Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Князева А.Н., ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева" Моисеева К.В., Пономарева В.Е., Андриенко Т.В.,
рассмотрев жалобу ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание экспериментального образца поисково-спасательного высокоскоростного амфибийного судна-экраноплана типа "В" схемы "составное крыло", основанного на использовании современных технологий и композиционных материалов, для поисково-спасательного обеспечения в ледовых условиях Крайнего Севера, шифр "Стерх-ПСЭ", уникальный номер закупки 150/09-РГМТ-06.08ок. ОКР (номер извещения 0173100009514000153) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. Заказчик, в нарушение части 12 статьи 52 Закона о контрактной системе, не направил Заявителю протокол рассмотрения и оценки заявок от 05.09.2014 N 28ро/01-09 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок), а также проект контракта, составленный путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных Заявителем.
2. Заказчиком внесены изменения в порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе с целью отбора в качестве победителя Конкурса конкретной заявки.
3. Заказчиком, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), не размещена информация об отмене Протокола рассмотрения и оценки заявок.
4. Конкурсной комиссией нарушен порядок оценки заявок на участие Конкурсе, а именно: Конкурсной комиссией применены недопустимые коэффициенты значимости критериев оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 06.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 135 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "ЭО "ОРИОН" с предложением о цене контракта 134 000 000 рублей.
6) Заказчиком заключен государственный контракт от 29.11.2014 N 14411.1879999.09.048 с ООО "ЭО "ОРИОН".
1. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в адрес Заявителя не направлен Протокол рассмотрения и оценки заявок, а также проект контракта, составленный путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных победителем Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не направившего Заявителю Протокол рассмотрения и оценки заявок, а также проект контракта, составленный путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных Заявителем, нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на заседании Комиссии установлено, что 08.10.2014 Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) проведена внеплановая проверка действий Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурса. По результатам проведенной проверки вынесено решение от 08.10.2014 N П-703/14 о признании в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, которое выразилось в не установлении Заказчиком в Конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем Заказчику, Конкурсной комиссии выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок, в том числе, вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком внесены изменения в порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в соответствии с выданным предписанием от 08.10.2014 по делу N П-703/14.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком изменен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе с целью отбора в качестве победителя Конкурса конкретной заявки на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
3. В соответствии с предписанием ФАС России, выданным по результатам проведения внеплановой проверки от 08.10.2014 по делу N П-703/14, Заказчику в частности предписано отменить Протокол рассмотрения и оценки заявок, а также разместить информацию об отмене указанного протокола на Официальном сайте.
Согласно извещению об отмене протоколов от 28.10.2014 N ОЦП1, размещенному на Официальном сайте, отмене подлежит протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 03.09.2014 N ПВК1.
При этом согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, в Протокол рассмотрения и оценки заявок, подлежащий отмене на основании выданного предписания от 08.10.2014 по делу N П-703/14, внесены исправления, а именно: "Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.11.2014 N ПРО2 для закупки N 0173100009514000153", при этом Протокол рассмотрения и оценки заявок Заказчиком не отменен.
Таким образом, Заказчик не исполнив предписание от 08.10.2014 по делу N П-703/14, нарушил пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 56 раздела II Информационная карта Конкурсной комиссией определены следующие величины значимости критериев оценки заявок на участие в Конкурсе:
Наименование критерия Значимость критериев, % Коэффициент значимости
Цена государственного контракта 20
Качественные, функциональные и экологические характеристики
работы 40
Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации 40
Суммарная значимость критериев 100 1,0
В соответствии с пунктом 57 раздела II Информационная карта Конкурсной документации итоговый рейтинг заявки на участие в Конкурсе вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе по формуле: , где
- итоговый рейтинг i-ой заявки.
Таким образом итоговый рейтинг должен быть рассчитан по формуле: .
На заседании Комиссии установлено, что в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.11.2014 N ПРО2, размещенном на Официальном сайте, итоговый рейтинг рассчитан по формуле: .
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.11.2014 N ПРО2, размещенном на Официальном сайте, содержится техническая ошибка в части установления коэффициента значимости и
.
Таким образом действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.11.2014 N ПРО2, с указанием коэффициентов значимости критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствующих Конкурсной документации, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Кроме того, на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
В пункте 57 раздела II Информационная карта Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы".
Согласно Конкурсной документации по указанному критерию оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:
"Оценка предложений участника конкурса по порядку и методологии выполнения работ, конкретных технических решений (по данным форм 4.2 и 4.5) - .
Каждый член Конкурсной комиссии присваивает заявке на участие в конкурсе по следующее количество баллов:
- если заявка на участие в конкурсе не содержит достаточных сведений по порядку и методологии выполнения работ, достижению конкретных технических решений, позволяющих сделать выводы о порядке предпринимаемых Исполнителем действий, ходе их реализации - ;
- если заявка на участие в конкурсе содержит наиболее детализированные и содержательно проработанные предложения по порядку и методологии выполнения работ, достижению конкретных технических решений, их адекватности ожидаемым результатам с обоснованием их реализуемости - .
В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых балов и представленными участниками закупки сведениями по вышеуказанному показателю.
При этом в пункте 57 раздела II Информационная карта Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно Конкурсной документации по указанному критерию оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:
"Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема (по данным форм 4.2 и 4.4) ().
Лучшим условием исполнения Контракта по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является наибольшее количество выполненных участником закупки работ сопоставимого характера и объема, без штрафных санкций (подтверждается копиями актов сдачи-приемки выполненных работ или иными документами, подтверждающими выполнение работ). Конкурсная комиссия оценивает опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема путем изучения данных, представленных в форме 4.4 "Сведения о квалификации участника закупки" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия). Работами сопоставимого характера и объема признаются выполненные за последние 10 лет (2005 - 2014 годы) близкие (аналогичные) предмету лота конкурса работы для судостроения, морской нефтегазодобывающей и рыбодобывающей отраслей промышленности, для морского и речного транспорта. В расчет принимаются только завершенные работы. Работы, начатые до 2005 года и завершенные в период 2005 - 2014 годы, будут приняты к рассмотрению.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю определяется по формуле:
где:
0,60 - коэффициент значимости показателя .
- предложение участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками конкурса."
При оценке заявок на участие в конкурсе по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" будут учитываться только сопоставимого характера и объема лоту конкурса работы, опыт выполнения которых документально подтвержден.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема" не содержит показатели, определяющие сопоставимость и объем ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.11.2014 N ПРО2, размещен Заказчиком 19.11.2014.
На заседании комиссии установлено, что Заказчиком 29.11.2014 заключен государственный контракт N 14411.1879999.09.048 с ООО "ЭО "ОРИОН".
Таким образом, действия Заказчика, заключившего контракт ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают положения части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева" обоснованной в части ненаправления Заказчиком Протокола рассмотрения и оценки заявок, а также проекта контракта в адрес Заявителя; не размещения Заказчиком на Официальном сайте информации об отмене Протокола рассмотрения и оценки заявок; размещения Заказчиком на Официальном сайте Протокола рассмотрения и оценки заявок 05.09.2014 N 28ро/01-09 с некорректными коэффициентами значимости показателей.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 12 статьи 53, пункта 2 части 22 статьи 99, части 5 статьи 53, пункта 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела от 03.12.2014 N К-1780/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 декабря 2014 г. N К-1780/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был