Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 78-АПГ14-40
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Матвеева А.Ф. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 сентября 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об оспаривании абзаца 1 пункта 6 статьи 25 закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Матвеева А.Ф. - Попова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Лыжовой Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
21 мая 2014 года законодательным собранием Санкт-Петербурга принят и 26 мая 2014 года губернатором Санкт-Петербурга подписан закон N 303-49 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга).
Закон Санкт-Петербурга официально опубликован на сайте администрации Санкт-Петербурга 27 мая 2014 года.
Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга форма подписного листа устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Матвеев А.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании данной нормы, ссылаясь на неопределённость её содержания и неоднозначность её толкования.
По мнению заявителя, в силу буквального толкования оспариваемой нормы форма подписного листа устанавливается не Федеральным законом, а в соответствии с ним, поэтому в ней должны быть названы государственный орган и конкретный нормативный акт, которыми форма подписного листа устанавливается.
Установление форм подписных листов именно федеральными законами, как утверждает заявитель, в соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона предусмотрено только на выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а на выборах депутатов представительного органа муниципального образования предусмотрено изготовление и оформление подписных листов для сбора подписей избирателей по формам, в том числе согласно приложению 8 к Федеральному закону.
Таким образом, руководствуясь пунктами 3 и 6 статьи 1 Федерального закона, заявитель полагает, что Законом Санкт-Петербурга может быть установлена форма подписного листа, которая при этом не должна противоречить приложению 8 к Федеральному закону.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 10 сентября 2014 года в удовлетворении заявления Матвеева А.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Матвеев А.Ф. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
Закон Санкт-Петербурга принят в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и в соответствии с федеральными законами, уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга определяет порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также устанавливает гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом (преамбула Закона Санкт-Петербурга).
Федеральным законом сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентирован статьёй 37, в пункт 8 которого Федеральным законом от 23 июля 2011 года N 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам, в том числе согласно приложению 8 к Федеральному закону.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что форма подписного листа в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга установлена приложением 8 к Федеральному закону, является правильным, а с суждением суда о неверном толковании Матвеевым А.Ф. норм материального права следует согласиться.
В апелляционной жалобе Матвеев А.Ф. ссылается на законы субъектов Российской Федерации, которыми устанавливаются формы подписных листов, соответствующие приложению 8 к Федеральному закону, но не воспроизводящие его, а также на решения избирательных комиссий иных муниципальных образований, которыми утверждены формы подписных листов.
Однако данные доводы о неопределённости содержания оспариваемой нормы не свидетельствуют, равно как и о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству.
Других доводов апелляционная жалоба Матвеева А.Ф. не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Матвеева А.Ф. -без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 78-АПГ14-40
Текст определения официально опубликован не был