Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд информации по водным ресурсам" (далее - Заказчик), единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательской работы по описанию границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водохранилищ: Борисоглебского, Верхневолжского, Верхне-Свирского (речная часть), Вилюйского, Волгоградского, Зейского, Кайтакоски, Княжегубского, Красноярского, Куйбышевского, Нарвского, Правдинского, Пролетарского, Саяно-Шушенского, Светогорского, Шапсугского, Шлинского, Янискоски и морей: Азовского, Балтийского, Белого, Каспийского, Лаптевых, Черного, Чукотского, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах (шифр: И-14-10) (номер извещения 0373100012814000013) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссией:
1. Заказчиком утверждена Конкурсная документация, не соответствующая требованиям Закона контрактной системе;
2. Единой комиссией необоснованно присвоена низкая оценка в баллах заявке Заявителя по критерию "Качественные характеристики объекта закупок" порядка оценки, установленного в Конкурсной документации.
3. Единой комиссией сформирован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 27.11.2014 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) без указания результатов присвоения баллов каждым членом Единой комиссии.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.10.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 328 716 810 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "Земельные ресурсы" с минимальным предложением о цене контракта 316 500 000 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 20.11.2014. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 03.12.2014 (вх. от 03.12.2014 N 111101/14), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений, в том числе - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по критерию "Качественные характеристики объекта закупок".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Единая комиссия необоснованно присвоила низкую оценку в баллах заявке по критерию "Качественные характеристики объекта закупок", не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. В соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация: 1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок; 2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены; 3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации; 4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе; 5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе; 6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; 7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; 8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Протокол рассмотрения и оценки заявок не содержит результаты присвоения баллов каждым членом Единой комиссии.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Протокол рассмотрения и оценки заявок сформирован Единой комиссией в соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе. При этом положениями Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии сведений в Протоколе рассмотрения и оценки заявок о результатах присвоения баллов участникам Конкурса каждым из членов Единой комиссии.
На основании изложенного, довод Заявителя признан необоснованным.
4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пункту 9.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации "В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Исполнитель, освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика".
Пунктом 9.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим государственным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок "Качественные характеристики объекта закупок".
По критерию оценки "Качественные характеристики объекта закупок" установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки на участие в Конкурсе:
"Оценивается степень детализации и содержательной проработки предложений о качестве работ, в т.ч. полнота и достоверность приведенного в заявке порядка оказания услуг, полнота учета требований Технического задания, соответствие целям и задачам, сформулированным в Техническом задании, обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, в том числе:
- при сборе сведений о водных объектах и их анализе;
- при создании картографической основы;
- при определении береговой линии водного объекта и описании границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы;
- при составлении карты-планов водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы;
- при составлении и согласовании сметной документации и др.
Лучшим предложением по критерию "Качественные характеристики объекта закупок" признается наиболее детализированное, проработанное по содержанию и соответствующее условиям исполнения контракта предложение участника конкурса.
При отсутствии или недостоверности приведенного в предложении описания порядка оказания услуг оценка по данному показателю равна 0 баллов.
Оценка заявок по данному критерию проводится следующим образом:
- 100 баллов выставляется заявке за предоставление максимально детализированного описания порядка оказания услуг, предложений по рациональному использованию материальных и трудовых ресурсов, применению специализированного программного обеспечения и программно-аппаратных средств электронной картографии, использованию современных эффективных подходов при разработке цифровых картографических материалов при описании границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в наибольшей степени удовлетворяют реализации требований, установленных в Техническом задании, и обеспечивают наилучшие условия исполнения контракта.
- 50 баллов - за предоставление детализированного описания порядка оказания услуг, порядка применения трудовых ресурсов, порядка применения специализированных средств и оборудования, отвечающего требованиям Технического задания;
- 0 баллов - за отсутствие или недостоверность приведенного в предложении детализированного описания порядка оказания услуг".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заявителем порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 5.4 проекта государственного контракта установлено "Заказчик вправе произвести выплату аванса по настоящему государственному контракту в размере до 30 процентов от стоимости работ".
Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен порядок оплаты работы, а именно размер аванса.
Таким образом, действиями Заказчика нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 2.1.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено следующее: "Исполнитель обязан: предоставить Заказчику до подписания контракта обеспечение исполнения настоящего государственного контракта. Государственный контракт заключается только после предоставления победителем конкурса безотзывной банковской гарантии, передачи заказчику в залог денежных средств; нести все расходы, связанные с получением и применением обеспечения исполнения обязательств по контракту. Размер обеспечения исполнения настоящего государственного контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены настоящего государственного контракта. Способ обеспечения исполнения настоящего государственного контракта из перечисленных в настоящей части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно".
При этом Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлен срок возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" необоснованной.
2. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" на положения Конкурсной документации.
3. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе не рассматривать довод ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные характеристики объекта закупок".
4. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8, 13, 27 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела от 09.12.2014 N К-1818/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2014 г. N К-1818/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был