В рамках исполнения подпункта "а" пункта 4 раздела I протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 24 июля 2014 г. N 7 по вопросу "О задачах по созданию условий для обучения детей-инвалидов в специальных (коррекционных) дошкольных и общеобразовательных организациях" направляем разъяснения о сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам с целью профилактического и предупредительного характера прекращения практики закрытия специальных (коррекционных) образовательных учреждений без создания в иных общеобразовательных организациях специальных условий для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и по вопросу качественного обеспечения образования указанной категории обучающихся.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
|
В.Ш. Каганов |
О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
Одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
Действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования должны быть направлены на создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для обучающихся названной категории с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Ключевые положения по созданию специальных условий и их перечень для детей-инвалидов и детей с ОВЗ нормативно закреплены в частях 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г. и Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон).
Частью 16 статьи 2 Закона впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
Необходимо отметить, что это значительные обязательства, которые должны быть исполнены на всех уровнях федеральной, региональной и муниципальной власти, предусматривая в том числе механизмы осуществления обратной связи от получателей образовательных услуг - обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей.
В настоящее время на федеральном уровне завершается формирование нормативной правовой базы по реализации положений Закона в части образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Создание специальных условий получения образования для указанной категории обучающихся является обязательным требованием в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) дошкольного, начального общего и основного общего образования:
ФГОС дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155;
ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373;
ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897.
ФГОС начального общего образования и основного общего образования допускается увеличение нормативного срока освоения основной образовательной программы обучающимися с ОВЗ и детьми - инвалидами на 2 года, структура основной образовательной программы для названной категории обучающихся должна содержать раздел "Программа коррекционной работы".
В настоящее время заканчивается работа по разработке проектов ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и механизмов их внедрения, а также специальных требований для реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ. Данный проект предусматривает дифференцированный подход в части требований к структуре образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и современных коррекционно-развивающих технологий, условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым) и результатам обучения.
Реализация программы коррекционной работы, комплексное психолого- медико-педагогическое сопровождение должны осуществляться квалифицированными специалистами, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Требования к кадровому обеспечению специалистами предусмотрены порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015, согласно которому для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся в образовательной организации должно быть из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ.
В соответствии со статьей 79 Закона образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В образовательном пространстве некоторых регионов происходит инновационное масштабное явление - путем реорганизации, слияния и присоединения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования появляются новые образовательные организации - многопрофильные комплексы, консолидирующие в себе новые возможности по аккумуляции и оптимальному использованию финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, необходимых для внедрения различных "сквозных" программ.
Названная модернизация системы общего образования и создание многопрофильных образовательных организаций наряду с ожидаемыми положительными результатами не исключает наличия существенных рисков. Поэтому представляется актуальным обратить внимание на то, что организация целостного образовательного процесса и обеспечение качественным и доступным образованием всех категорий обучающихся, включая лиц с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном многопрофильном образовательном комплексе должны быть организованы в соответствии с особыми образовательными потребностями названной категории обучающихся и ФГОС.
В соответствии с частью 11 статьи 22 Закона принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Согласно части 14 статьи 22 Закона порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Минобрнауки России обеспокоено наметившейся тенденцией к закрытию в последнее время в части субъектов Российской Федерации отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (специальных (коррекционных) образовательных учреждений).
Минобрнауки России неоднократно указывало на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, и не означает отказа от нее (письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"), акцентируя внимание на необходимости функционирования существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более целесообразным является обучение в специальной (коррекционной) образовательной организации. На современном этапе эти школы могут выполнять функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, координирующих работу в этом направлении системы образования субъекта Российской Федерации.
В этой связи Минобрнауки России обращает внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования на то, что инклюзивное образование детей-инвалидов и лиц с ОВЗ не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер - инклюзия ради инклюзии.
10 ноября 2014 г. участники заседания коллегии Минобрнауки России, рассматривая вопрос "О современном состоянии системы общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Проблемы и перспективы развития", еще раз акцентировали внимание на задачах по созданию условий для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в рамках существующей сети образовательных организаций.
Кроме того, в настоящее время Минобрнауки России в рамках исполнения пункта 4 "а" раздела I протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 24 июля 2014 г. N 7 совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и Рособрнадзором России прорабатывается вопрос о принятии дополнительных мер по прекращению практики закрытия указанных образовательных организаций, одной из которых стала разработка плана контрольных мероприятий Рособрнадзора в части осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования по вопросу качественного обеспечения образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и по мерам профилактического и предупредительного характера прекращения практики закрытия специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны обеспечить все условия для реализации права каждого ребенка на образование вне зависимости от места его проживания (в семье, стационарных учреждениях социального обслуживания, психоневрологических интернатах и т.д.) и степени выраженности нарушенного развития и здоровья, включая создание специальных условий в образовательных организациях с учетом рекомендаций ПМПК, для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, как в отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, так и в общеобразовательной организации.
Заместитель директора |
И.О. Терехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 ноября 2014 г. N ВК-2422/07 "О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам"
Текст письма официально опубликован не был