Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2015 г. N 305-ЭС14-3677 Суд отменил ранее принятые судебные акты по иску о взыскании убытков с уполномоченного органа за счет казны РФ и направил дело на новое рассмотрение, поскольку не установлены обстоятельства, связанные с необходимостью выяснения надлежащего органа, выступающего от имени РФ в целях рассмотрения настоящего спора по существу

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

АО потребовало взыскать убытки за счет средств казны Российской Федерации.

Спорные убытки образовались из-за оказания истцом услуг льготникам (имеющим звание Герой Советского Союза, Герой Соцтруда и т. п.).

Речь шла об услугах по бесплатному пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, ж/д вокзалов и станций, морских и речных вокзалов (портов).

Суд трех инстанций сочли требования необоснованными.

При этом они исходили в т. ч. из того, что АО не согласовало создание залов официальных лиц и делегаций с соответствующими органами госвласти.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение и пояснила следующее.

Предоставление подобных льгот предусмотрено Законом о статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, а также Законом о предоставлении соцгарантий Героям Соцтруда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы.

В силу этих законов расходы, связанные с реализацией упомянутых льгот, финансируются за счет средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых ПФР.

Требования о согласовании создания залов официальных лиц и делегаций с соответствующими органами госвласти предусмотрены для залов, организованных в пунктах пропуска через госграницу, установленных в пределах аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений.

В рассматриваемом же случае льготная категория граждан осуществляла перелет внутренними авиалиниями и пользовалась услугами зала официальных лиц и делегаций вне пределов пункта пропуска через границу.

В законодательстве нет запрета на учреждение подобных залов вне пределов пунктов пропуска через госграницу.

Упомянутыми законами не предусмотрено, что данная льгота реализуется только в залах, организованных в пунктах пропуска через госграницу, установленных в пределах аэропортов, открытых для международных сообщений.

Таким образом, обязанность Российской Федерации по возмещению спорных расходов юрлицам обусловлена самим фактом предоставления указанных льгот.

Поэтому это обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.

Кроме того, нужно было выяснить, какой именно госорган должен выступать в споре от имени Российской Федерации, а также установить обстоятельства обращения истца за выплатой спорных сумм до суда.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2015 г. N 305-ЭС14-3677


Текст определения официально опубликован не был