Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МДСК" (далее - Заявитель) на действия Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области (далее - Заказчик), Министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на "Выполнение работ по строительству автомобильной дороги "Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь" км 256 - км 281 на территории Магаданской области" (номер извещения 0347200001414002759) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерном выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукциона, что в том числе ограничивает количество участников закупки, поскольку в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе возможно внести только денежные средства.
2. Неверно указан код ОКПД, поскольку в предмет закупки входит, в том числе строительство мостов.
3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует Закону о контрактной системе, также документация об Аукционе не содержит информацию об источнике финансирования закупки.
4. Документация об Аукционе не содержит информацию о контрактной службе.
5. Документация об Аукционе не содержит информацию о наличии у Заказчика рабочей документации.
6. Документация об Аукционе не содержит информацию о работах, выполняемых в 2014, в том числе Заказчиком, уполномоченным органом не заполнен календарный план работ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 25.11.2014;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 24.12.2014.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 05.12.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 08.12.2014.
1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Вместе с тем, согласно части 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что выбрали способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при выборе кода ОКПД 45.23.11.120 "Работы общестроительные по устройству оснований покрытий автомобильных дорог III - IV категорий", Заказчик, Уполномоченный орган исходили из предмета закупки, а именно то, что основным предметом закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. На заседании Комиссии представитель Заявителя отозвал довод в части не содержания в документации об Аукционе информации об источнике финансирования закупки, в связи с внесением Заказчиком, Уполномоченным органом изменений в документацию об Аукционе.
Также на заседании Комиссии установлено, что 08.12.2014 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены и опубликованы на Официальном сайте изменения в документацию об Аукционе, согласно которым источник финансирования закупки:
2015 2016 2017
Федеральный бюджет 90% 90% 90%
Областной бюджет 10% 10% 10%
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не рассматривается Комиссией.
4. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать, в том числе информацию о контрактной службе, контрактном управляющем.
На заседании Комиссии установлено, что пункты 5,6 Главы 3. "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе содержат информацию о контрактной службе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. На заседании Комиссии представитель Заявителя отозвал довод, о том, что документация об Аукционе не содержит информации о наличии у Заказчика, Уполномоченного органа рабочей документации, в связи с внесением Заказчиком, Уполномоченным органом изменений в документацию об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 08.12.2014 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены и опубликованы на Официальном сайте изменения в документацию об Аукционе, согласно которым "пункт 5.1 проекта контракта: Заказчик обязан передать Подрядчику по акту Проектную документацию, рабочую документацию, утвержденную к производству работ". Также представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что на Официальном сайте размещена в полном объеме рабочая документация.
6. На заседании Комиссии представитель Заявителя отозвал довод, о том, что документация об Аукционе не содержит информации о работах, выполняемых в 2014 г., в связи с внесением Заказчиком, Уполномоченным органом изменений в документацию об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 08.12.2014 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены и опубликованы на Официальном сайте изменения в документацию об Аукционе, согласно которым работы по строительству автомобильной дороги необходимо выполнить в 2015, 2016 , 2017 годах. Также Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в календарный план, согласно которым календарный план содержит указание на выполняемые работы и сроки (годы) их выполнения.
7. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 3.8 проекта государственного контракта установлено "В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 20 февраля 2014 г. N 144-пп (пункт 11), Заказчик вправе произвести разовое авансирование (далее - Аванс) Подрядчику части стоимости контракта в размере, не превышающем 30% суммы лимита бюджетных обязательств текущего финансового года, в пределах средств, полученных из федерального бюджета, и средств бюджета Магаданской области".
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно не указан размер аванса.
Таким образом, действиями Заказчика, Уполномоченного органа, нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктом 7.1.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик по требованию Исполнителя уплачивает штраф в размере ____ (размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063) за каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по Контракту".
Вместе с тем, согласно пункту 7.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе " В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств предусмотренных Контрактом, Исполнитель по требованию Государственного заказчика уплачивает штраф в размере __ (размер штрафа определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) за каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по Контракту".
Пунктом 7.1.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае просрочки исполнения Исполнителем своих обязательств по Контракту, Государственный заказчик начисляет пени Исполнителю. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем, и определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МДСК" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 5, 7, 8, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.12.2014 N К-1803/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 декабря 2014 г. N К-1803/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был