Межгосударственный стандарт ГОСТ 32431-2013 (ISO 16154:2005)
"Машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2014 г. N 150-ст)
Machinery for agriculture and forestry. Installation of lighting and light signaling devices for travel on public roadways
Дата введения - 1 января 2015 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к характеристикам и установке осветительных, световых сигнальных и маркировочных устройств машин и прицепов для сельского и лесного хозяйства (далее - машин) при их перемещении по дорогам общего пользования.
Настоящий стандарт не распространяется на специализированные лесохозяйственные машины по ISO 6814, а также на такие автотранспортные средства как автомобили, автобусы, грузовые автомобили и прицепы к ним.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 углы геометрической видимости (angles of geometric visibility): Углы, определяющие зону минимального пространственного угла, в пределах которого должна быть видна кажущаяся поверхность светового прибора (см. рисунок Г.1). Зона пространственного угла определяется сегментами сферы, центр которой совпадает с центром отсчета светового прибора, а экватор параллелен поверхности земли. Эти сегменты определяются относительно оси отсчета. Горизонтальные углы соответствуют долготе, а вертикальные углы - широте. Для распространения света от любой части видимой поверхности светового прибора, наблюдаемого из бесконечности, не должно быть никаких препятствий внутри углов геометрической видимости. Если измерения проводятся ближе к световому прибору, то для достижения той же точности необходимо выполнить параллельный перенос в направлении наблюдения.
Внутри углов геометрической видимости не принимаются во внимание те препятствия, которые уже присутствовали, когда световой прибор проходил контрольную юстировку.
Если после установки светового прибора любая часть его кажущейся поверхности оказывается скрытой какой-либо частью машины, то должны быть предъявлены доказательства того, что та часть светового прибора, которая не скрыта препятствиями, по-прежнему соответствуют фотометрическим показателям, предписанным для утверждения прибора в качестве оптического узла. Тем не менее, если вертикальный угол геометрического обзора ниже горизонтали может быть уменьшен до 5° (световой прибор установлен на высоте менее 750 мм над землей), то фотометрическое поле измерений установленного оптического узла может быть уменьшено до 5° ниже горизонтали.
2.2 ось отсчета (axis of reference): Характеристическая ось светового прибора, определяемая изготовителем светового прибора для использования в качестве направления отсчета (=0°, =0°) для фотометрических измерений и для установки светового прибора на транспортное средство.
2.3 центр отсчета (centre of reference): Точка пересечения оси отсчета с наружной светоиспускающей поверхностью, определяемая изготовителем светового прибора.
2.4 контрольный сигнал включения (closed-circuit tell-tale): Световой (или эквивалентный) индикатор, указывающий, что устройство включено, но не являющийся индикатором правильности его работы.
2.5 фара ближнего света (ближний свет) (dipped/lower beam headlamp (dipped-beam light": Фара, используемая для освещения дороги или грунта перед самоходной машиной, не вызывая ослепления или неудобств для водителей встречного транспорта и других участников дорожного движения.
2.6 дополнительные габаритные огни (end-outline marker lamp): Световой прибор, используемый для обозначения общей ширины самоходной машины, прицепа или прицепной машины, дополняющий передние и задние габаритные огни и привлекающий внимание к габаритам машины.
2.7 боковые габариты (extreme outer edges): Плоскости по обе стороны машины, параллельные средней продольной плоскости машины и касающиеся ее бокового края, кроме проекций:
a) шин вблизи точки контакта с грунтом и соединений датчиков измерения давления в шинах;
b) зеркал заднего вида;
c) указателей поворота, габаритных огней и стоп-сигналов.
2.8 передний указатель поворота (front direction indicator lamp): Световой прибор, используемый для демонстрации другим участникам дорожного движения намерения водителя изменить направление движения вправо или влево.
2.9 передняя противотуманная фара (front fog lamp): Фара, используемая для улучшения освещенности дороги или грунта перед самоходной машиной в условиях тумана или других условиях, отрицательно влияющих на видимость.
2.10 разъем переднего навесного устройства (front implement connector): Устройство, используемое для передачи электропитания и (или) сигналов от самоходной машины на переднюю навесную машину.
2.11 передние габаритные огни (front position lamp): Световые приборы, используемые для указания наличия и ширины самоходной машины, прицепа или прицепной машины, если смотреть спереди.
2.12 переднее световозвращающее устройство (front retro-reflector): Устройство, используемое для улучшения обнаружения широкой самоходной машины, прицепа или прицепного устройства, если смотреть спереди.
2.13 земля (ground): Горизонтальный участок поверхности, на котором располагается транспортное средство.
2.14 аварийный сигнал (hazard warning signal): Одновременная работа всех указателей поворота машины для сигнализации опасности, которую машина представляет для других участников дорожного движения.
2.15 освещающая поверхность светового прибора (illuminating surface of a lighting device): Ортогональная проекция полной выходной проекции отражателя или, в случае передних фар с эллипсоидальным отражателем, "линзы проекции" на поперечную плоскость. Если у светового прибора нет отражателя, то следует применять определение освещающей поверхности светосигнального устройства (см. 2.16). Если светоиспускающая поверхность светового прибора покрывает только часть полной выходной проекции отражателя, то учитывают проекцию только этой части.
В случае фар ближнего света освещающая поверхность ограничена явным следом среза линз фар. Если расположение отражателя и светоиспускающей поверхности регулируют относительно друг друга, то необходимо использовать среднее положение регулировки.
2.16 освещающая поверхность светосигнального устройства, за исключением световозвращающих устройств (illuminating surface of a light-signalling device other than a retro-reflector): Ортогональная проекция пробора в плоскости, перпендикулярной его оси отсчета и контактирующей с внешней светоиспускающей поверхностью. Эта проекция ограничена краями настроечных стендов, расположенных в указанной плоскости, каждый из которых обеспечивает сохранение только 98% полной интенсивности света в направлении оси отсчета.
При определении нижней, верхней и боковых границ освещающей поверхности для проверки расстояния до краев машины и высоты над уровнем грунта необходимо использовать только настроечные стенды прямоугольной формы.
Для других применений освещающей поверхности, например, для определения расстояния между двумя световыми приборами или качества их работы, необходимо использовать форму контура освещающей поверхности. Настроечные стенды рекомендуется располагать параллельно, но разрешается использовать и другие положения.
В случае светосигнального устройства освещающая поверхность которого включает в себя полностью или частично освещающую поверхность устройства, выполняющего другую функцию, или неосвещенную поверхность, освещающую поверхность можно считать светоиспускающей поверхностью.
2.17 освещающая поверхность световозвращающего устройства (illuminating surface of a retro-reflector): Ортогональная проекция световозвращающего устройства в плоскости, перпендикулярной его оси отсчета и ограниченной плоскостями, прилегающими к самым удаленным частям оптической системы с вето возвращающих устройств и параллельными этой оси. Для определения нижнего, верхнего и боковых краев устройства следует рассматривать только горизонтальную и вертикальную плоскости.
2.18 фара дальнего света (main/upper beam headlamp (driving light)): Фара, предназначенная для освещения дороги или грунта на значительном расстоянии перед самоходной машиной.
2.19 срединная продольная плоскость (median longitudinal plane): Вертикальная плоскость, проходящая через продольную осевую линию машины.
2.20 контрольный сигнал работы (operational tell-tale): Световое или звуковое устройство (или эквивалентное устройство), показывающее, правильно ли работает включенное устройство.
2.21 габаритная ширина (overall width): Расстояние между двумя вертикальными плоскостями, определенными в 2.7.
2.22 задний указатель поворота (rear direction indicator lamp): Световой прибор, используемый для демонстрации другим участникам дорожного движения намерения водителя изменить направление движения вправо или влево.
2.23 задняя флюоресцентная маркировка (rear fluorescent marking): Устройство, используемое для улучшения видимости в дневное время широкой самоходной машины, прицепа или прицепной машины, если смотреть сзади.
2.24 задняя противотуманная фара (rear fog lamp): Фара, используемая для того, чтобы сделать самоходную машину, прицеп или прицепную машину лучше видимой сзади в условиях тумана или в других условиях, ухудшающих видимость.
2.25 разъем заднего навесного устройства (rear implement connector): Устройство, используемое для передачи электропитания и (или) сигналов от самоходной машины на заднюю навесную машину, сельскохозяйственный прицеп или прицепную машину.
2.26 задние габаритные огни (rear position lamp): Световые приборы, используемые для указания наличия и ширины самоходной машины, прицепа или прицепной машины, если смотреть сзади.
2.27 фонарь освещения заднего номерного знака (rear registration-plate lamp). Фонарь, используемый для освещения места, предназначенного для установки заднего номерного знака.
2.28 заднее световозвращающее устройство (rear retro-reflector): Устройство, используемое для улучшения обнаружения широкой самоходной машины, прицепа или прицепной машины, если смотреть сзади.
2.29 фонарь заднего хода (reversing lamp): Световой прибор, включающийся, когда водитель перевел органы управления на движение назад, и предназначенный для освещения пространства позади машины.
2.30 самоходная машина (self-propelled machine): Машина с независимым приводом, снабженная колесами или гусеницами и имеющая не менее двух осей, которая главным образом предназначена для применения в сельском или лесном хозяйстве и по своей конструкции и постоянно установленным устройствам пригодна и предназначена для выполнения работы.
Примечание - дополнительно могут присутствовать транспортные приспособления. пригодные и предназначенные для перевозки инструмента и вспомогательных устройств, требующихся для выполнения работы а также материалов, являющихся результатом работы или необходимых для нее, в качестве промежуточного хранилища.
2.31 боковое световозвращающее сигнальное устройство (side retro-reflector): Устройство, используемое для улучшения обнаружения самоходной машины, прицепа или прицепной машины, если смотреть сбоку.
2.32 сигнальная панель (signalling panel): Устройство, используемое для указания другим участникам дорожного движения на присутствие широкой самоходной машины, прицепа или прицепной машины, если смотреть спереди или сзади.
2.33 знак тихоходной машины (знак SMV) (slow moving vehicle identification emblem (SMV emblem)): Знак, используемый для указания на присутствие медленно движущейся самоходной машины, прицепа или прицепной машины, если смотреть сзади.
2.34 специальное сигнальное устройство (проблесковый маячок) (special warning lamp (beacon)): Световой прибор, используемый для привлечения внимания других участников дорожного движения к присутствию широкой самоходной машины.
2.35 стоп-сигнал (stop lamp): Световое сигнальное устройство, используемое для демонстрации участникам дорожного движения, находящимся позади самоходной машины, прицепа или прицепной машины и указывающее, что водитель привел в действие рабочий тормоз или другое основное устройство, замедляющее ход машины.
2.36 прицепная машина (trailed machine): Машина для использования в сельском или лесном хозяйстве, снабженная колесами или гусеницами, которая по своей конструкции и своим постоянно установленным устройствам предназначена для выполнения работы.
Примечания
1 - Дополнительно могут присутствовать транспортные приспособления, пригодные и предназначенные для перевозки инструмента и вспомогательных устройств, требующихся для выполнения работы а также материалов, являющихся результатом работы или необходимых для нее, в качестве промежуточного хранилища
2 - Если транспортные средства не предназначены для переработки (например, перемешивания) веществ и материалов при движении по дороге или если соотношение массы брутто к пустой массе больше 3, то прицепная машина классифицируется как прицеп
2.37 прицеп (trailer): Прицепная машина для использования в сельском или лесном хозяйстве, снабженная колесами или гусеницами, предназначенная, в основном, для перевозки грузов и сконструированная для буксировки трактором или самоходной машиной.
2.38 поперечная плоскость (transverse plane): Вертикальная плоскость, перпендикулярная срединной продольной плоскости машины.
2.39 рабочее освещение (work lamp (working light)): Световой прибор, используемый для освещения рабочих зон спереди, сзади или сбоку.
3 Общие требования
3.1 Горизонтальные и вертикальные углы
В настоящем стандарте горизонтальные углы обозначаются как что соответствует наружному углу, и как , что соответствует внутреннему, а вертикальные углы обозначаются как , что соответствует направлению вверх, и как что соответствует направлению вниз (см. приложение А).
3.2 Монтаж приборов и оборудования
3.2.1 Общие положения
Световые, сигнальные и маркировочные устройства, а также светоотражающие сигнальные устройства должны быть установлены таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и независимо от вибрации, которой они могут быть подвержены, они сохраняли свои технические характеристики и соответствовали требованиям приложения А. Необходимо исключить возможность случайного нарушения регулировки световых приборов.
3.2.2 Прицепные машины
Световые и сигнальные устройства прицепных машин могут быть съемными при условии, что их можно надежно закрепить на машине.
3.3 Контроль направления и высоты
Высоту и направление световых приборов следует проверять на порожней машине, стоящей на плоской горизонтальной поверхности.
3.4 Парные световые приборы
При отсутствии особых требований парные световые приборы должны:
a) крепиться на машине симметрично относительно срединной продольной плоскости и на одинаковой высоте над землей, за исключением машин асимметричной формы;
b) удовлетворять одним и тем же колориметрическим характеристикам;
c) иметь одинаковые фотометрические характеристики.
3.5 Максимальная и минимальная высоты
Максимальная высота над землей должна измеряться от самой высокой точки, а минимальная высота над землей - от самой нижней точки освещаемой поверхности.
3.6 Позиция по ширине
Позиция по ширине определяется от края освещаемой поверхности, который находится дальше всего от срединной продольной плоскости машины, если имеется в виду общая ширина, и от внутреннего края освещаемой поверхности, если имеется в виду расстояние между световыми приборами.
3.7 Опасность неправильного восприятия световых сигналов
3.7.1 Спереди не должно быть видно никаких световых сигналов красного цвета, так как это может быть неправильно воспринято; сзади не должно быть видно световых сигналов белого цвета, так как это также может быть неправильно воспринято, кроме света фонаря заднего хода, фонаря освещения заднего номерного знака или рабочих фонарей. Соответствие этим требованиям следует проверять согласно приложению В. Во время регулировки световых приборов машина должна располагаться на горизонтальной плоскости и, в случае конструктивного исполнения рулевого управления в виде шарнирносочлененной рамы, в положении прямо.
3.7.2 Не должно быть прямой видимости красного света, если наблюдатель перемещается в пределах зоны 1 в поперечной плоскости, расположенной в 25 м перед машиной (см.рисунок В.1).
3.7.3 Не должно быть прямой видимости белого света, если наблюдатель перемещается в пределах зоны 2 в поперечной плоскости, расположенной в 25 м позади машины (см. рисунок В.2).
3.8 Узел световых приборов
Световые приборы могут группироваться, объединяться или взаимно встраиваться друг в друга при условии, что выполнены все требования в отношении цвета, положения, ориентации, геометрического обзора, электрических соединений, а также другие требования, если таковые имеются, по каждому световому прибору.
3.9 Электрические соединения
3.9.1 Передние и задние (боковые) габаритные огни, фонарь освещения заднего номерного знака
Электрические соединения должны выполняться таким образом, чтобы передние и задние (боковые) габаритные огни, а также фонарь освещения заднего номерного знака, если он имеется, включались и выключались одновременно.
3.9.2 Фары дальнего и ближнего света, передние и задние противотуманные фары Электрические соединения выполняются таким образом, чтобы фары дальнего и ближнего света, а также передние и задние противотуманные фары, если они имеются, не могли быть включены до тех пор, пока не будут включены световые приборы указанные в 3.9.1. Указанное требование, однако, не применяется к фарам ближнего или дальнего света, когда световые предупреждения подаются посредством прерывистого включения ближнего или дальнего света через короткие интервалы или посредством попеременного включения через короткие интервалы фар ближнего или дальнего света.
3.10 Открывающиеся световые приборы
3.10.1 Установка открывающихся световых приборов запрещается, за исключением следующих случаев (только в выключенном состоянии):
- фара дальнего света;
- фара ближнего света;
- передняя противотуманная фара.
3.10.2 Когда все три указанных типа световых приборов открывающиеся, то рекомендуется установка передних светоотражающих устройств.
3.10.3 Когда открывающиеся световые приборы включены, они всегда должны занимать правильное рабочее положение, независимо от возможного отказа механизма, используемого для их открывания.
3.11 Световые приборы переменного расположения
Положение указателей поворота, передних и задних (боковых) габаритных огней и стоп-сигналов может изменяться при условии, что:
a) эти световые приборы остаются видимыми, даже когда меняется их положение;
b) указанные световые приборы могут фиксироваться в том положении, которое диктуется условиями дорожного движения; их фиксация должна быть автоматической.
3.12 Общее число световых приборов
Общее числ световых, маркировочных, сигнальных и световозвращающим приборов, установленных на машине, должно соответствовать указанному в приложении Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32431-2013 (ISO 16154:2005) "Машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж устройств освещения и световой сигнализации для проезда по дорогам общего пользования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2014 г. N 150-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ (Москва, 2014 г.)
Дата введения - 1 января 2015 г.
1 Разработан Российской ассоциацией производителей сельхозтехники (Ассоциация "Росагромаш") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 Внесен ТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 05 ноября 2013 N 61-П)
За принятие стандарта проголосовали:
Кратное наименование спины по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97) | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BV | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
4 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ISO 16154:2005 Tractors and machinery for agriculture and forestry - Installation of lighting, light signalling and marking devices for travel on public roadways (Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Монтаж освещения, световых сигнальных и маркировочных устройств для проезда по дорогам общего пользования) путем исключения из области применения стандарта тракторов для сельского и лесного хозяйства, таблицы Е.2, приложения F, которые нецелесообразно применять в связи с применением межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к световым приборам
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта в связи с изменением области применения
Степень соответствия - модифицированная(МОО)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2014 г. N 150-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32431-2013 (ISO 16154:2005) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 января 2015 г.
6 Введен впервые
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2019 г., N 7