций крупных млекопитающих и птиц.
5.2.3. Ландшафтное разнообразие:
уровень ландшафтного разнообразия (оценивается богатство и разнообразие представленных ландшафтных подразделений различного ранга, в сравнении с таковым, свойственным зональному подразделению и физико-географическому региону, где расположена ООПТ.);
наличие и распространение на территории малонарушенных природных комплексов (оценивается наличие и распространенность ненарушенных и слабонарушенных зональных и интразональных экосистем);
наличие на территории исчезающих, редких и уникальных сообществ и экосистем (оценивается наличие исчезающих (в мировом масштабе, масштабах страны и региона), редких и уникальных, в том числе реликтовых, сообществ и экосистем);
наличие на территории географических объектов, оказывающих существенное влияние на экологическую обстановку в регионе (оценивается наличие и значимость экосистем, ландшафтных подразделений и отдельных географических объектов - истоков важных для региона рек, ледников, определяющих гидрологический режим прилегающих территорий и т.д.);
наличие на территории редких и уникальных объектов неживой природы (пещер и иных уникальных форм рельефа, выходов редких горных пород, проявлений редких минералов и т.д.).
5.2.4. Историко-культурные особенности территории:
наличие особо ценных объектов культурного наследия (объекты Всемирного культурного наследия; объекты культурного наследия федерального и регионального значения);
степень уникальности (редкости, оригинальности) объектов культурного наследия (оцениваются представленные редкие и уникальные для России (мира) и региона памятники истории и культуры и роль ООПТ в их сохранении);
традиционность поселений и форм природопользования (оценивается число и разнообразие сохранившихся на ООПТ видов традиционных поселений и/или форм природопользования, представляющих определенную культуру, свойственную данному региону);
степень сохранности и комплексности (оценивается физическое состояние памятников, сохранность природно-исторического фона, возможности и затраты на их реставрацию и восстановление, а также присутствие местного населения, сохранившего традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, обрядовые и религиозные обычаи, фольклор).
5.2.5. Особая познавательная, рекреационная и эстетическая значимость территории:
наличие на территории природных и историко-культурных объектов особой познавательной ценности (наиболее характерные природные сообщества, типичные и уникальные объекты живой и неживой природы, наглядно иллюстрирующие важнейшие геологические, географические и экологические процессы и закономерности, уникальны объекты историко-культурного наследия, возможности демонстрации этапов и ярких событий отечественной истории и др.);
наличие на территории природных и историко-культурных объектов особой рекреационной значимости и их доступность для посетителей (водоемы, особо удобные для пляжного отдыха и любительского рыболовства, реки, пригодные для сплава; горные вершины, представляющие интерес для альпинистов, целебные источники и т.д.);
наличие на территории природных и историко-культурных объектов особой эстетической ценности (живописные ландшафты, скопления диких животных, уникальные памятники архитектуры, места религиозного поклонения и др.).
5.2.6. Существующие факторы и потенциальные угрозы негативного воздействия на природные и историко-культурные комплексы и объекты.
5.2.6.1. Природные факторы:
влияние изменений климата (гумидизация, аридизация и т.д.);
некатастрофические геоморфологические и гидрологические процессы (постепенное изменение речных долин и морских побережий, изменение уровня моря и озер, горных склонов и других форм рельефа, естественное разрушение вечной мерзлоты, таяние ледников и т.д.);
биоценотические процессы (хищничество, паразитизм, конкуренция, вторжение чужеродных видов и т.д.);
природные катастрофы (лавины, оползни, извержения вулканов, растительные пожары, наводнения, засухи и т.д.).
5.2.6.2. Антропогенные факторы:
посещение территории людьми с любыми целями (научными, познавательными, культурными, религиозными, хозяйственными, спортивными, рекреационными, включая все формы туризма и отдыха);
охота и рыболовство;
отлов рептилий и амфибий;
сбор зоологических, палеонтологических и минералогических коллекций;
сбор и вывоз историко-культурных ценностей;
умышленное повреждение и уничтожение историко-культурных объектов;
рубки леса;
иные виды лесопользования;
намеренная интродукция чужеродных видов растений и животных;
сельскохозяйственная деятельность (распашка земель, их мелиорация, применение минеральных удобрений и пестицидов, выпас скота, сенокошение и т.д.);
водохозяйственная деятельность (водозаборных сооружений, сработка уровня водохранилищ, регулирование стока и т.д.);
пользование недрами (разведка и добыча полезных ископаемых);
строительство, реконструкция и эксплуатация линейных коммуникаций (дорог, ЛЭП, трубопроводов и т.д.);
эксплуатация водного транспорта;
расширение населенных пунктов, дачное строительство;
деятельность промышленных предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства (загрязнение вод, земель, атмосферного воздуха, устройство свалок, захоронение отходов и т.д.);
военная деятельность;
собственная деятельность заповедника (национального парка) как антропогенный фактор.
Примечание: в ходе анализа вышеперечисленных природных и антропогенных факторов необходимо:
различать внешние и внутренние воздействия. Источник первых находится за пределами ООПТ, а вторые являются следствием происходящих на самой территории процессов или действий;
разделять законное и незаконное природопользование;
оценить:
характер и эффект воздействия (является ли оно прямым или опосредованным, каким именно образом оно проявляется, что в результате воздействия происходит в популяциях, сообществах и экосистемах);
силу воздействия (может быть определена как критическая (при невосполнимом ущербе - исчезновении отдельных популяций, сообществ и т.д.), значительная (при значительном ущербе, угрожающем существованию охраняемых объектов, но в принципе восполнимом), незначительная (заметный ущерб, но не угрожающий существованию охраняемых объектов);
масштаб проявления воздействия (по которому воздействия могут быть классифицированы как повсеместные (проявляющиеся на всей площади ООПТ), широкие (проявляющиеся на большей части ООПТ) и локальные (в отдельных местах);
динамика силы и масштаба проявления воздействия за последние годы (ослабевает, стабильна, усиливается);
составить ранжированный список негативных воздействий, наиболее существенных для ООПТ, а также перечень наиболее пострадавших и от них природных и/или историко-культурных комплексов и объектов;
выделить наиболее актуальные для ООПТ угрозы (с указанием тех природных и историко-культурных объектов, на состоянии которых эти ожидаемые воздействия скажутся наиболее серьезным образом), определив для каждого их вида:
характер и ожидаемый эффект;
вероятность проявления в ближайшем будущем (5-10 лет), по которой угрозы могут быть классифицированы как почти неизбежные, весьма вероятные, маловероятные;
ожидаемые сила и масштаб проявления;
определить природные и историко-культурные объекты и комплексы, подвергающиеся наибольшему антропогенному прессингу либо наиболее потенциально уязвимые в ближайшие годы.
5.2.6.3. Итоговые аналитические выводы.
6. Анализ текущей организации и деятельности заповедника (национального парка)
6.1. Общие требования
На этом этапе обобщается и анализируется информация о:
территориальном устройстве, организационных и инфраструктурных особенностях заповедника (национального парка);
объемах и источниках финансирования, структуре доходов и расходов;
сильных и слабых сторонах организации и деятельности заповедника (национального парка) за последние 5 лет, основных успехах и неудачах этой деятельности и их причинах;
практической интеграции заповедника (национального парка) социально-экономическую структуру региона, взаимодействие с местным населением, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Итоговая информация оформляется в виде аналитического отчета.
6.2. Примерная структура аналитического отчета о текущей организации и деятельности заповедника (национального парка)
6.2.1. Территориальное устройство:
местонахождение и площадь;
функциональное зонирование (для национальных парков);
структура землепользования;
охранная зона;
биосферный полигон (для биосферных заповедников);
заказники и памятники природы (находящиеся в непосредственном управлении либо подконтрольные);
территориальные структурные подразделения (территориальные отделы, лесничества, филиалы и др.);
наличие и расположение на ООПТ населенных пунктов, кордонов, стационаров и иных подобных объектов;
дорожная сеть;
сильные и слабые стороны существующего территориального устройства;
итоговые аналитические выводы.
Примечание: к разделу 6.2.1 прилагается карта-схема.
6.2.2. Организационная структура:
современное состояние (руководящий состав, отделы, сектора, целевые группы, их фактическая численность);
сильные и слабые стороны существующей организационной структуры;
итоговые аналитические выводы.
6.2.3. Хозяйственная инфраструктура (ключевые объекты, их основные характеристики и состояние):
здания и сооружения (производственного назначения, коммунального хозяйства, жилой фонд);
транспортный парк (в т.ч. водный и гужевой транспорт);
подсобные производства;
сильные и слабые стороны существующей хозяйственной инфраструктуры;
итоговые аналитические выводы.
6.2.4. Охрана природных комплексов и объектов:
основные показатели деятельности по борьбе с экологическими правонарушениями за последние 2 года (по данным годовых информационных отчетов директора заповедника (национального парка);
сравнительные итоги работы подразделений службы охраны (отделов, лесничеств, оперативных групп);
оценка латентности экологических правонарушений и масштабов наносимого ими ущерба;
кадровый состав службы охраны (численность, стаж работы, образовательный и профессиональный уровень);
обеспеченность службы охраны транспортными средствами, средствами связи, оружием, специальными средствами, приборами наблюдения, форменным обмундированием, полевым снаряжением;
сильные и слабые стороны работы по борьбе с экологическими правонарушениями за последние 5 лет;
причины основных успехов и неудач;
итоговые аналитические выводы.
6.2.5. Сохранение и регулирование использования природных ресурсов:
наличие у заповедника (национального парка) правоудостоверяющих документов на пользование земельными участками;
наличие споров в земельной сфере, их причины;
выделение в натуре внешних и функциональных границ ООПТ, оснащение ООПТ аншлагами, указателями и информационными знаками, их качество и состояние;
цели, характер, объемы и результаты проводимых на ООПТ специальных мероприятий, связанных с сохранением природных комплексов и объектов и регулированием природопользования (регуляционные, биотехнические, лесохозяйственные, противопожарные мероприятия, рекреационное обустройство территории);
сильные и слабые стороны работы в области сохранения и регулирования использования природных ресурсов за последние 5 лет;
причины основных успехов и неудач;
итоговые аналитические выводы.
6.2.6. Организация научно-исследовательской деятельности:
основные итоги и показатели научно-исследовательской работы за последние 2 года (по данным годовых информационных отчетов директора заповедника (национального парка);
сильные и слабые стороны научно-исследовательской деятельности за последние 5 лет;
причины основных успехов и неудач;
итоговые аналитические выводы.
6.2.7. Экологическое просвещение и работа с населением:
основные итоги и показатели просветительской работы за последние 2 года (по данным годовых информационных отчетов директора заповедника (национального парка);
сильные и слабые стороны эколого-просветительской деятельности за последние 5 лет;
причины основных успехов и неудач;
итоговые аналитические выводы.
6.2.8. Сохранение историко-культурного наследия:
основные мероприятия, проведенные за последние 2 года по сохранению историко-культурного наследия (организация охраны, инвентаризация, изучение, реставрация объектов историко-культурного наследия, сохранение и восстановление культурных ландшафтов);
источники финансирования вышеперечисленных мероприятий;
наличие в национальном парке специализированного структурного подразделения, отвечающего за работу в области сохранения историко-культурного наследия, его численность и укомплектованность;
сильные и слабые стороны работы по сохранению историко-культурного наследия за последние 5 лет;
причины основных успехов и неудач;
итоговые аналитические выводы.
6.2.9. Финансово-экономическая деятельность:
основные итоги и показатели финансирования деятельности учреждения за последние 2 года (по данным годовых информационных отчетов директора заповедника (национального парка);
структура расходов в разрезе статей экономического классификатора;
структура расходов по направлениям деятельности:
содержание управленческого звена;
содержание административно-хозяйственной инфраструктуры;
подсобное производство;
содержание службы охраны и борьба с экологическими правонарушениями;
биотехнические мероприятия;
лесохозяйственные мероприятия;
лесоустройство;
землеустройство и межевание границ ООПТ;
рекреационное обустройство территории;
научно-исследовательская деятельность;
эколого-просветительская деятельность;
степень обеспеченности финансовых потребностей учреждения;
эффективность использования средств, соответствие структуры расходов интересам поддержки приоритетных направлений деятельности;
эффективность фандрайзинга (поиска и привлечения внебюджетных ресурсов);
рентабельность собственной хозяйственной деятельности;
сильные и слабые финансовой политики за последние 2 года;
причины основных успехов и неудач;
итоговые аналитические выводы.
6.2.10. Интеграция в социально-экономическую структуру региона:
оценка имеющегося социального заказа;
основные интеграционные аспекты:
экономический:
создание новых рабочих мест, в том числе и за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание ООПТ;
вклад в развитие туризма в регионе и связанной с ним инфраструктуры, в том числе как стимул развитие малого бизнеса и иных форм вовлечения местного населения в сферу обслуживания посетителей;
налоговые отчисления, поступающие в результате деятельности заповедника (национального парка) в региональные и муниципальные бюджеты;
вклад в развитие сельского хозяйства, охотничьего хозяйства, рыболовства;
инициирование и кредитование пилотных проектов по развитию малого бизнеса при поддержке заповедника (национального парка);
содействие привлечению в регион дополнительных инвестиций;
природоохранный:
роль заповедника (национального парка) в формировании региональной системы ООПТ (использование своего потенциал для обоснования развития сети ООПТ, проведения проектно-изыскательских работ и подготовки решений по созданию ООПТ различных категорий);
наличие переданных в ведение заповедника (национального парка) близлежащих заказников и памятников природы (федеральных и региональных);
просветительский:
роль заповедника (национального парка) как регионального центра экологического просвещения;
активность и потенциал заповедника (национального парка) в работе со школьниками и его взаимодействие с органами образования;
вклад заповедника (национального парка) в деле информационного обеспечения населения (в том числе через средства массовой информации);
научный:
роль заповедника (национального парка) как регионального центра экологического мониторинга (в первую очередь мониторинга биоты), поставляющего информацию заинтересованным структурам в регионе;
вклад заповедника (национального парка) в изучение редких и исчезающих объектов флоры и фауны, а также охотничье-промысловых видов животных и хозяйственно ценных видов растений;
контакты заповедника (национального парка) с профильными вузами в регионах (в части прохождения студентами на ООПТ учебных практик с подготовкой курсовых и дипломных работ).
7. Определение стратегических направлений и приоритетов деятельности
7.1. Общие положения
Данный этап заключается в:
конкретизации задач заповедника (национального парка) с учетом специфичных природных, историко-культурных и социально-экономических условий;
непосредственном определении стратегических направлений, приоритетов и основных видов деятельности заповедника (национального парка), которые должны:
обеспечивать выполнение основных задач ООПТ в конкретных условиях;
способствовать интеграции ООПТ в социально-экономическую структуру региона.
Намеченные стратегические направления и приоритеты рассчитываются на 15-20 лет, то есть значительно превышая сроки разрабатываемого менеджмент-плана, и могут оставаться актуальными в течение неопределенно долгого времени.
Подготовленные материалы подлежат обсуждению на расширенном заседании научно-технического совета заповедника (национального парка) с приглашением представителей сторонних заинтересованных организаций, а также вышестоящего органа управления.
Целями этого обсуждения являются:
достижение консенсуса по рассматриваемым вопросам;
определение путей и возможностей дальнейшего развития заповедника (национального парка, заказника).
Итоговые материалы по результатам обсуждения дорабатываются и доводятся до сведения разработчиков плана управления в качестве базовых документов для дальнейшей работы.
7.2. Приоритеты деятельности по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов
Деятельность по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов, включая непосредственную охрану территории, является основополагающей для всех ООПТ и направлена на достижение следующих задач:
сохранения максимально возможного биологического и ландшафтного разнообразия, целостности природных комплексов и естественного хода природных процессов;
сохранение историко-культурного наследия территории, включая традиционный уклад жизни коренного и старожильческого населения;
восстановление нарушенных природных комплексов.
В качестве основных видов деятельности ООПТ, направленных на реализацию этих задач выделяются:
борьба с экологическими правонарушениями;
осуществление специальных мер охраны по отношению к отдельным особо ценным природным комплексам и объектам (редким и исчезающим видам, уникальным экосистемам, памятникам природы и т.д.);
информационное обеспечение установленного режима и специальных охранных мер (установка и поддержание аншлагов и информационных знаков, ведение разъяснительной работы среди различных слоев населения и т.д.);
регулирование разрешенных на ООПТ и в ее охранной зоне видов природопользования;
деятельность по предупреждению, обнаружению и тушению лесных и иных растительных пожаров;
деятельность по предупреждению и минимизаций негативных последствий катастрофических явлений;
борьба с антропогенным загрязнением территории (выявление источников загрязнения, применение соответствующих санкций, минимизация негативных последствий);
поддержание естественного облика природных комплексов и исторически сложившегося облика культурных ландшафтов (путем проведения лесохозяйственных, биотехнических и иных мероприятий);
восстановление нарушенных природных комплексов и объектов (путем проведения лесовосстановительных, рекультивационных, реинтродукционных и иных мероприятий);
развитие щадящего природопользования (не разрушающего окружающую среду и не истощающего природные ресурсы территории).
7.3. Приоритеты организации научно-исследовательской деятельности и экологического мониторинга
Основой для организации НИР в заповедниках и национальных парках должна служить система приоритетов, вырабатываемая с учетом природной специфики и реальных потребностей заповедника (национального парка), а также потенциальных потребностей органов государственной власти и управления на региональном и федеральном уровнях. Эта система приоритетов должна быть определена для каждого из трех основных составляющих научно-исследовательской деятельности заповедников и национальных парков - инвентаризации, мониторинга, проблемно- ориентированных исследований.
К приоритетным инвентаризационным работам следует отнести:
составление аннотированных списков видов сосудистых растений, позвоночных животных, фоновых семейств доминирующих отрядов беспозвоночных животных;
составление кадастров редких, уникальных и требующих особого внимания объектов живой и неживой природы, мест обитания редких видов животных и растений;
геоботаническое и почвенное картографирование.
К приоритетным направлениям мониторинга природных процессов и явлений следует относить:
наблюдения за изменением уровня биоразнообразия и качественного состава биоты (флоры и фауны), в первую очередь позвоночных животных и сосудистых растений;
наблюдения за состоянием популяций:
редких видов растений и животных;
ценных охотничье-промысловых видов животных, животных, имеющих значение с эпидемиологической точки зрения, особо ценных лекарственных растений, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или социальную значимость;
видов, особо уязвимых ввиду образования ими массовых скоплений (колониальных птиц, морских млекопитающих и т.д.);
видов-эдификаторов природных сообществ и экосистем и видов-индикаторов их состояния;
наблюдения за состоянием экосистем:
являющихся эталонами для конкретного физико-географического региона;
особо редких и уникальных, в том числе реликтовых;
играющих особую роль для сохранения редких видов;
продолжение многолетних наблюдений за природными объектами и явлениями, проводящимися более 10 лет, при обеспечении соблюдения единства места, времени и методики сбора данных.
Приоритетными в заповедниках и национальных парках следует считать проблемно-ориентированные исследования, направленные на:
разработку или совершенствование методов экологического мониторинга;
выявление норм состояний природной среды и уровней допустимых воздействий на природные комплексы;
выяснение причин неблагоприятных тенденций в динамике природных комплексов, прогноз их последствий, а также последствий потенциально неблагоприятных внешних воздействий на природные комплексы особо охраняемой природной территории;
разработку и совершенствование мер сохранения и восстановления природных комплексов и объектов;
изучение экологии редких и исчезающих видов, сообществ и экосистем;
научное обеспечение организации экологического просвещения и познавательного туризма;
увеличение способности охраняемых экосистем и ландшафтов к саморегуляции и самовосстановлению.
7.4. Приоритеты эколого-просветительской деятельности
Экологическое просвещение является одной из трех составляющих основной деятельности заповедников и национальных парков. Их эколого-просветительская деятельность призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку ООПТ как объектов национального достояния.
Системная организация эколого-просветительской работы заповедников и национальных парков возможна при решении следующих задач:
формирование научно-обоснованной базы для ведения эколого-просветительской работы на основе имеющихся научных, исторических и других архивных материалов, а также опыта и потенциала научных отделов заповедников и национальных парков;
организация целенаправленной систематической работы со всеми основными группами населения в каждом конкретном регионе;
организация работы с посетителями ООПТ;
обеспечение тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями;
содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;
участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне;
совершенствование и повышение роли текущего и перспективного планирования в организации эколого-просветительской работы в каждом заповеднике и национальном парке;
формирование необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;
постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.
Перечень основных направлений эколого-просветительской деятельности, содержится в разделе 3 Примерной структуры и содержания плана среднесрочного плана государственных природных заповедников и национальных парков. Выбор этих направлений в качестве приоритетных для каждой конкретной ООПТ определяется с учетом ее статуса (в т.ч. международного), природных и социально-экономических условий (в т.ч. на прилегающих территориях), особенностей установленного режима особой охраны и современного состояния ООПТ.
7.5. Приоритеты работы по сохранению историко-культурного наследия
Сохранение историко-культурных объектов является одной из задач, возложенных действующим законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях на национальные парки. Реализация этой задачи требует профессионального подхода, в том числе:
привлечение для работы в национальных парках дипломированных специалистов в данной области;
формирование в каждом национальном парке специализированных структурных подразделений (отделов, секторов) соответствующей направленности;
внедрение системы повышения квалификации и обмена опытом работы для специалистов национальных парков в области сохранения культурного наследия;
включение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия на территориях национальных парков в соответствующие федеральные и региональные целевые программы.
Перечень основных направлений деятельности по сохранению историко-культурного наследия, содержится в разделе 4 Примерной структуры и содержания плана среднесрочного плана государственных природных заповедников и национальных парков. Выбор этих направлений в качестве приоритетных для каждой конкретной ООПТ определяется с учетом ее статуса (в т.ч. международного), природных и социально-экономических условий (в т.ч. на прилегающих территориях), особенностей установленного режима особой охраны и современного состояния ООПТ.
7.6. Приоритеты финансовой политики
Политика заповедников и национальных парков в сфере финансов основывается на следующих принципах:
сохранении правового статуса заповедников и национальных парках как федеральных государственных учреждений;
определяющей роли федерального бюджета как источника финансирования основной деятельности;
существенных возможностях дополнительного финансирования за счет средств региональных и местных бюджетов, а также грантов и иных ассигнований, выделяемых на безвозмездной основе;
значительном потенциале заповедников и национальных парков в получении дополнительных источников финансирования за счет собственной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Выбор приоритетов в рассматриваемой сфере для каждой конкретной ООПТ определяется с учетом ее статуса, природных, историко-культурных и социально-экономических особенностей, руководствуясь:
необходимостью строгого соблюдения требований действующего законодательства;
спецификой режима охраны и использования данной ООПТ, установленной индивидуальным положением о ней;
тенденцией по реструктуризации собственной деятельности национальных парков таким образом, чтобы основным источником поступления собственных средств стали доходы от деятельности, связанной с развитием туризма и рекреации;
стремлением к участию заповедников и национальных парков в реализации некоммерческих природоохранных проектов, финансируемых из внебюджетных источников;
развитием практики получения ООПТ безвозмездной финансовой помощи со стороны российских коммерческих структур, в том числе путем создания и развития целевых благотворительных фондов на региональном и общероссийском уровнях;
формированием режима экономии финансовых ресурсов заповедников и национальных парков (оптимизация штатов, сокращение машинно-тракторного парка, переход на более дешевые и экономичные виды топлива, использование техники с более экономичными двигателями, ужесточение регламентации использования автомототранспортных средств, принятие мер по экономии электроэнергии и др.);
необходимостью увеличения эффективности расходования бюджетных и внебюджетных ассигнований и повышения рентабельности собственной деятельности.
8. Непосредственная разработка плана управления
8.1. Организация процесса планирования
Решение о разработке плана управления принимается директором заповедника (национального парка) и оформляется приказом, которым утверждаются:
календарный план, с указанием основных этапов работы, сроков их начала и завершения;
состав рабочей группы и ее руководитель.
В состав рабочей группы включаются:
директор заповедника (национального парка) и все его заместители;
руководители всех отделов заповедника (национального парка), не являющиеся заместителями директора по занимаемой должности;
главный бухгалтер;
иные высококвалифицированные специалисты из числа штатных работников заповедника (национального парка);
специалисты профильных научных учреждений и ВУЗов соответствующего региона (при необходимости - иных регионов);
работники территориальных государственных природоохранных органов (а также органов по охране историко-культурного наследия);
сотрудники других заповедников и национальных парков;
специалисты общественных природоохранных организаций.
Дополнительная оплата труда и иное материальное стимулирование штатных работников заповедника (национального парка) осуществляется в соответствии с действующим законодательством и сметой расходов соответствующего федерального государственного учреждения. Привлечение работников сторонних организаций осуществляется на основании заключаемых трудовых или гражданско-правовых договоров либо на волонтерских началах.
Помимо постоянных членов рабочей группы к разработке плана управления могут привлекаться (в том числе на платной основе) временные эксперты и консультанты, для выполнения конкретных задач.
Непосредственное руководство рабочей группой осуществляется директором заповедника (национального парка) или его заместителем.
Руководитель рабочей группы:
определяет структуру и содержание плана управления в соответствии с настоящими Рекомендациями и конкретными особенностями соответствующей ООПТ, а также перечень необходимых таблиц, графиков, картографических материалов и текстовых пояснений к ним;
определяет задачи и область ответственности каждого ее члена в ходе разработки плана управления, включая конкретных исполнителей при подготовке каждого раздела;
дает поручения членам рабочей группы по вопросам подготовки плана управления;
организует и проводит рабочие встречи, совещания и обсуждения по вопросам разработки плана управления;
обеспечивает свод и редактирование разделов плана управления и приложений к нему, их оформление и тиражирование;
осуществляет контроль за соблюдением установленных сроков работы и несет ответственность за ее результаты.
Разработка плана управления требует создания определенных условий, обеспечивающих успех и эффективность этой деятельности:
достаточное финансовое обеспечение работ, включающее оплату труда экспертов и консультантов, затраты на проведение совещаний, и других мероприятий, издательские расходы и т.д.;
обеспечение рабочей группы необходимой оргтехникой, средствами связи и свободным доступом к имеющейся информации об ООПТ;
общая атмосфера доверия, доброжелательности и заинтересованности среди членов рабочей группы и представителей заинтересованных сторон.
8.2. Вовлечение заинтересованных сторон
Для обеспечения эффективного управления ООПТ должны учитываться интересы не только соответствующей природоохранной организации и вышестоящего органа управления, но и иных заинтересованных сторон из числа различных групп местного населения, властных структур, коммерческих и некоммерческих организаций.
В этой связи в ходе подготовки плана управления целесообразно взаимодействовать с достаточным числом заинтересованных сторон, привлекая их к его разработке и обсуждению. В их числе могут быть:
территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
органы охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
органы по охране историко-культурного наследия (принципиально для национальных парков);
пограничные органы ФСБ России (на приграничных территориях);
профильные отраслевые и академические научно-исследовательские институты;
профильные высшие учебные заведения;
общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей;
арендаторы земель национального парка;
пользователи земель в охранной зоне, а также земель, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;
организации, ведущие лесное, охотничье и рыбное хозяйство;
туроператоры, иные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере организации туризма и отдыха;
общины коренных малочисленных народов;
общественные организации;
религиозные организации;
средства массовой информации.
Чрезвычайно важны также увязывания разрабатываемого плана управления с документами территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также территориальными программами социально-экономического развития, что обеспечивается взаимодействием с региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Для вовлечения заинтересованных сторон в процесс планирования рекомендуется:
на начальной стадии планирования определить все заинтересованные стороны;
выявить области перекрытия интересов, которые могут стать причиной конфликтов;
организовать встречи представителей заинтересованных сторон и разработчиков плана управления для налаживания сотрудничества, обмена идеями, определения области взаимных интересов;
регулярно проводить консультации с заинтересованными сторонами по отдельным проблемам, в форме как коллегиального обсуждения (совещания, "круглые столы", общественные слушания и т.д.), так и индивидуальных переговоров и неформальных встреч;
при необходимости привлекать представителей заинтересованных сторон к непосредственному участию в разработке конкретных разделов плана управления в качестве экспертов и консультантов;
информировать население через средства массовой информации, а также сбор пожеланий и рекомендаций от местного сообщества;
обеспечить широкое обсуждение проекта плана управления всеми заинтересованными сторонами, предусмотрев его корректировку в соответствии с полученными отзывами и пожеланиями;
Решения и договоренности, достигнутые в ходе рабочих встреч и совещаний по обсуждению вопросов плана управления с заинтересованными сторонами, должны быть зафиксированы путем оформления протоколов или принятия резолюций.
8.3. Реализация плана управления
На этом, заключительном этапе необходимо обеспечить следующие механизмы реализации утвержденного в установленном порядке плана управления:
ежегодное рассмотрение хода реализации плана управления на заседании научно-технического совета заповедника (национального парка);
подготовка ежегодных комплексных планов основной деятельности (по установленной форме), разработанных в соответствии с планом управления и представляемых на утверждение в Росприроднадзор;
слежение за реализацией плана управления мероприятий и достижением прогнозных показателей деятельности всех структурных подразделений (мониторинг основной деятельности) заповедника (национального парка);
подготовка предложений по корректировке плана управления в зависимости от изменений текущей ситуации и хода его реализации;
подготовка и защита ежегодной бюджетной заявки, а также поиск и привлечение внебюджетных источников финансирования в соответствии с положениями плана управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.