Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного определением от 10.11.2014 N К-998/14/АК419-14 в отношении должностного лица Заказчика Б. по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Реконструкция учебных городков" (далее - Конкурс).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации, в части критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено: "_Каждым членом конкурсной комиссии Заказчика (Единой комиссии) экспертно оценивается степень детализации и проработанности организационно-технологических предложений, в т.ч. полнота учета технических требований, методологии и технологии выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения ресурсов. По усмотрению Участника закупки в составе организационно-технологической схемы может быть представлен график производства работ. График производства работ может быть разработан сетевым методом на каждый месяц работы на основании технологической схемы по усмотрению Участника закупки и дополнен пояснительной запиской (с учетом возможных перерывов в работе, учитывающих метеоусловия). Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии Заказчика (Единой комиссии), присуждаемых заявке (предложению) по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)". Для оценки заявки (предложения) по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" используется 100-балльная шкала оценки (от 0 до 100 баллов)_".
Как следует из материалов настоящего дела, установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку не установлен предмет оценки заявки, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в Конкурсной документации предмета оценки заявки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 3 Конкурсной документации установлены образцы форм и документов для заполнения участниками закупки.
Так, в соответствии с формой N 3 "Анкета участника закупки" части 3 Конкурсной документации участник закупки должен указать, в том числе КПП, ОКПО, ОКВЭД участника закупки, что не предусмотрено частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и нарушает часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в форме N 3 "Анкета участника закупки" части 3 Конкурсной документации требования об указании КПП, ОКПО, ОКВЭД участника закупки, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Также согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Конкурсной документации установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе пунктом 5.1 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Участник закупки должен в свидетельстве о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь допуск к работам: по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком). - наличие в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены Контракта, установленной в пункте 3 ЧАСТИ II. Информационная карта конкурса".
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования в Конкурсной документации о наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Согласно Конкурсной документации, ответственным лицом Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию, является Б.
Таким образом, в действиях должностного лица Б., выразившиеся в утверждении Конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика.
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения Конкурсной документации, а именно - 11.06.2014.
Протокол по делу об административном правонарушении N К-998/14/АК419-14 составлен 26.11.2014 должностным лицом ФАС России в присутствии защитника Б. - Д. Б. на составление и подписание протокола по делу об административном правонарушении не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о времени и месте составления и подписания протокола по делу об административном правонарушении.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N К-998/14/АК419-14 состоялось 23.12.2014 в отсутствии Б. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Б. представлены письменные пояснения по настоящему делу об административном правонарушении, в которых Б. заявил ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении N К-998/14/АК419-14 в соответствии со статьей 2.9 КоАП.
Рассмотрев материалы настоящего дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, пришло к следующему.
Действия Заказчика, выразившиеся в установлении в форме N 3 "Анкета участника закупки" части 3 Конкурсной документации требования об указании КПП, ОКПО, ОКВЭД участника закупки, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Кроме того, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в Конкурсной документации предмета оценки заявки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Помимо того, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования в Конкурсной документации о наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание указанное, ходатайство Б. о прекращении производства по делу об административном правонарушении по статье 2.9 КоАП не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии статьи 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП учитываются при назначении административного наказания.
Вместе с тем, объектом правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП являются отношения в сфере собственности и установленный порядок отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом объективную сторону данного правонарушения образует сам факт утверждения Конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, а принятые меры к прекращению правонарушения могут быть отнесены к смягчающим административную ответственность обстоятельствам.
Таким образом, обстоятельства свидетельствующие о малозначительности совершенного Б. административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, не выявлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность совершенного Б. административного правонарушения, не выявлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность совершенного Б. административного правонарушения, не выявлены.
Таким образом, в действиях Б., выразившихся в нарушении требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд при утверждении документации об Аукционе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 7.30, 23.66, 29.9 КоАП, постановил:
1.1. Признать в действиях Б., выразившихся в нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при утверждении Конкурсной документации, нарушение части 5 статьи 51 пункт 9, части 1 статьи 50, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.2. За утверждение должностным лицом Заказчика Конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
1.1. Наложить на Б. штраф в размере 3 000 (Трех тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России)
КБК 16111633010016000140
ОКТМО 45380000
Банк получателя ОПЕРУ-1
Банка России
г. Москвы
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Документы, подтверждающие уплату штрафа необходимо направить по электронной почте rsemyonov@fas.gov.ru. В назначении платежа необходимо указывать номер оплачиваемого постановления о наложении штрафа. В случае невозможности идентификации платежа или при отсутствии сведений у ФАС России о своевременной оплате штрафа, ФАС России будет обязан передать постановление о наложении штрафа для принудительного исполнения в ФССП.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2014 г. N К-998/14/АК419-14 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановления официально опубликован не был