Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 11-АПГ14-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению гражданина Моисеева Ф.В.
о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2013 г. N 5-49/тэ "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Генерирующая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям",
по апелляционной жалобе гражданина Моисеева Ф.В.
на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Садыковой Э.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
гражданин Моисеев Ф.В. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Комитет по тарифам) от 18 декабря 2013 г. N 5-49/тэ "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Генерирующая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям".
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2014 г. производство по делу по заявлению гражданина об оспаривании постановления Комитета по тарифам от 18 декабря 2013 г. N 5-49/тэ "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Генерирующая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям" прекращено в части: установления тарифа для потребителей открытого акционерного общества "Генерирующая компания" в г. Казани, г. Нижнекамске, Афанасьевском сельском поселении, Красноключинском сельском поселении Нижнекамского муниципального района, г. Заинске, Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан; установления для потребителей ОАО "Генерирующая компания" в г. Набережные Челны Республики Татарстан: в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения одноставочного тарифа без учёта налога на добавленную стоимость в период с 1 января по 30 июня 2014 года в размере 1186,51 руб./Гкал; для населения одноставочного тарифа с учётом налога на добавленную стоимость в период с 1 января по 30 июня 2014 года в размере 1400,08 руб./Гкал.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2014 г. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Комитета по тарифам от 18 декабря 2013 г. N 5-49/тэ "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Генерирующая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям" в части установления для потребителей ОАО "Генерирующая компания" в г. Набережные Челны Республики Татарстан: в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения одноставочного тарифа без учёта налога на добавленную стоимость в период с 1 июля по 31 декабря 2014 года в размере 1219,71 руб./Гкал; для населения одноставочного тарифа с учётом налога на добавленную стоимость в период с 1 июля по 31 декабря 2014 года в размере 1439,26 руб./Гкал.
Не согласившись с решением суда, гражданин Моисеев Ф.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, поскольку при рассмотрении дела суд не учёл положения статьей 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, а также отсутствуют доказательства экономической обоснованности установленного тарифа.
В возражениях на апелляционную жалобу Комитет по тарифам, ОАО "Генерирующая компания", прокуратура Республики Татарстан просят оставить решение суда без изменения как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм права, подлежащих применению.
Моисеев Ф.В., представитель ОАО "Генерирующая компания" и прокуратура Республики Татарстан, извещённые в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Комитета по тарифам от 18 декабря 2013 г. N 5-49/тэ "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Генерирующая компания" потребителям, другим теплоснабжающим организациям" установлены тарифы на тепловую энергию ОАО "Генерирующая компания", осуществляющего её поставку потребителям и другим теплоснабжающим организациям, с календарной разбивкой, согласно приложению к этому постановлению.
В приложении к названному постановлению установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей данной организации, в том числе для потребителей в г. Набережные Челны Республики Татарстан: в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения одноставочного тарифа без учёта налога на добавленную стоимость в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в размере 1219,71 руб./Гкал; для населения одноставочного тарифа с учётом налога на добавленную стоимость в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в размере 1439,26 руб./Гкал.
Данное постановление является нормативным правовым актом, опубликованным 21 декабря 2013 г. на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан p://pravo.tatarstan.ru, а также 16 мая 2014 г. в печатном издании - "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", N 36.
Гражданин Моисеев Ф.В. как потребитель жилищно-коммунальных услуг в г. Набережные Челны Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим этого постановления, указав на то, что размер установленного тарифа, по его мнению, является экономически необоснованным и завышенным, в связи с чем заявитель считает, что тариф должен быть установлен из его расчёта, определяемого из стоимости одного кубометра природного газа, количества тепловой энергии, выделяемой при его сгорании, 50 процентов прибавки к себестоимости одной Гкалории тепла в качестве расходов на транспортировку горячей химически очищенной воды, зарплату и инвестиции.
Разрешая дело, суд проверял оспариваемое постановление только в той части, которая затрагивает права и законные интересы заявителя, что согласуется с позицией, изложенной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству в области регулирования тарифов на тепловую энергию.
Выводы суда являются мотивированными, основаны на анализе подлежащего применению по данному делу законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) является Комитет по тарифам в соответствии с Положением о Государственном комитете по тарифам Республики Татарстан, утверждённым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 г. N 468.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2, частью 1 статьи 5, подпунктом 1 части 2 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчёты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя). Установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов. К основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения федеральный законодатель относит обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надёжному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 8 Основ ценообразования предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной и в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учётом региональных и иных особенностей.
В пункте 15 Основ ценообразования определено, срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Полномочия по установлению предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" возлагаются на ФСТ России.
В Приказе ФСТ России от 15 октября 2013 г. N 191-э/2 установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию по Республике Татарстан: с 1 января по 30 июня 2014 года в размере 100%, а с 1 июля по 31 декабря 2014 года - в размере 105,1%.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорные тарифы не превышают предельных индексов предельно возможного изменения действующих тарифов. При этом рост тарифа на тепловую энергию для потребителей в г. Набережные Челны Республики Татарстан к тарифу, установленному на первое полугодие 2014 года, составил 102,8%.
При рассмотрении дела суд первой инстанции проанализировал содержание Закона о теплоснабжении (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 - о полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения на установление тарифов; часть 1 статьи 9 - о методах регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе экономически обоснованных расходов (затрат); части 2, 5 статьи 10 - о том, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, и они могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учётом региональных и иных особенностей), а также пункты 8, 16, 44 Основ ценообразования и сделал вывод о том, что нормативное регулирование, установленное Комитетом по тарифам, по способам и методу установления тарифов на тепловую энергию (мощность), периодам их действия и соблюдению максимального предельного уровня тарифов не противоречит перечисленным выше требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться с позицией суда первой инстанции.
Доводы заявителя об экономической необоснованности установленного тарифа не были подтверждены со ссылкой на нормативные правовые акты и конкретные обстоятельства дела ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Как правильно указал суд, заявитель, оспаривая данное постановление и предлагая свой расчёт тарифа, не соглашается с нормами законодательства, устанавливающими порядок и методику формирования тарифа в области теплоснабжения.
Между тем, предмет регулирования по данному вопросу в силу Закона о теплоснабжении является компетенцией соответствующего органа исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования цен, тарифов.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и не имеют отношения к рассматриваемому делу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не усматривается.
С учётом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу гражданина Моисеева Ф.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2015 г. N 11-АПГ14-27
Текст определения официально опубликован не был