1. В документации о закупке заказчик обязан установить объем оказываемых услуг.
В ФАС России поступило обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным участником.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанное обращение и установила следующие обстоятельства.
Согласно представленным документам Заявителем объявлен электронный аукцион на оказание услуг по ремонту средств вычислительной техники, прошедших специальную проверку и специальные исследования, оказание услуг по установке и настройке программного обеспечения и средств защиты информации от несанкционированного доступа.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 29.04.2014 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе подана одна заявка на участие в Аукционе. Участник закупки с порядковым номером 1 - ООО "В" соответствует требованиям, установленным документацией об Аукционе.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Аукцион признан несостоявшимся.
На основании части 1 статьи 71, пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заявитель просит согласовать оказание услуг по ремонту средств вычислительной техники, прошедших специальную проверку и специальные исследования, оказание услуг по установке и настройке программного обеспечения и средств защиты информации от несанкционированного доступа на объектах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков с единственным исполнителем - ООО "В".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с приложением N 1 к подпункту 2.2 пункта 2 документации об Аукционе Заявителем установлены требования к оказываемым услугам, в том числе "Исполнитель оказывает следующие услуги: ремонт средств вычислительной техники (далее - СВТ) с использованием ремонтных комплектов Исполнителя; установка, активация, настройка общесистемного и прикладного программного обеспечения; установка, настройка средств защиты информации от несанкционированного доступа".
В соответствии с приложением N 1 к подпункту 2.2 пункта 2 документации об Аукционе Заявителем установлены требования к составу ремонтного комплекта исполнителя, в том числе блок питания, материнская плата, процессор, оперативная память, жесткий диск, клавиатура.
Вместе с тем, на заседании Комиссии в ходе рассмотрения обращения установлено, что Заявителем в документации об Аукционе не установлен объем оказываемых услуг, а именно в документации об Аукционе не указаны, в том числе, объемы оказания услуг исполнителем по ремонту средств вычислительной техники.
Таким образом, Заявителем в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России отказала заказчику в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Согласно п. 1.ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Правила описания объекта закупки установлены ст. 33 Закона о контрактной системе. Пунктом 1 части 1 данной статьи установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование."
Учитывая изложенное заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2014 г. по делу N А40-128564/14)
2. Заказчик должен установить в документации о закупке порядок оценки заявок, позволяющий отобрать лучшее предложение участников закупки.
В ФАС России поступило обращение о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным участником.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанное обращение и установила следующие обстоятельства.
Согласно представленным документам, Заявителем объявлен открытый конкурс с ограниченным участием на выполнение научно-исследовательской работы "Специальные эталонные и исходные материалы для проведения разрушающего анализа"" (далее - Конкурс). Извещение о проведении Конкурса опубликовано 27.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 000 000 рублей.
18.07.2014 состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе. В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе от 21.07.2014 N П до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана одна заявка от участника закупки на участие в Конкурсе: ОАО "Р" с предложением о цене контракта 1 000 000 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Конкурсе от 23.07.2014 N П заявка ОАО "Р" на участие в Конкурсе признана соответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Конкурсной документации.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.
На основании пункта 1 части 1 статьи 55, пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заявитель просит согласовать осуществление закупки на выполнение научно-исследовательской работы "Специальные эталонные и исходные материалы" у единственного подрядчика - ОАО "Р".
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии ОАО "Р" требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Конкурсной документации, а также согласие ОАО "Р" заключить государственный контракт на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а именно 1 000 000 рублей.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
В пункте 10.3 проекта контракта Конкурсной документации установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Государственным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Государственным контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Государственным контрактом в размере одной десятой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Государственным контрактом и фактически исполненных Исполнителем".
Следовательно, Заявителем в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера пени, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Таким образом, действиями Заявителя, не установившего порядок определения размера пени надлежащим образом, нарушена часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила 2), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил 2, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил 2 установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил 2 в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1. "Цена контракта" (Значимость критерия: 20%).
2. "Квалификация участника" (Значимость критерия: 80%).
По критерию "Квалификация участника" установлено, в том числе, следующее:
2.1.Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами - наличие у участника конкурса персонала с опытом выполнения аналогичных работ (количество сотрудников) |
40% (100 баллов) Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя. Количество баллов, присуждаемых Участнику по данному показателю определяется в порядке, установленном пунктом 4.11.20.4. Конкурсной документации. |
2.2. Наличие у участника конкурса документально подтвержденного успешного опыта выполнения научно-исследовательских работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года (количество представленных в составе заявки копий контрактов/договоров с актами выполненных работ) |
40% (100 баллов) Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя. Количество баллов, присуждаемых Участнику по данному показателю определяется в порядке, установленном пунктом 4.11.20.4. Конкурсной документации. |
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заявителем порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с тем, что не раскрыты понятия "аналогичных работ" и "работ сопоставимого характера", используемые в Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения закона были зафиксированы в решении ФАС России о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Довод заявителя об отсутствии необходимости установления фиксированной суммы штрафа и порядка его определения в проекте государственного контракт, признается судом несостоятельным по следующим основаниям.
Комиссия ФАС пришла к правомерному выводу о том, что установленный Заявителем порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с тем, что не раскрыты понятия "аналогичных работ" и "работ сопоставимого характера", используемые в Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Учитывая изложенное заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2015 г. по делу N А40-174128/2014)
3. Заказчик вправе провести процедуру конкурса с ограниченным участием только при одновременном наличии двух оснований, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089.
Заказчик провел конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно выбравшего способ определения поставщика путем проведения Конкурса с ограниченным участием.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который включает, в том числе выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Согласно Конкурсной документации предметом Конкурса является выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке Углегорск - порт Шахтерск (II очередь). Лот N 28".
Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке Углегорск - порт Шахтерск (II очередь). Лот N 28", относятся к работам по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса с ограниченным участием, нарушают пункт 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). "Квалификация участника закупки" (Значимость критерия: 40%).
При этом, в критерии "Квалификация участника закупки" установлен подкритерий - "Показатель: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" в котором установлены требования к уровню квалификации руководителя и указано, что "Уровень квалификации руководителя организации (директора, начальника):
- наличие высшего образования* (юридическое, экономическое, техническое);
- стаж работы** в должности руководителя организации (директора, начальника).
* образование и специальность подтверждается заверенной копией диплома;
** стаж работы подтверждается заверенной копией трудовой книжки".
В этой связи, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие уровень квалификации руководителя организации (директора, начальника) в соответствии с предметом Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Необходимо учитывать, что настоящая закупка в форме конкурса с ограниченным участием не соответствует ни одному условию, наличие которого необходимо согласно законодательству о контрактной системе для правомерности выбора такого способа осуществления закупки.
Так, объектом закупки является выполнению полного комплекса подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке Углегорск - порт Шахтерск (II очередь)", при этом:
данная автомобильная дорога не является особо опасным и технически сложным объектом по части 1 статьи 48.1 ГрК РФ;
объектом закупки не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений;
стоимость создания искусственных сооружений, предусмотренных Конкурсной документацией, составляет, согласно расчетам Заявителя, 36 200 320 рублей, что менее сумм, установленных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 (менее как 150 млн., так и 50 млн. рублей);
искусственные сооружения, создание которых предусмотрено Конкурсной документацией, не являются искусственными дорожными сооружениями по смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о дорогах.
Ссылку Заявителя на часть 2 статьи 52 ГрК РФ и приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, которые, по мнению Заявителя, подтверждают специализированный характер подрядных работ, являющихся предметом Контракта, и обосновывают отношение объекта (автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск) к категории особо опасных и технически сложных объектов является несостоятельной, поскольку данный вывод Заявителя не основан на законе и, более того, прямо противоречит части 1 статьи 48.1 ГрК РФ, которая устанавливает закрытый исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов."
Учитывая изложенное заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2015 г. по делу N А40-168071/2014)
4. Порядок оценки заявок участников закупки должен соответствовать положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии представители Заказчика представил документы, подтверждающие, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Квалификация участников закупки (показатель: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) - Значимость критерия: 20%;
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 20%.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит оценку заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В отношении нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в Конкурсной документации установлен показатель: "Качество работ", а именно:
Показатели |
Предельные величины значимости |
Строительный генеральный план |
от 0 до 10 баллов |
Календарный план производства работ по объекту |
от 0 до 10 баллов |
График поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования |
от 0 до 10 баллов |
График движения рабочих кадров по объекту |
от 0 до 5 баллов |
График движения основных строительных машин по объекту |
от 0 до 5 баллов |
Технологические карты на выполнение видов работ |
от 0 до 40 баллов |
Пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса |
от 0 до 20 баллов |
ИТОГО по показателю "Качество работ": |
от 0 до 100 баллов |
Кроме того, по критерию "Квалификация участников закупки" установлен показатель: "Опыт выполнения за последние 2 года данного вида работ сопоставимого объема в качестве генерального подрядчика":
При отсутствии объектов или информации по данному критерию либо при суммарной стоимости объектов менее 70% от начальной максимальной цены контракта по настоящему конкурсу |
0 баллов |
От 70% до 80% |
25 баллов |
От 81% до 90% |
50 баллов |
От 91% до 100% |
75 баллов |
Более 100% |
100 баллов |
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в отношении показателей "Качество работ", "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку порядок оценки заявок по указанному показателю не предусматривает присвоение баллов пропорционально опыту выполнения работ сопоставимого характера и объема.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, оставил решение ФАС России в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2015 г. по делу N А40-177190/2014)
5. В случае, если заказчик нарушает порядок расторжения контракта в одностороннем порядке, орган осуществляющий контроль в сфере контрактной системы, отказывает во включении сведений об исполнителе по контракту в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) сведения в отношении ЗАО "С" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона, исполнение Контракта осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Частью 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта установлен порядок расторжения контракта, согласно которому "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Из материалов обращения Заказчика следует, что ЗАО "С" не выполнило обязательства по Контракту, тем самым нарушив условия Контракта, что явилось основанием для принятия Заказчиком решения от 13.05.2014 N исх-04-20751 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения или информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов Заказчиком 14.05.2014, то есть в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия Решения, на Официальном сайте размещено Решение.
Вместе с тем, Заказчику требовалось в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия Решения, направить в адрес ЗАО "С" Решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении.
Согласно почтовому уведомлению, Решение в адрес ЗАО "С" направлено по почте заказным письмом с уведомлением 13.05.2014. Кроме того, как следует из материалов обращения Заказчика, 16.05.2014 Решение передано нарочно представителю указанного общества, однако, нарушены сроки надлежащего уведомления дополнительным способом, что не соответствует требованиям части 4 статьи 19.2. Закона о размещении заказов и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в связи с тем, что Заказчиком нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный статьей 19.2 Закона о размещении заказов, сведения в отношении ЗАО "С" не подлежат включению в Реестр.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Таким образом, Заказчиком нарушен порядок уведомления Общества об одностороннем отказе исполнения контракта, установленный статьей 19.2 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 6 статьи 19.2 Закона о размещении заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, у Подрядчика в течении десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении была бы возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнения. Однако данные действия были ограничены Заказчиком, путем ненадлежащего уведомления.
Внесение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП даже при наличии в его действиях нарушений своих обязательств по контракту (договору) возможно только при полном соблюдении процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (договора), установленной законом".
Учитывая изложенное заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2014 г. по делу N А40-151135/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.