Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) врассмотрев жалобу Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области на 2015 - 2017 годы (южная зона) (номер извещения 0169200001114000094) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в один объект закупки (один лот) объединены объекты, расположенные в нескольких различных районах Челябинской области, что ограничивает количество участников закупки.
2. Заказчик в документации об Аукционе на 2015, 2016, 2017 установил выполнение идентичных работ по объемам и видам.
3. Заказчик в документации об Аукционе установил график выполнения работ содержащий информацию о выполнении работ только в 2015 год, при этом не установил график выполнения работ на 2016, 2017 года.
4. Заказчиком расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта произведен с нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Заказчик в документации об Аукционе не установил конкретные характеристики используемых материалов, требуемы Заказчику при выполнении работ по контракту.
6. Заказчиком в пункте 7.2.1 проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено следующее положение: "Разработать и представить Государственному заказчику на согласование, в течение 1 (одного) месяца с момента заключения Контракта, план производства работ по содержанию Объекта, с указанием промежуточных сроков выполнения работ. Государственный заказчик согласовывает представленный Подрядчиком план производства работ по содержанию Объекта в течение 10 дней с момента представления указанного плана Подрядчиком".
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 12.12.2014 на 16.12.2014.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 495 814 080 рублей;
3) на участие в Аукционе ни подано не одной заявки на участие в Аукционе;
4) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Предметом закупки является "выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области на 2015 - 2017 годы (южная зона)".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, объединение (укрупнение) объекта закупки обусловлено потребностью Заказчика.
При этом, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств подтверждающих, что объединение в один объект закупки объектов, расположенных в нескольких районах Челябинской области, влечет ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению заявителя, Заказчик неправомерно в документации об Аукционе на 2015, 2016, 2017 гг установил выполнение идентичных работ по объемам и видам.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Приложением N 5 к проекту Государственного контракта "Ведомость объемов работ" установлены необходимые Заказчику объемы и работы по контракту в соответствии с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, Заявителе не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчик в документации об Аукционе установил график выполнения работ содержащий информацию только о выполнении работ на 2015 год, при этом не установил график выполнения работ на 2016, 2017 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено Приложение N 6 к проекту Государственного контракта "Календарный график производства работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области на 2015 - 2017 годы (Южная зона)" содержит информацию на 2015 год с разбивкой по месяцам. При этом не содержит информацию за 2016 и 2017 год.
Таким образом действия Заказчика, не установившего надлежащим образом график производства работ, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неверно выбран метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком неверно выбран метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
5. По мнению Заявителя, Заказчик в документации об Аукционе не установил характеристики используемых материалов требуемых Заказчику при выполнении работ по контракту.
На заседании Комиссии установлено, что в приложении Приложение N 2 к информационной карте документации об Аукционе "Показатели основных материалов, используемых при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области на 2015 - 2017 годы (южная зона)" установлены характеристики материалов, требуемых Заказчиком при выполнении работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 7.2.1 проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено положение: "Разработать и представить Государственному заказчику на согласование, в течение 1 (одного) месяца с момента заключения Контракта, план производства работ по содержанию Объекта, с указанием промежуточных сроков выполнения работ. Государственный заказчик согласовывает представленный Подрядчиком план производства работ по содержанию Объекта в течение 10 дней с момента представления указанного плана Подрядчиком".
На заседании Комиссии установлено, что данное требование не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
В пункте 12.6 проекта государственного контракта Заказчиком установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком и определяется по формуле в соответствии с порядком, установленным п. 6 Правил, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля" обоснованной в части неустановления надлежащего графика выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. В связи с тем, Аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 12.12.2014 N К-1861/14 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2014 г. N К-1861/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был