Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПТЦ-Систем" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку портативных планшетных компьютеров в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики для проведения федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года" (номер извещения 0173100011914000086) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установленный срок исполнения обязательств по контракту в документации об Аукционе противоречит положениям Закона о контрактной системе;
2. В документации об Аукционе установлено неправомерное требование о предоставлении сертификата экологической безопасности;
3. Заказчиком в соответствии с документацией об Аукционе осуществляется поставка товара для центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, что влечет ограничение количества участников закупки;
4. В нарушение Закона о контрактной системе, в проекте государственного контракта установлен ненадлежащий размер штрафа.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 70 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) дата проведения Аукциона - 01.12.2014;
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, а так же в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 4.3 статьи 4 документации об Аукционе, Заказчиком установлено: "Сроки поставки Товара (поставка в два этапа): первый этап до 20 декабря 2014 года; второй этап до 31 марта 2015 года".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчик устанавливает сроки поставки товара, исходя из своих потребностей, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленный срок исполнения обязательств по контракту в документации об Аукционе противоречит положениям Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5.3.3 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком установлено требование о наличии сертификата соответствия экологической безопасности планшетного компьютера (далее - Сертификат).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что данное требование установлено Заказчиком в отношении поставщика товара и Сертификат предоставляется при поставке товара.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в документации об Аукционе установлено неправомочное требование о предоставлении сертификата экологической безопасности, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно документации об Аукционе, предметом закупки является поставка портативных планшетных компьютеров в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в соответствии с документацией об Аукционе осуществляется поставка товара в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики, что влечет ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, что по мнению представителей Заказчика свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие ограничение Заказчиком количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 7.1.1., 7.2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "В случае ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, штраф начисляется в размере _______ рублей.1 Указанный в настоящем пункте штраф удерживается заказчиком из соответствующего платежа Поставщику за поставленный Товар и отражается в Акте сдачи-приемки Товара по выполненному этапу.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком
обязательств, предусмотренных Контрактом, в виде фиксированной суммы,
определенной в соответствии с Порядком и Правилами, установленными
Правительством Российской Федерации, в размере ______________рублей.1".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Следовательно, довод Заявителя о том, что проект государственного контракта не содержит фиксированной суммы штрафа, является обоснованным.
Кроме того, пунктами 7.2, 7.2.1, проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, пеня начисляется в размере от 0,01 до 0,03 ставки рефинансирования ЦБ РФ в зависимости от количества дней просрочки, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
Размер пени определяется в соответствии с пунктом 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства.
Указанная в настоящем пункте пеня удерживается Заказчиком из соответствующего платежа Поставщику за поставленный Товар и отражается в Акте сдачи-приемки Товара по выполненному этапу.
Пеня начисляется за каждый день просрочки Заказчиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПТЦ-Систем" обоснованной в части установления ненадлежащего размера штрафа в проекте государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 27.11.2014 N К-1748/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2014 г. N К-1748/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был