1. О составе заявки на участие в электронном аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчик в документации об аукционе на оказание услуг установил требования к техническим характеристикам товара, которые ограничивают количество участников закупки.
На заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требования к товару ограничивают количество участников закупки, в связи с чем довод своего подтверждения не нашел.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки установлено, что предметом заключаемого контракта является оказание услуг по содействию в проведении молодежного форума в части обеспечения модульной конструкцией. При этом заказчиком в документации об аукционе неправомерно установлены требования к подробному описанию участниками закупки в составе заявок товара, курток, которые непосредственно не используются при оказании услуг.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, так как аукционной комиссией заказчика не принято решение об отказе в допуске участникам закупки в связи с ненадлежащим описанием указанного товара, в связи с чем предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавалось.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 02.02.2015 N К-83/15
Номер извещения 0173100003515000002
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товара, используемого при оказании услуги, которые ограничивают количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 22.01.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 192 500 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона - 02.02.2015;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком, установлены в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товара, используемого при оказание услуги, которые ограничивают количество участников закупки.
На заседании комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит требование "Рабочая группа должна быть обеспечена куртками типа Аляска".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к товару установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные в документации об Аукционе требования к товару ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является содействие в проведении Международного молодежного форума Экспедиция Арктика в части обеспечения модульной конструкцией.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок курток типа аляска ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
При этом, следует отметить, что предметом закупки является содействие в проведении международного молодежного форума Экспедиция Арктика в части обеспечения модульной конструкцией. Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок товаров, непосредственно не используемых при обеспечении модульной конструкцией, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Аукциона, так как к участию в Аукционе допущены все заявки участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
2. О порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчиком не включены в состав конкурсной комиссии лица творческих профессий в соответствующей области искусства в количестве не менее 50% от общего числа членов комиссии.
На заседание комиссии заказчиком представлены сведения, согласно которым целью закупки является не создание произведения искусства, а создание информационного продукта для представления информации населению о деятельности Федерального дорожного агентства. При этом заявителем на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что фильм является произведением искусства, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки по показателю "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием предмета оценки, а также установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю. Однако, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией не выдано, в связи с тем, что по итогам проведения конкурса заключен контракт.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 11.02.2015 N К-120/15
Номер извещения 0173100005714000073
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика при проведении Конкурса, не включившего в состав Конкурсной комиссии лиц творческих профессий в соответствующей области искусства в количестве не менее 50% от общего числа членов комиссии.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 11 заявок от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 7 участников закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене контракта 9 800 000 рублей;
6) Заказчиком 09.02.2015 заключен контракт с ООО "***" на сумму 9 800 000 рублей.
1. В соответствии с частью 4 статьи 39 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов для заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии.
На заседании Комиссии представители Заявителя указали, что хронико-документальный фильм является видом современного изобразительного искусства (кинематографа), обладающий культурной ценностью, является материальным продуктом художественного творчества, и тем самым в составе Конкурсной комиссии при оценке заявок участников должны быть включены лица творческих профессий в соответствующей области искусства.
Вместе с тем, согласно пункту 8 Технического задания Конкурсной документации "основным содержанием работы являются съёмки, монтаж и производство хроникально-документального фильма, рассказывающего о ходе возведения крупных дорожных объектов в Краснодарском крае с начала их строительства до пуска в эксплуатацию объекта в целом, ввода новых участков автомобильных дорог, искусственных сооружений и комплексов дорожной инфраструктуры, а также о других социально значимых мероприятиях производственного и общественного характера является создание документальной видео-хроники о деятельности федерального дорожного хозяйства в конкретный период времени и по конкретным производственным объектам".
Конечным результатом выполнения работ (услуг), в соответствии с пунктом 9 Технического задания Конкурсной документации указаны "информационные продукты в форме хроникально-документальных видеосюжетов высокой четкости формате 16:9, общим объёмом не менее 30 минут, и хроникально-документальный фильм под рабочим названием "Объекты дорожного строительства в Краснодарском крае. Росавтодор. 2015 год", а также будут представлены уникальные режиссерские и операторские решения, отвечающие современным требованиям к созданию хроникально-документальных фильмов, направленные на создание эффектного запоминающегося аудио-визуального произведения, обеспечивающего открытость, прозрачность, информативность и достоверность в представлении населению информации о дорожных объектах и о деятельности Федерального дорожного агентства, его подведомственных организаций в реализации федеральных целевых программ".
Как следует из пояснений Заказчика, а также из положений Технического задания Конкурсной документации, целью закупки является не создание хронико-докуметального фильма как произведения искусства, а создание информационного продукта в форме хронико-документального фильма, для представления информации населению о деятельности Федерального дорожного агентства.
На заседании Комиссии Заявителем не доказано, что данный хронико-документальный фильм является произведением искусства.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 15.6 Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 40%).
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель: "Качество работ":
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
- соответствует - 60-100 баллов (Определяется на следующих основаниях: пояснительная записка с предложением о качестве выполняемых работ (услуг) предоставляется с учетом требований технического задания. По каждому пункту технического задания должно быть представлено количественное и качественное описание выполнения работ (услуг). Дополнительные предложения, представленные участником размещения заказа не должны противоречить условиям технического задания, утвержденного заказчиком);
- частично соответствует - 30-59 баллов (Определяется на следующих основаниях: пояснительная записка с предложением о качестве выполняемых работ (услуг) предоставляется с учетом требований технического задания. По части пунктов технического задания представляется количественное и качественное описание выполнения работ (услуг). Дополнительные предложения, представленные участником размещения заказа не должны противоречить условиям технического задания, утвержденного заказчиком);
- не соответствует - 0-29 баллов (Определяется на следующих основаниях: пояснительная записка с предложением о качестве выполняемых работ (услуг) предоставляется с учетом требований технического задания. По пунктам технического задания не представлено количественное и качественное описание выполнения работ (услуг), либо представлено только скопированное техническое задание.
Исходя из указанного, Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки по показателю "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием предмета оценки, а также установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по открытому конкурсу не выдавать.
3. О рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что заявителю отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что заявителем предложена к поставке вакцина в форме суспензии, а не в установленной заказчиком форме раствора.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2013 N 25-1/10/2-6847, терапевтический эффект при применении лекарственных препаратов в рамках одного МНН с одинаковой дозировкой активного вещества в одной форме выпуска при их использовании при одних и тех же показаниях к применению на одной группе больных без необходимости получения терапии в стационарных лечебно-профилактических учреждениях при переходе с одной лекарственной формы на другую сопоставим.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия пришла к выводу, что предложенная заявителем соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе, в связи с чем выдано предписание о повторном рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 16.02.2015 N К-128/15
Номер извещения 0173100012514000527
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.12.2014;
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 521 140 рублей;
3) На участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) К участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) Дата проведения Аукциона - 02.02.2015;
6) В период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) Победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 3 468 322,90.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе не допускается, за исключением случаев предусмотренных частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 29.01.2015 N 512-2014 АЭ участнику закупки с порядковым номером заявки "5906985" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с "несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, требованиям документации об аукционе: требуется "сплит-вакцина, раствор", предложено "вакцина Ваксигрип сплит-вакцина, суспензия" (разделы 4, 9 документации об аукционе; положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе - описание товара)".
Пунктом 9.2 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара: "вакцина для профилактики гриппа инактивированная (для взрослых) в шприц-дозе. Сплит-вакцина, раствор без консервантов и иммуномодулятора".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя содержит предложение на поставку вакцины "Ваксигрип сплит-вакцина, суспензия".
В соответствии с пунктом 16 статьи 14 Федерального Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) международное непатентованное наименование лекарственного средства (далее - МНН) - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.
Согласно статье 61 Закона об обращении лекарственных средств одинаковые по международному непатентованному наименованию, лекарственным формам и дозировке лекарственные препараты являются аналогичными. Одному МНН могут соответствовать несколько различных торговых названий, каждое из которых может быть защищено товарным знаком.
В частности, по данным Государственного реестра лекарственных средств лекарственные препараты под торговыми наименованиями "Ваксигрип" и "Ультрикс" соответствуют одному МНН "Вакцина для профилактики гриппа (инактивированная)".
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2013 N 25-1/10/2-6847, терапевтический эффект при применении лекарственных препаратов в рамках одного МНН с одинаковой дозировкой активного вещества в одной форме выпуска при их использовании при одних и тех же показаниях к применению на одной группе больных без необходимости получения терапии в стационарных лечебно-профилактических учреждениях при переходе с одной лекарственной формы на другую сопоставим.
В Техническом задании документации об Аукционе указано, что необходимо поставить 14 000 шприц-доз вакцины для профилактики гриппа инактивированной (для взрослых).
Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что способ введения вакцины "Ваксигрип сплит-вакцина, суспензия" осуществляется подкожно, внутримышечно, что соответствует требованиям, установленным в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.