Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2015 г. N 71-КГ14-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 февраля 2015 г. дело по иску военного комиссариата Калининградской области к Гусеву С.Е. о взыскании незаконно полученной пенсии
по кассационной жалобе Гусева С.Е. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 4 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Гусева С.Е. и его представителя Теслёнка А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
военный комиссариат Калининградской области обратился в суд с иском к Гусеву С.Е. о взыскании незаконно полученной пенсии, указав, что капитан 2 ранга Гусев С.Е. уволен с военной службы приказом Главнокомандующего ВМФ от 28 марта 1998 г. N 082 и исключен из списков личного состава приказом начальника Калининградского высшего военно-морского училища от 6 апреля 1998 г. N 89 с 7 мая 1998 г. С 8 мая 1998 г. Гусеву С.Е. военным комиссариатом Калининградской области назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации. Обратившись с заявлением о назначении пенсии, Гусев С.Е. одновременно принял на себя письменное обязательство немедленно сообщать в банк и в пенсионный отдел военного комиссариата обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение. 20 марта 2013 г. Гусев С.Е. обратился в центр социального обеспечения военного комиссариата Калининградской области с заявлением о прекращении выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в связи с переходом на пенсию по линии таможенных органов. Выплата пенсии прекращена с 1 апреля 2013 г. Согласно сообщению заместителя начальника Северо-Западного таможенного управления - начальника кадровой службы в ответ на запрос военного комиссара Калининградской области от 26 марта 2013 г. Гусев С.Е. проходил службу в таможенных органах с 22 мая 2006 г. по 11 апреля 2012 г. В результате непредставления сведений в военный комиссариат Калининградской области о факте поступления на службу в таможенные органы Гусев С.Е. незаконно получил пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации за указанный период в размере ... рубля.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 марта 2014 г. иск удовлетворен, с Гусева С.Е. в пользу военного комиссариата Калининградской области взыскано ... рубля и государственная пошлина в размере ... рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 4 июня 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Гусев С.Е. подал в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационную жалобу на указанные судебные постановления, в которой ставил вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C. от 18 сентября 2014 г. отказано в передаче кассационной жалобы Гусева С.Е. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В повторной кассационной жалобе Гусев С.Е. выражает несогласие с решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 марта 2014 г. и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 4 июня 2014 г., просит отменить их, как незаконные.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 10 ноября 2014 г. заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаевым В.И. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 17 декабря 2014 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2014 г. отменено, кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель военного комиссариата Калининградской области, о причинах неявки не сообщил. Калининградская областная таможня, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы Гусева С.Е., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гусев С.Е. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в Калининградском высшем военно-морском училище.
Приказом Главнокомандующего ВМФ от 28 марта 1998 г. N 082 капитан 2 ранга Гусев С.Е. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава приказом начальника Калининградского высшего военно-морского училища от 6 апреля 1998 г. N 89 с 7 мая 1998 г.
13 мая 1998 г. Гусев С.Е. обратился в военный комиссариат с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, к заявлению приложил расчетную книжку и письменное обязательство немедленно сообщать в банк и в пенсионный отдел военного комиссариата обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение.
С 8 мая 1998 г. Гусеву С.Е. военным комиссариатом Калининградской области назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
20 марта 2013 г. Гусев С.Е. обратился в центр социального обеспечения военного комиссариата Калининградской области с заявлением о прекращении выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в связи с переходом на пенсию по линии таможенных органов.
С 1 апреля 2013 г. выплата Гусеву С.Е. пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации прекращена в связи с переходом на пенсию в другое ведомство.
Судом также установлено, что с 22 мая 2006 г. по 11 апреля 2012 г. Гусев С.Е. проходил службу в таможенных органах в различных должностях.
Приказом начальника Калининградской областной таможни от 6 апреля 2012 г. N 188-к полковник таможенной службы Гусев С.Е., занимающий должность начальника оперативно-розыскного отдела Калининградской областной таможни, уволен с 11 апреля 2012 г. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Приказом вр.и.о. начальника Калининградской областной таможни от 12 апреля 2012 г. Гусев СЕ. принят на государственную гражданскую службу в Калининградскую областную таможню на должность ...
Приказом вр.и.о. начальника Калининградской областной таможни от 26 декабря 2013 г. контракт с Гусевым С.Е. расторгнут по инициативе последнего.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным комиссариатом Калининградской области требования о взыскании с Гусева С.Е. как незаконных полученных им в период службы в таможенных органах сумм пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, суд со ссылкой на ст. 1102 и 1107 ГК РФ, на положения статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Гусева С.Е. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, однако этого сделано не было по причине недобросовестных действий Гусева С.Е., который не выполнил своего обязательства и не сообщил пенсионному органу о поступлении на службу в таможенные органы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-1) установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона Российской Федерации N 4468-1).
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Судебная коллегия находит обоснованным довод кассационной жалобы Гусева С.Е. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
Таким образом, вывод суда о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Гусева С.Е. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, Судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Исходя из изложенного вынесенные по данному делу судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций Судебная коллегия признает незаконными. Они вынесены с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Гусева С.Е., что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для их отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое решение и отказать в удовлетворении иска военного комиссариата Калининградской области к Гусеву Сергею Евгеньевичу о взыскании незаконно полученной пенсии, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 4 июня 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска военного комиссариата Калининградской области к Гусеву С.Е. о взыскании незаконно полученной пенсии.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2015 г. N 71-КГ14-10
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2015 г., N 9