Вопросы |
Ответы |
Вопросы по применению письма N 209-Т | |
В соответствии с первым абзацем Письма N 209-Т уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации может принять решение о признании ссуд, реструктурированных с 1 декабря 2014 года, реструктурированными без ухудшения оценки качества обслуживания долга. При этом Письмо N 209-Т в отличие от пункта 3.10 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", не предъявляет требований к финансовому положению заемщика. В связи с изложенным просим пояснить позицию по следующим вопросам:
- вправе ли кредитная организация не ухудшать оценку качества обслуживания долга по реструктурированным (в период после 1 декабря 2014 г.) ссудам заемщика, финансовое состояние которого оценивается как "плохое"?
- вправе ли кредитная организация осуществить последующую классификацию ссуды с учетом решения уполномоченного органа управления (органа) на основании Письма N 209-Т?
- вправе ли уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации принять несколько решений на основании Письма N 209-Т (в случае повторной пролонгации (после 1 декабря 2014 года, например, ежемесячного процентного платежа)?
- как следует оценивать ссуду на 1 июня в случае ухудшения финансового положения заемщика до "плохого" в мае 2015 года?
- как учитывается обеспечение по ссуде в такой ситуации?
- применяется ли требование п.3.18 Положения N 254-П в случае, если ссуды предоставлены на реализацию инвестиционного проекта? |
Письмо 209-Т предоставляет кредитным организациям возможность на основании решения уполномоченного органа управления (органа) не ухудшать оценку качества обслуживания долга по указанным ссудам вне зависимости от оценки финансового положения заемщиков (т.е. финансовое положение в соответствии с пунктом 3.3 Положения N 254-П может быть любым, в том числе оцениваться как "плохое"). |
Рассмотрим применение письма N 209-Т на следующем примере. | |
По состоянию на 1 декабря 2014 года предоставленная в сентябре 2014 года ссуда классифицирована банком во II категорию качества (финансовое положение заемщика - "среднее", качество обслуживания долга - "хорошее") с формированием резерва на возможные потери в размере 1 процента. | |
В декабре 2014 года банком было заключено дополнительное соглашение к договору, на основании которого предоставлена ссуда, о пролонгации оплаты ежемесячного процентного платежа на 3 месяца. | |
На основании письма N 209-Т уполномоченный орган управления (орган) банка принимает решение о признании данной ссуды реструктурированной без ухудшения оценки качества обслуживания долга (т.е. оценка качества обслуживания долга остается хорошей). | |
Таким образом, по состоянию на 1 января 2015 года классификация ссуды не изменится (II категория качества, доформирование резерва не требуется). | |
Через 3 месяца (в марте 2015 года) банк еще раз пролонгировал срок оплаты процентного платежа по ссуде на 6 месяцев. На основании письма N 209-Т банк вправе принять новое решение о признании данной ссуды реструктурированной без ухудшения оценки качества обслуживания долга. С учетом сохранения оценки финансового положения заемщика как "среднее" классификация ссуды на 1 апреля 2015 года не изменится и доформирование резерва не требуется. | |
В случае ухудшения финансового положения заемщика, например, если финансовое положение заемщика в мае 2015 года ухудшится до плохого, при сохранении оценки качества обслуживания долга по решению уполномоченного органа управления (органа) банка как "хорошее" в соответствии с письмом N 209-Т, возможны следующие варианты оценки ссуды на 1 июня 2015 года: | |
1. Если финансовое положение ухудшилось до плохого в связи с введением ограничительных политических и (или) экономических мер, банк может не ухудшать оценку финансового положения заемщика на основании решения уполномоченного органа управления (органа) банка, учитывая письмо Банка России от 18 декабря 2014 года N 210-Т "Об особенностях применения нормативных актов Банка России". В этом случае оценка качества ссуды не изменится и необходимость в формировании дополнительного резерва на возможные потери не возникнет. | |
2. Если финансовое положение ухудшилось до плохого вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, банк вправе не увеличивать в течение двух лет с даты возникновения чрезвычайной ситуации размер фактически сформированного резерва по ссуде с учетом пункта 3.17 Положения N 254-П. | |
3. Если финансовое положение оценено банком как "плохое" и ссуда подлежит классификации в III категорию качества с расчетным резервом в размере 21 процента, банк на основании норм подпункта 3.9.3 пункта 3.9 Положения N 254-П и своих внутренних документов при наличии информации о реальных перспективах осуществления заемщиком платежей по основному долгу и процентам своевременно и в полном объеме может улучшить категорию качества ссуды на одну классификационную категорию. | |
Таким образом, при указанных обстоятельствах ссуда может быть классифицирована банком во II категорию. | |
При наличии обеспечения, соответствующего требованиям главы 6 Положения N 254-П, фактический резерв по ссуде может быть меньше расчетного на величину стоимости обеспечения, принимаемого в расчет. | |
Если рассматриваемая ссуда предоставлена заемщику - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на реализацию инвестиционного проекта, то при отсутствии на дату оценки в течение двух лет фактических платежей по основному долгу и (или) процентам или поступлении их в размере, не превышающем величину, установленную подпунктом 3.13.3 пункта 3.13 Положения N 254-П, пункт 3.18 Положения N 254-П может не применяться. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Банка России от 25 февраля 2015 г. "Ответы Департамента банковского регулирования на часто задаваемые вопросы по применению письма Банка России от 18 декабря 2014 года N 209-Т "Об особенностях применения нормативных актов Банка России" (далее - письмо N 209-Т)"
Текст информации официально опубликован не был