Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минобрнауки России представляет ежегодный доклад о выполнении в 2014 году Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Приложение: на 32 л. в 1 экз.
|
Д.В. Ливанов |
Доклад
о выполнении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
Основополагающим документом, определяющим базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования, является Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (далее - Концепция), утвержденная Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 г. N Пр-827.
Положения Концепции реализуются путем осуществления Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденного Правительством Российской Федерации от 26 мая 2012 г. N 2405п-П8 (далее - Комплекс мер), интегрирующего мероприятия по данному направлению в соответствующие государственные программы, а также в федеральные, региональные и муниципальные целевые программы в сфере образования, науки, культуры и спорта.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 897 создан Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. (далее - Совет). За 2014 год было проведено 3 заседания Совета, на которых обсуждались вопросы детского театрального искусства, проведения Дельфийских и Парадельфийских игр, реализации апробации примерной рабочей программы учебного предмета "Музыка", а также проекты концепции развития дополнительного образования детей и стратегии развития воспитания в Российской Федерации. В рамках деятельности Совета на 2015 год предусмотрено обсуждение проекта актуализированного Комплекса мер по реализации Концепции в части внесения изменений с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) и Основ государственной молодежной политики (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р), установления целевых показателей и индикаторов, устанавливающих результативность мероприятий, организации мониторинга их реализации, а также приведения используемой в Комплексе мер терминологии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг об исполнении пунктов Комплекса мер через Единую информационную систему обеспечения деятельности Минобрнауки России. По итогам мониторинга получена информация из всех субъектов Российской Федерации. В 2014 году в соответствии с Комплексом мер по реализации Концепции было запланировано 13 мероприятий по двум направлениям: нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми и молодежью и конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одаренных детей и молодежи. Все запланированные мероприятия исполнены.
Также в докладе представлена дополнительная информация по исполнению пунктов 1, 15 и 27 Комплекса мер, срок исполнения которых истек в 2012 году.
I. Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одарёнными детьми и молодёжью
Пункт 1. "Разработка специальных разделов примерных основных образовательных программ дошкольного и общего образования, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренных детей".
В ноябре 2014 года Минобрнауки России приступило к разработке примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, работа над которой завершится в декабре 2015 года.
В декабре 2014 г. Минобрнауки России завершена работа над созданием примерной основной образовательной программы основного общего образования, доработана примерная основная образовательная программа начального общего образования, которые в феврале 2015 года будут направлены на экспертизу (приказ Минобрнауки России от 24 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ", зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2014 г., регистрационный N 33335).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "28 мая 2014 г."
В содержательном разделе примерной основной образовательной программы начального общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования предусмотрены программа развития универсальных учебных действий, программа воспитания и социализации обучающихся, в которых описаны организационные механизмы по работе с одаренными детьми.
Пункт 7. "Разработка, апробация и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста".
В 2014 году Минобрнауки России совместно с Минкультуры России проведена апробация примерной рабочей программы учебного предмета "Музыка" (далее - апробация, рабочая программа).
В апробации приняли участие 11898 первоклассников из 263 общеобразовательных организаций 16 субъектов Российской Федерации 8 федеральных округов.
Итоги апробации подведены на Всероссийском семинаре-совещании региональных координаторов и учителей музыки общеобразовательных организаций в мае 2014 года в Москве. Участниками совещания отмечен положительный опыт проведения апробации рабочей программы Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Московской области. С учетом поступивших в ходе апробации замечаний и предложений рабочая программа была доработана и направлена во все субъекты Российской Федерации.
В соответствии с дорожной картой по апробации примерной рабочей программы, утверждённой заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Кагановым В.Ш. и заместителем Министра культуры Российской Федерации Ивлиевым Г.П., с 1 сентября 2014 г. в общеобразовательных организациях Российской Федерации организовано пилотное введение рабочей программы.
Минобрнауки России организован мониторинг хода проведения апробации и пилотного введения рабочей программы. По данным первого этапа мониторинга (сентябрь-октябрь 2014 г.) количество субъектов Российской Федерации, в которых преподавание учебного предмета "Музыка" в начальной школе организовано в соответствии с рабочей программой в пилотном режиме, увеличилось на 60% (с 16 до 27), на 28% увеличилось количество общеобразовательных организаций (с 263 до 336), на 39% количество учителей, использующих рабочую программу в своей деятельности (с 305 до 425).
В субъектах Российской Федерации за 2012-2014 годы разработано более 8,5 тысяч учебных программ с одаренными детьми, в том числе раннего возраста, на региональном и муниципальном уровнях, из них 7854 программы прошли апробацию и 7017 программ внедрены в учебный процесс образовательных организаций.
Количество образовательных организаций, осуществляющих работу с одаренными детьми, в том числе раннего возраста, составляет более 7,8 тыс.
По информации Минкультуры России, в 2014 году подготовлено 79 примерных программ по основным учебным предметам федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, к сроку обучения по этим программам (в 2013 году 27 программ), 24 примерные программы к дополнительным общеразвивающим программам в области искусств (в 2013 году 24 программы), а также 2 учебных пособия и 6 мультимедийных приложений.
В образовательных организациях, являющихся региональными инновационными площадками, реализуются проекты, направленные на работу с одаренными детьми.
Например, проект "Психолого-педагогический инструментарий по сопровождению одаренных обучающихся в условиях сельской школы" (Республика Хакасия), "Первые олимпийские дворовые игры" (Волгоградская область), летняя творческая школа для одаренных детей в области культуры и искусства (Ярославская область), Виртуальный учебный центр (Хабаровский край), школа раннего творческого развития "Звездная страна" (Республика Алтай).
Разработаны и внедрены новые учебные программы по работе с одаренными детьми для организаций летних многопрофильных школ (Тюменская область), очно-заочных школ для одаренных детей (Республика Калмыкия, Москва, Санкт-Петербург, Архангельская область), областных стажировочных площадок "Работа с одаренными детьми в сельской местности", "Деятельность учреждений дополнительного образования детей по созданию условий для развития детской одаренности в различных видах деятельности" (Тамбовская область).
В субъектах Российской Федерации функционируют региональные и учебно-методические центры, осуществляющие работу с одаренными детьми (Ярославская, Калининградская, Вологодская, Тамбовская, Омская области, республики Адыгея и Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
Обеспечено методическое сопровождение работы с одаренными детьми, включающее в том числе алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей (Нижегородская область), индивидуальные образовательные траектории детей в процессе преподавания физической культуры (Республика Татарстан); региональная модель выявления, поддержки и развития одаренных детей (Ямало-Ненецкий автономный округ); индивидуальные образовательные маршруты по работе с одаренными детьми (Омская область); положение по учету внеучебных достижений учащихся, измерительные материалы и процедуры диагностики одаренности учащихся младших классов общеобразовательных учреждений (Костромская область).
В 2014 году для поддержки талантливой молодежи Росмолодежью была проведена серия медиафорумов, в которых приняло участие более 4000 человек.
Участниками региональных и межрегиональных фестивалей творческой молодежи в городах Сыктывкаре, Якутске, Мурманске, Великом Новгороде, Курске, Астрахани, Ижевске, Красноярске, Пятигорске, региональных и межрегиональных творческих школ - стали более 10 000 молодых людей.
Образовательные программы в рамках всероссийских образовательных форумов "Творческие кластеры. Культура новых пространств", Всероссийского молодежного форума "Селигер" прошли более 2000 молодых людей.
Пункт 8. "Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций и специалистов учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с учетом разработки профессиональных стандартов".
В рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в различных формах (очно, очно-заочно, дистанционно) и форматах (вебинары, семинары, научно-практические конференции, практикумы, тренинги, мастер-классы, педагогические мастерские, научно-исследовательские конференции, программы повышения квалификации) субъектами Российской Федерации реализуются мероприятия, направленные на повышение профессиональной квалификации педагогических работников по выявлению и работе с одаренными детьми и молодежью.
В тематику курсов повышения квалификации педагогических работников в 2014-15 учебном году включены вопросы организации работы с одаренными детьми: "Организация научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и информатики", "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей", "Инновационные подходы к организации физического воспитания и формированию здорового образа жизни обучающихся" (Иркутская область), "Технология междисциплинарного обучения как условие развития талантливых школьников", "Творческая самореализация ребенка во внеурочных формах музыкального образования в школе", "Развитие детской одаренности в условиях общеобразовательной школы" (Республика Хакасия), "Система выявления и развития одаренных детей в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения" и др.
В рамках плана мероприятий по реализации Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" (пункт 52 "Повышение квалификации, профессиональная переподготовка работников учреждений культуры и искусства" раздела "Поддержка молодых дарований" направления III) в 2014 году 30 образовательными организациями высшего образования были проведены курсы повышения квалификации, методические семинары для педагогических работников средних профессиональных образовательных учреждений, детских школ искусств, учителей музыки общеобразовательных школ. Это позволило повысить квалификацию 2,5 тыс. педагогическим работникам региональных и муниципальных образовательных учреждений отрасли культуры, учителей музыки общеобразовательных школ. Мероприятиями по повышению квалификации был охвачен и Крымский федеральный округ, где в апреле, июле, сентябре 2014 года состоялись выездные семинары (курсы повышения квалификации), 124 человека получили удостоверения о повышении квалификации.
Количество педагогических работников общеобразовательных организаций и специалистов учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью, прошедших курсы повышения квалификации, в 2012 году составило 9386 чел., в 2013 году - 9483 чел., в 2014 году - 11591 чел.; прошедших профессиональную переподготовку, в 2012 году составило 739 чел., в 2013 году - 898 чел., в 2014 году - 1194 чел.
Пункт 11. "Разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов России".
В каждом субъекте Российской Федерации разработаны и реализуются программы, подпрограммы по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, среди которых 92 региональные целевые программы и 239 муниципальных целевых программ, в рамках которых проводятся мероприятия творческой, интеллектуальной и спортивной направленности. В некоторых субъектах Российской Федерации реализуется 2 и более программы по поддержке одаренных детей, талантливой молодежи органами исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности. Так, например, в Калужской области реализуется государственные программы "Развитие образования в Калужской области" и "Молодежь Калужской области", в рамках которых предусмотрены проведение летних творческих школ, мастер-классов, фестивалей музыкального творчества и др.
В Ярославской области в рамках реализации государственной программы Ярославской области "Развитие образования и молодежная политика" создана и постоянно пополняется электронная межведомственная база данных о достижениях одаренных детей и их педагогах-наставниках, в которую входит информация о 2326 мероприятиях, 47739 достижениях, 35676 одаренных детях и 10072 педагогах. Аналогичная система создана в Ханты-Мансийском автономном округе (Молодые таланты Югры).
На территории Саратовской области реализуется подпрограмма "Поддержка одаренных детей Саратовской области" государственной программы "Развитие образования в Саратовской области до 2002 года". Так, в 2014 году в областной школе для одаренных учащихся, проведенной совместно с ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", приняли участие 120 человек (отряды юных химиков, физиков, информатиков, математиков, историков).
В Республике Татарстан реализуется Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи "Перспектива", в рамках которой определены следующие задачи: выявление одаренных детей и молодежи в различных областях деятельности; развитие способностей и формирование компетенций у одаренных детей; последовательное сопровождение одаренных детей и молодежи, вовлечение их в созидательную деятельность; мониторинг и целевая поддержка перспективных молодежных инициатив и проектов.
В рамках реализации государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2013-2020 годы" разработан план мероприятий ("дорожная карта") "Создание системы работы с одаренными детьми, обеспечивающей условия для их выявления, поддержки и сопровождения", предусматривающий повышение квалификации педагогических кадров, организация спортивных, творческих и интеллектуальных мероприятий, разработку учебных программ для одаренных детей и др.
Пункт 15. "Подготовка предложений о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям исходя из необходимости их финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая возможное софинансирование из федерального бюджета".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 ноября 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29 декабря 2012 г."
В соответствии со статьей 9 закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Вместе с тем в целях софинансирования мероприятий по увеличению охвата детей при формировании федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в Минфин России и Правительство Российской Федерации заявлена дополнительная потребность в средствах федерального бюджета на эти цели, объемы которой составляют:
в 2015 году - 16 000,0 млн рублей;
в 2016 году - 30 000,0 млн рублей;
в 2017 году - 30 000,0 млн рублей.
Заявленные дополнительные объемы бюджетных ассигнований на развитие указанных мероприятий были отклонены на заседании Рабочей группы (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период 26-27 августа 2014 года (далее - Рабочая группа, протокол от 27 августа 2014 г. N 1).
Решение Рабочей группы одобрено на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (протокол от 11 сентября 2014 г. N 2).
В настоящее время Минобрнауки России повторно готовит к направлению в Минфин России предложение по выделению указанных средств в рамках подготовки проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
II. Конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одарённых детей и молодёжи
Пункт 16. "Проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью".
В 2014 году было отмечено 25-летие отечественного конкурсного движения "Учитель года", охватившего на сегодняшний день все субъекты Российской Федерации. Непосредственное участие их представителей в конкурсе призвано укрепить единое образовательное пространство посредством взаимной интеграции достижений региональных систем образования.
На различных этапах конкурса (школьном, муниципальном, региональном) в 2014 году состязались около 80 тысяч педагогических работников. Таким образом, на сегодняшний день "Учитель года" является самым массовым (по количеству участников) профессиональным конкурсом в России. При этом в заключительном этапе конкурса в 2014 году приняли участие учителя из 81 субъекта Российской Федерации, в том числе Республики Крым и Севастополя. Этот показатель является рекордным за всю историю конкурса.
Абсолютным победителем Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2014 году стала учитель биологии МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" г. Нурлата Республики Татарстан Головенькина Алла Николаевна.
В целях дальнейшего совершенствования организационно-технологической модели конкурса в настоящее время ведется разработка нового положения о конкурсе и порядка проведения его заключительного этапа.
С целью признания профессиональных достижений учителей-практиков общеобразовательных организаций и повышения их статуса Минобрнауки России совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе ежегодно проводят всероссийский конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя". Его участниками являются педагоги общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, музыкальных школ и организаций дополнительного образования. В 2014 году в финале конкурса принимали участие 22 участника из 7 федеральных округов.
Минкультуры России ежегодно проводит общероссийский конкурс "Лучший преподаватель детской школы искусств", в котором принимают участие лучшие преподаватели детских школ искусств из всех регионов России.
На региональном уровне в 2014 году проведено более 400 конкурсов профессионального мастерства, педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью, среди которых конкурс портфолио молодых педагогов "Молодой педагог в условиях модернизации образования" (Еврейская автономная область), конкурс "Проекты молодых педагогов - образованию XXI века" (Ивановская область), конкурс мастеров производственного обучения, преподавателей общеобразовательных дисциплин и профессиональных циклов образовательных организаций "Мастер года" (Вологодская область), конкурс "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы" (Чувашская Республика), профессиональный смотр-конкурс "Лучший в спортивной профессии" (Красноярский край), конкурс мастер-классов "От творчества учителя - к творчеству ученика" (Кировская область), областной конкурс молодых педагогов "Начало" (Свердловская область), республиканский конкурс программ "Использование эффективных методик, инновационных технологий и форм работы с одаренными детьми в образовательном процессе" (Республика Хакасия).
Пункт 17. "Оказание содействия общественным организациям, образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим спортивную подготовку, наиболее успешно работающим с одаренными детьми и молодежью".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 254 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом" (далее - Правила) Минобрнауки России в результате проведенного отбора заключены соглашения с 52 субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
Всего в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 482-р в 2014 году распределено 1 млрд 800 млн рублей. Особое внимание уделено Республике Крым и городу Севастополю. Республике Крым выделено 29 067 тыс. рублей. Указанные средства направлены на улучшение условий для занятий физической культурой и спортом в 36 общеобразовательных организациях. Городу Севастополю выделено 13 556,7 тыс. рублей для улучшения условий по физической культуре и спорту в 3 общеобразовательных организациях.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1125 "Об утверждении Правил предоставления Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" субсидии из федерального бюджета" (далее - ДОСААФ России) Минобрнауки России ежегодно, начиная с 2011 года, заключает соглашение с ДОСААФ России о предоставлении субсидии из федерального бюджета на исполнение государственных задач, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - субсидия). Средства федерального бюджета направляются на развитие авиационных и технических видов спорта, а также на подготовку специалистов массовых технических профессий и развития технического творчества, что позволяет решать задачи по овладению гражданами призывного возраста навыками работы с транспортной техникой и знаниями по современным военно-учетным специальностям во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Министерство спорта Российской Федерации в 2014 году продолжило адресную финансовую поддержку спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, утвержденным приказом Минспорта России от 14 февраля 2014 г. N 83.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 584-р о распределении субсидий Минспортом России заключены соглашения о предоставлении субсидий с 78 субъектами Российской Федерации, по которым направлены средства в объеме 582 млн рублей, спортивным организациям Республики Крым и города Севастополя направлены субсидии в объеме 27 млн рублей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. N 1483-р).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату распоряжения Правительства РФ N 1483-р следует читать как "9 августа 2014 г".
Минспорт России осуществляет перечисление субсидий на проведение тренировочных мероприятий по базовым видам спорта, обеспечение питания и проживания спортсменов при проведении первенств России, повышение квалификации и переподготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, приобретение спортивно-технологического оборудования, инвентаря и экипировки для спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.
Одной из приоритетных задач Минспортом России определена поддержка спортивных школ. В 2015 году поддержка спортивным организациям субъектов Российской Федерации, включая Республику Крым и город Севастополь, будет продолжена, в общей сложности на указанные цели Минспортом России будет выделено 613 800 тыс. рублей.
23 декабря 2014 г. издано постановление Правительства Российской Федерации N 1460 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации".
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1473 внесены изменения в Правила предоставления субсидий на указанные цели бюджетам Республики Крым и города Севастополя.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 460 "О мерах государственной поддержки культуры и искусства" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166 "О государственной поддержке (грантах), предоставляемой в 2013-2015 годах в сфере культуры и искусства" 31 образовательной организации, наиболее успешно работающей с одаренными детьми и молодежью в области искусств, выделяются средства государственной поддержки до 2015 года. Среди них 24 образовательные организации, подведомственные Минкультуры России.
В субъектах Российской Федерации оказывается финансовая, информационная и организационно-техническая поддержка общественным, образовательным организациям и организациям, осуществляющим спортивную подготовку, наиболее успешно работающим с одаренными детьми и молодежью, среди которых РОО "Молодой Алтай", МОО ДСО "Союз сельских спортсменов - сельский спорт", региональная детско-юношеская общественная организация "Содружество детей Беломорья", детское экологическое движение "Зеленая Планета", советы детских инициатив субъектов Российской Федерации, детская общественная организация "Лига юных журналистов".
Пункт 18. "Оказание содействия сообществам (в том числе интернет-сообществам) детей и молодежи по интересам в области науки, техники и спорта".
В рамках реализации различных ведомственных и межведомственных программ и планов в регионах также реализуются меры по оказанию содействия сообществам (в том числе интернет-сообществам) детей и молодежи по интересам в области науки, техники и спорта.
В 2013 году Минобрнауки России провело конкурсный отбор программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования (далее - Конкурс). Конкурс проводился в целях развития системы студенческого самоуправления и повышения роли студенчества в обеспечении модернизации высшего образования, повышения роли студенчества в решении социально-экономических проблем города, региона, страны.
В конкурсе приняли участие 210 вузов, подведомственных Минобрнауки России. По итогам конкурса 155 вузов признаны победителями и получили дополнительное финансирование из федерального бюджета на реализацию программ развития деятельности студенческих объединений в 2014 году.
Основными направлениями конкурса стали: наука и инновации, предпринимательство, карьера и трудоустройство, студенческие отряды, развитие студенческого самоуправления, досуг и творчество, спорт и здоровый образ жизни, волонтерство и социальное проектирование, патриотизм и толерантность, студенческие информационные ресурсы и международное молодежное сотрудничество.
В период с 10 по 12 декабря 2014 г. на базе ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова проведен Всероссийский студенческий форум (далее - Форум), организатором которого выступило Минобрнауки России при участии федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений. Главной темой Форума стало развитие инженерного образования в России, а основной целью - разработка федеральной концепции поддержки студенческих инженерных и научно-технических объединений.
В рамках Форума проведены лекции, мастер-классы, проектные сессии, организована работа тематических площадок различной направленности: "Бизнес-инкубатор", "Новые профессии", "Студенческие медиацентры", "Социальные инициативы, волонтерство", "Спорт и здоровый образ жизни", "Научный прорыв", "Технологические лидеры", "Развитие деятельности студенческих объединений" и др.
На Форуме также прошли очные сессии и состоялось подведение итогов Всероссийского инженерного конкурса, организованного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минобрнауки России совместно с Госкорпорацией по атомной энергии "Росатом".
Форум стал объединяющей площадкой, творческой средой и пространством общения для студентов из разных регионов Российской Федерации. В ходе работы Форума были заложены основы для стратегического развития российских студенческих объединений.
Всероссийский форум "Селигер", Международный молодежный слет "Таврида" стали в 2013/14 учебном году главными площадками патриотического воспитания молодежи.
В субъектах Российской Федерации осуществляют свою деятельность более 2000 сообществ различной направленности, которым оказывается информационная, организационная и финансовая поддержка.
Различные формы поддержки оказываются сообществам в социальных сетях, студенческим и школьным научным обществам, советам молодых ученых и специалистов, а также сообществам общественных организаций (Российская ассоциация образовательной робототехники, проект "Твой Форсайт" (Ленинградская область), Центр молодежного инновационного творчества "Парадигма" (Пензенская область) и др.).
Так, в Саратовской области осуществляется методическая поддержка деятельности сетевых сообществ - "Дистанционное обучение школьников" (3574 участника), "Информатизация образования" (573 участника) и регионального портала "СарВики".
В Волгоградской области организационно-методическую и финансовую поддержку получили интернет-сообщества "Гимназический союз России", "Новая школа - новый маршрут", а также сообщества научных обществ образовательных организаций.
Пункт 19. Проведение физкультурных и спортивных мероприятий для детей и молодежи.
Создание полноценных условий для занятий физической культурой и спортом не только через учебную, но и внеурочную деятельность является одной из задач системы образования. Впервые в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).
В целях вовлечения различных категорий и групп населения в систематические занятия физической культурой и спортом в рамках Единого календарного плана международных, всероссийских и межрегиональных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в 2014 году проведено 5787 физкультурных и спортивных мероприятий.
Наиболее массовыми физкультурными мероприятиями для всех возрастных категорий стали следующие мероприятия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников" Минспортом России совместно с Минобрнауки России ежегодно проводятся всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" (далее - Президентские состязания) и всероссийские спортивные игры школьников "Президентские спортивные игры" (далее - Президентские спортивные игры).
В 2013/14 учебном году в Президентских состязаниях на школьном этапе участвовали 9,6 млн школьников из 37,8 тысяч общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации, что составляет более 87,5% от общего числа школьников. По сравнению с 2012/13 учебным годом (количество участников школьного этапа 83,2%) количество участников школьного этапа выросло на 1,2% (на 120717 человек), а участвующих общеобразовательных организаций - почти на 4% (на 1024 учреждения).
В школьном этапе Президентских спортивных игр в 2013/14 учебном году приняло участие 5,5 миллионов обучающихся 5-11 классов (81,6%) из 34 тысяч общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации. В сравнении с 2012/13 учебным годом количество участников школьного этапа увеличилось на 179 047 человек, количество участвующих общеобразовательных организаций снизилось на 2,4% (361 учреждение).
Впервые в финалах Президентских состязаний и Президентских спортивных игр 2014 года приняли участие классы-команды Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Ежегодно Минобрнауки России проводит открытый публичный Всероссийский конкурс образовательных организаций высшего образования на звание "ВУЗ здорового образа жизни" (далее - Конкурс). В 2014 году участники Конкурса соревновались в номинациях "За создание условий для развития физической культуры и спорта в образовательной организации", "За формирование и продвижение ценностей здорового образа жизни в образовательной организации посредством творчества и социальной рекламы".
В Томском политехническом университете 4-5 июня 2014 г. прошел IV Всероссийский форум студентов "Мы - за здоровый образ жизни!" (далее - Форум), где состоялось награждение победителей Конкурса. В Форуме приняли участие представители 26 образовательных организаций высшего образования - победителей и призеров Конкурса. За время его проведения Форум стал площадкой для определения перспективных моделей дальнейшего развития массового спорта, обмена опытом по развитию здоровьеформирующей среды.
Одним из значимых мероприятий соревновательной деятельности среди студенческой молодёжи является ежегодно инициируемый Минобрнауки России Фестиваль студенческого спорта среди федеральных университетов страны. В 2014 году он проведен на базе ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова". Победителями фестиваля стали студенты ФГАОУ ВПО "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова", ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" и ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет".
Также во всех субъектах Российской Федерации проводятся различные физкультурные и спортивные мероприятия для детей и молодежи по различным видам спорта: зимние и летние спартакиады, турниры, универсиады, соревнования по игровым видам спорта и др.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. N Пр-756 о разработке Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Минобрнауки России и Минспорта России был подготовлен план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1165-р.
Также Минобрнауки России провело мониторинг в 12 субъектах Российской Федерации о готовности органов, осуществляющих управление в сфере образования к проведению организационно-экспериментальной апробации внедрения комплекса ГТО, который проводится с 1 сентября 2014 года. В указанных субъектах Российской Федерации принят нормативно-правовой акт о проведении организационно-экспериментальной апробации внедрения Комплекса ГТО, утвержден перечень образовательных организаций, обучающиеся которых будут принимать участие в организационно-экспериментальной апробации Комплекса ГТО.
Пункт 20. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи.
В 2014 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи", приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2013 г. N 1345 "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2014 году" министерствами, ведомствами и общественными организациями проведено 125 конкурсных мероприятий на федеральном уровне и 83 мероприятия на межрегиональном уровне.
С целью оказания государственной поддержки талантливой молодежи из федерального бюджета ежегодно выделяется 200 млн рублей. В 2014 году награждены премиями 5350 победителей и призеров международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий для детей и молодежи в возрасте 14-25 лет включительно.
Важным звеном в системе поиска и отбора детей с признаками одаренности в федеральном масштабе является Всероссийская олимпиада школьников.
В 2013/14 учебном году в школьном этапе олимпиады приняли участие более 6 млн обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет; в региональном этапе - 114 420 чел. (2012 год - 114 715 чел., 2013 год - 117 516 чел.); в заключительном этапе - 4734 чел. (2012 год - 4527 чел., 2013 год - 4 487 чел.). Наблюдается положительная динамика участия на всех этапах олимпиады. Звания победителя и призера олимпиады были удостоены в 2013/14 учебном году 1410 чел. (2012 год - 1587 чел., 2013 год - 1 505 чел.). На присуждение премии для поддержки талантливой молодежи выдвинуты 360 победителей и 839 призеров олимпиады и международных олимпиад по общеобразовательным предметам.
В 2014 году вступил в силу новый Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1252, одной из ключевых идей которого является обеспечение повышения объективности и прозрачности проведения олимпиады на всех её этапах.
Ежегодно российские школьники участвуют в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Из 38 российских школьников, выезжавших в составе сборных команд Российской Федерации на интеллектуальные состязания международного уровня в 2014 году, каждый стал обладателем награды. Российские школьники завоевали на международных интеллектуальных соревнованиях 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовых медали.
Подтверждением успеха сборных команд школьников России являются следующие данные. В 2014 году в общекомандных зачётах по математике, информатике, физике, астрономии сборные команды Российской Федерации входят в пятёрку сильнейших команд мира. Впервые в истории Россия заняла 1-е общекомандное место по числу медалей на международной олимпиаде по химии. На естественнонаучной олимпиаде юниоры разделили 2 и 3 место с командой из Таиланда. Также впервые в 2014 году все члены сборной команды по географии стали обладателями наград международного уровня.
Итоги выступления сборных команд России на международных олимпиадах подтверждают, что Россия является одним из безусловных лидеров по числу завоеванных медалей в целом и по числу золотых медалей, в частности. Данное обстоятельство подтверждает конкурентоспособность образования страны.
В рамках развития международного олимпиадного движения в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 507-р, 508-р Минобрнауки России ведет активную работу по подготовке к проведению международных олимпиад по географии (2015 г., г. Тверь) и информатике (2016 г., г. Казань).
Приказом Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. N 267 утвержден Порядок проведения олимпиад школьников. В 2013/14 учебном году в 73 олимпиадах школьников приняло участие свыше 1,5 млн школьников 1-11 классов. Перечень олимпиад школьников на 2014/15 учебный год представлен 69 предметными олимпиадами.
70-летию Победы в Великой Отечественной войне была посвящена в 2014 году олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность". Местом ее проведения был выбран город-герой Смоленск. Россия на олимпиаде была представлена командами обучающихся 21 региона страны (132 чел.). Участники олимпиады продемонстрировали знание истории, литературы, культурного наследия народов двух дружественных государств. Титула победителя и призера данной олимпиады были удостоены 20 российских школьников, которые в соответствии с решением жюри выдвинуты на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи.
Важным событием 2014 года является проведение международного форума инноваций по робототехнике "Дни робототехники в г. Сочи" (далее - Форум), который проходил в период с 21 по 23 ноября 2014 года. В программу мероприятия вошли четыре крупных события: Форум инноваций, Всемирная олимпиада по робототехнике (WRO Russia 2014), интерактивная выставка "EduRobotics - Expo", открытый окружной фестиваль Юга России "РобоФест-Юг". Всего почти 10 000 гостей побывало на площадке проведения Форума, в Главном Медиа-центре г. Сочи.
В деловой программе Форума инноваций по робототехнике приняли участие порядка 3000 человек, посетивших более 20 мероприятий за три дня: пленарные сессии, дискуссии, научно-практические конференции, "круглые столы" и деловые встречи. В Форуме приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дворкович А.В., Министр образования и науки Российской Федерации Ливанов Д.В., Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Никифоров Н.А., олимпийская чемпионка Журова С.С.
Российская делегация предложила ключевую тему WRO Russia 2014 "Роботы и космос", в рамках которой были разработаны правила и регламенты всех четырех категорий соревнований. Кроме того, Россия приняла непосредственное участие в формировании судейской коллегии, в итоговой список которой вошли 122 судьи, в том числе 58 из России. Судейскую коллегию возглавил Александр Колотов, ведущий специалист по робототехнике АНО ВО "Университет Иннополис".
Россию на Всемирной олимпиаде по робототехнике представляли 44 команды из 14 регионов России. В состав победителей вошли команды из Москвы, Санкт-Петербурга и Ульяновской области.
Итоги Всемирной олимпиады по робототехнике (WRO Russia 2014) были подведены на церемонии награждения 23 ноября. В Олимпиаде приняли участие более тысячи талантливых детей и подростков. Всего в составе делегаций олимпийскую столицу посетило порядка трех тысяч международных представителей из 44 стран мира. В этом году на Олимпиаде было разыграно 24 комплекта наград.
В общекомандном зачете Россия заняла второе место, выиграв пять комплектов медалей: наши юные соотечественники завоевали третье место в основной категории (команда "Ястреб", Санкт-Петербург), два вторых завоевали (команды Unobtainium, Санкт-Петербург, и The Strong Sign, Москва) и одно третье место в открытой категории (команда Devil's dozen, Ульяновская область), а также третье место в футболе роботов (команда GLOCK, Москва).
В рамках Всекавказского молодежного форума "Машук-2014" был проведен Конкурс молодежных проектов, победителям которого присуждается 540 грантов на реализацию социально значимых проектов, из них:
528 грантов - молодым людям по десяти номинациям (научно-техническое творчество, гражданская журналистика, политическая деятельность, молодежное предпринимательство, жилищно-коммунальный комплекс и строительство, проекты студенческих объединений, современное искусство и культура, социально ориентированный проект, познавательный туризм и общественный лидер);
12 грантов - молодежным и детским общественным объединениям и иным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) по четырем номинациям (духовно-нравственное развитие и гражданское образование молодежи, вовлечение молодежи в социальную практику, поддержка инициативной и талантливой молодежи, поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации).
В номинациях Конкурса учреждены 10 первых грантов по 500 тыс. рублей, 76 вторых грантов по 300 тыс. рублей, 160 третьих грантов по 200 тыс. рублей, 282 поощрительных грантов по 100 тыс. рублей (для граждан Российской Федерации), а также 12 грантов по 1 млн рублей (по три гранта в каждой из четырех номинаций) на общую сумму 100 млн рублей.
В Ломоносовском корпусе МГУ им. М.В. Ломоносова 12 декабря 2014 г. состоялось мероприятие, в ходе которого были подведены итоги Всероссийского инженерного конкурса студентов и аспирантов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по инженерным специальностям и направлениям подготовки высшего образования 2014 года и торжественно открыт Конкурс 2015 года.
В 2014 году в Конкурсе приняли участие 150 вузов, 25 из которых прошли отбор, было подано около 400 проектов и только 150 прошли в финальный этап.
Всероссийский инженерный конкурс направлен на привлечение молодежи к решению наиболее актуальных производственных, технических, экономических задач, имеющих практическое значение для дальнейшего развития промышленности России, повышение уровня и качества дипломных работ, выявление талантливых студентов и аспирантов и их дальнейшую профессиональную поддержку, повышение качества образовательных программ, формирование научно-технического задела для предприятий реального сектора экономики страны, а также эффективной системы коммуникаций между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики.
В 2014 году с целью поддержки одаренных детей в области искусств и лучших Детских школ искусств Минкультуры России проведено два общероссийских конкурса: "Молодые дарования России" и "50 лучших ДШИ", в которых приняли участие и детские школы искусств Крымского федерального округа.
Пункт 21 "Поддержка дебютных проектов молодых авторов и исполнителей в области искусств".
В рамках реализации плана мероприятий Федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" в 2014 году проведены творческие мероприятия: фестивали, конкурсы, концерты, конференции, выставки и иные мероприятия в области музыкального, театрального, киноискусства и других видов искусств. Среди них: "Представление молодых артистов оркестра имени Н.П. Осипова", "Новая академическая музыка в регионах России", международные музыкальные фестивали молодых исполнителей "Рандеву...", "ArsLonga", проекты "Студия новой музыки", "Филармония - детям", международный конкурс вокалистов имени М.Ю. Глинки, конкурс вокалистов Е.В. Образцовой, V международный конкурс Юрия Григоровича "Молодой балет мира", международный конкурс молодых исполнителей русского романса "Романсиада-2014", Молодежный театральный кинофестиваль "Будущее театральной России", конкурс "Постановка спектаклей молодыми режиссерами", проект "Комплекс мероприятий по поддержке молодых исполнителей в области академической музыки", проект "Творческая лаборатория молодых режиссеров и художников театра кукол по созданию спектаклей, приуроченных к 70-летию Победы" и другие.
В субъектах Российской Федерации также проходят традиционные мероприятия, направленные на поддержку дебютных проектов молодых авторов и исполнителей в области искусств. Например, конкурс на соискание гранта губернатора для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства (Волгоградская область).
Пункт 22. "Проведение конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства".
В 2014 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" в целях повышения качества среднего профессионального образования и выявления талантливой молодежи в системе профессионального образования Минобрнауки России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, профессиональными образовательными организациями и их социальными партнерами проведены всероссийские олимпиады профессионального мастерства по 26 профильным направлениям, в том числе 10 всероссийских олимпиад среди обучающихся по профессиям среднего профессионального образования и 16 олимпиад среди обучающихся по специальностям среднего профессионального образования по наиболее востребованным и приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.
По итогам всероссийских олимпиад профессионального мастерства по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) присуждены премии для поддержки талантливой молодежи 26 победителям и 52 призерам Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по профессиям СПО.
Всероссийские олимпиады профессионального мастерства проводились на базе профессиональных образовательных организаций при поддержке органов государственной власти субъектов Российской Федерации и социальных партнеров (разработка и экспертиза олимпиадных заданий, участие работодателей в работе жюри, организация и проведение мероприятий олимпиад). С учетом региональных этапов олимпиадным движением по профессиям ДПО было охвачено свыше 1,7 тыс. участников из всех федеральных округов.
Итоги всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования в 2014 году подведены на Всероссийской конференции "Инновационные технологии проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства" в рамках VIII Международного конгресса-выставки "GLOBAL-EDUCATION - Образование без границ" в ноябре 2014 года.
В рамках Перечня мероприятий для детей и молодежи, проводимых Минобрнауки России в 2014 году за счет средств федерального бюджета, проведено четыре всероссийских конкурса творческих работ студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования:
Всероссийские конкурсы творческих работ студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по специальностям "Технология продукции общественного питания" и "Туризм". В данных конкурсах было представлено 167 работ из 96 образовательных организаций, расположенных в 50 субъектах Российской Федерации;
Всероссийский конкурс профессиональных достижений выпускников среднего профессионального образования "Профессионал будущего". В конкурсе участвовало 1375 студентов выпускных курсов техникумов и колледжей, расположенных в 63 субъектах Российской Федерации всех федеральных округов;
Всероссийский конкурс работ научно-технического творчества среди студентов, обучающихся по программам СПО. На конкурс представлено 725 оригинальных научно-технических проектов по 8 номинациям ("Транспорт", "Энергетика", "Экология, химические и биотехнологии", "IТ-технологии", "Машиностроение и металлургия", "Строительные технологии", "Радиоэлектроника, оптика и приборостроение" и "Сельскохозяйственная промышленность"). Участие в конкурсе приняли студенты из 85 субъектов Российской Федерации.
В рамках движения WorldSkills Russia в 2014 году проведено 25 чемпионатов (20 региональных, 5 открытых) в 20 субъектах Российской Федерации, в которых приняли участие более 30 тыс. конкурсантов, 3,0 тыс. экспертов (в том числе национальные эксперты Российской Федерации и международные эксперты). Количество образовательных организаций, принявших участие в региональных этапах, - более 600. В 2014 году более 350 предприятий оказали партнерскую поддержку чемпионатам.
В мае 2014 года в г. Казани прошел Национальный Чемпионат WorldSkills Russia по 35 основным и 4 презентационным компетенциям. В Чемпионате принял участие 451 конкурсант из 280 образовательных организаций, расположенных в 39 субъектах Российской Федерации, а также конкурсанты из Финляндии и Южной Осетии. Судейство осуществляли 511 экспертов Российской Федерации и 27 международных экспертов. Партнерами чемпионата выступили около 25 крупнейших российских и зарубежных компаний.
В октябре 2014 года в городе Лилль (Франция) прошел Чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkillsEurope Lille 2014. Национальная сборная Российской Федерации на Чемпионате участвовала в 15 компетенциях. В команде был представлен 21 участник из 11 субъектов Российской Федерации, 15 экспертов из 7 субъектов Российской Федерации.
По итогам Чемпионата Российская сборная по общему количеству набранных очков заняла 11 место из 25 стран-участниц. Наибольшее количество баллов и награду за качество выполнения заданий (medallion for excellence) в копилку российской команды принесли "инженеры-мехатроники" Константин Кременцов и Александр Карнаухов, представляющие Челябинскую область. Также команда мехатроников получила индивидуальный приз соревнований как лучшие представители своей страны на Чемпионате Euroskills 2014 (в номинации "Best of nation").
С 30 октября по 3 ноября 2014 г. в г. Екатеринбурге состоялся Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills по 11 профессиям, в котором приняли участие 88 компаний, 159 участников, 136 экспертов, 14 зарубежных экспертов, 30 субъектов Российской Федерации.
В рамках Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills прошел первый в России чемпионат рабочих профессий среди школьников Junior Skills, в котором приняли участие 110 школьников, 64 эксперта, 8 регионов. Школьники в возрасте от 10 до 17 лет состязались по 8 компетенциям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2014 г. N 1987-р учрежден союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия". Союз определен организацией, представляющей Российскую Федерацию в международной организации WorldSkills International.
С целью подачи заявки в международный организационный комитет WorldSkills International о проведении очередного мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills Competition в 2019 году в Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 721 создан организационный комитет по подаче заявки, распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 1476-р утвержден его состав.
Пункт 23. Выделение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых.
Гранты Президента Российской Федерации выделяются на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов и докторов наук" и постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации", в виде субсидий на 2-летний срок для финансирования расходов на проведение фундаментальных и прикладных исследований (далее постановление).
Ежегодно на конкурсной основе выделяется 400 грантов (по 600 тыс. рублей) для государственной поддержки научных исследований молодых кандидатов наук до 35 лет и 60 грантов (1 млн рублей) для государственной поддержки научных исследований молодых докторов наук до 40 лет. Помимо этого, в год выделяется 400 грантов по 400 тыс. рублей на исследования, проводимые ведущими научными школами.
Общий объем бюджетного финансирования постановления в 2014 году составил 760 млн рублей.
Заявки принимались по 10 областям знаний: математика и механика; физика и астрономия; химия, новые материалы и химические технологии; биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем; науки о Земле, экологии и рациональном природопользовании; общественные и гуманитарные науки; медицина; технические и инженерные науки; информационно-телекоммуникационные системы и технологии; военные и специальные технологии.
Несмотря на снижение с 2011 года уровня участия в конкурсе на получение грантов Президента Российской Федерации для молодых кандидатов наук, он продолжает сохраняться на высоком уровне и в 2014 году составил 6,4 заявки на один грант. В лидерах по количеству поданных заявок последние три года остаются три области знаний: "Общественные и гуманитарные науки", "Технические и инженерные науки" - 7,1 заявки на один грант.
Среди ведомств, организации которых представили на конкурс свои проекты, лидирует Минобрнауки России (на его долю в 2014 году пришелся 61% всех поданных заявок) и Федеральное агентство научных организаций (25% всех поданных заявок). В общей сложности на два ведомства в 2014 году пришлось 86% всех заявок, поданных на конкурс молодых кандидатов наук, и 83% заявок-победителей (Минобрнауки России - 46%, ФАНО России - 37%).
Незначительно меняется и статистика распределения участников и победителей конкурса по регионам. На протяжении последних лет на два города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург - приходится почти половина всех победителей конкурса молодых кандидатов наук. Так, в 2014 году на долю Москвы и Санкт-Петербурга пришлось 35% и 11% соответственно. Организациями, принявшими наиболее активное участие в конкурсе, стали: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (86 поданных заявок); Юго-Западный государственный университет (54 поданные заявки); Белгородский государственный национальный исследовательский университет (52 поданные заявки); Северо-Кавказский федеральный университет (40 поданных заявок).
В 2014 году в конкурсе для молодых докторов наук на 60 грантов претендовало 273 соискателя, средний конкурс 4,6 заявки на один грант.
Самый высокий конкурс в 2014 году наблюдался по таким областям знаний, как "Общественные и гуманитарные науки" (9,8 заявок на один грант) и "Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем" (6,7 заявок на грант).
Конкурс на получение грантов для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации проводится раз в 2 года.
Число грантов для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации определяет Совет по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российской ученых и ведущих научных школ Российской Федерации (далее - Совет). При фиксированном размере выделяемых бюджетных средств Совет вынужден постоянно уменьшать число грантов для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень финансирования ведущих научных школ. В настоящее время число грантов составляет 400 ед., что почти в 2 раза меньше чем в 2003 году (726 ед.).
В 2014 году на конкурс для ведущих научных школ поступило 1255 заявок (конкурс 3,1 заявки на грант). Больше всего заявок подано по областям знаний: "Общественные и гуманитарные науки", "Технические и инженерные науки", "Физика и астрономия", "Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем" (63% от общего количества заявок).
Распределение победителей конкурса ведущих научных школ по ведомственной принадлежности имеет прямо противоположное соотношение: Минобрнауки России - 24% победителей, ФАНО России - 53%.
Государственная финансовая поддержка научных исследований, проводимых молодыми учеными и коллективами ведущих научных школ, в форме гранта зарекомендовала себя в качестве наиболее перспективного механизма вовлечения и закрепления молодых ученых в науке и повышения их научной активности.
Пункт 27. "Создание и обеспечение функционирования национального информационно-образовательного интернет-портала на постоянной основе для детей, молодежи, их родителей и педагогов, включая создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи".
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Минобрнауки России создан и функционирует портал в сети Интернет (www.rostalanty.ru), содержащий информацию о работе с талантливыми детьми и молодежью.
На портале представлены следующие основные контент-разделы:
"Новости": обзор СМИ, тематические новости;
"Справочник": реестр организаций, работающих с одаренными детьми и молодежью (с классификацией по месту размещения, организационно-правовой форме, сфере деятельности), организаторы олимпиад, конкурсов;
"Календарь событий": информация о слетах, форумах, олимпиадах, конференциях, летних школах, творческих конкурсах;
"Обучение": викторины, творческие конкурсы, тесты, интерактивные интеллектуальные игры для посетителей портала, информация о профориентационной работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
"Документы": база документов и методических материалов;
"Онлайн": online-консультации специалистов, организация видеоконференций;
"Справочник программ": федеральные и региональные программы поддержки талантливой молодежи.
Директор Департамента |
А.Э. Страдзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 февраля 2015 г. N МОН-П-500 "О выполнении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в 2014 году"
Текст письма опубликован в журнале "Образование в документах", март 2015 г., N 3