Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2015 г. N 4-КГ14-42
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Кириллова B.C.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 февраля 2015 г. дело по иску военного комиссариата Московской области к Феценко Д.В. о взыскании незаконно полученных сумм пенсии
по кассационной жалобе Феценко Д.В. на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 октября 2013 г. в редакции определения этого же суда от 8 ноября 2013 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 апреля 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Феценко Д.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя военного комиссариата Московской области Матирного А.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к Феценко Д.В. о возмещении ущерба, причиненного государству в виде незаконно полученных сумм пенсии в размере ... рублей ... копеек.
В обоснование заявленных требований военный комиссариат Московской области ссылался на то, что с 20 июля 2010 г. Феценко Д.В. назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-I). Начисление пенсии за выслугу лет осуществлялось военным комиссариатом Московской области, а перечисление на вклад Феценко Д.В. производилось через Управление сопровождения операций физических лиц ПЦП Центра сопровождения клиентских операций ОАО "Сбербанк России" г. Тулы и Наро-Фоминское отделение N ... ОАО "Сбербанк России" г. Наро-Фоминска. В 2011 году Феценко Д.В. поступил на службу в Центральную акцизную таможню Федеральной таможенной службы Российской Федерации, однако военный комиссариат узнал о данном обстоятельстве только в июне 2013 года, в связи с чем с 1 июля 2013 г. приостановил ему выплату пенсии. В результате непредставления сведений в военный комиссариат Московской области о поступлении на службу в таможенные органы Феценко Д.В. незаконно получил пенсию за выслугу лет в период с 1 сентября 2011 г. по 30 июня 2013 г. в размере ... рублей ... копеек.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 октября 2013 г. в редакции определения этого же суда от 8 ноября 2013 г. об исправлении описки иск удовлетворен. С Феценко Д.В. в пользу военного комиссариата Московской области взыскано неосновательное обогащение в сумме ... рублей ... копеек и госпошлина в размере ... рублей ... копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 апреля 2014 г. указанное решение оставлено без изменения.
Феценко Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 5 ноября 2014 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 26 декабря 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы Феценко Д.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, майор Феценко Д.В. - ... войсковой части ... приказом командующего космическими войсками от 5 июля 2010 г. N 067 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с 15 июля 2010 г. С 19 июля 2010 г. исключен из списков личного состава войсковой части ... и направлен на учет отдела военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминску и Наро-Фоминскому району.
22 ноября 2010 г. Феценко Д.В. обратился с заявлением к военному комиссару Наро-Фоминского района о назначении пенсии с письменным обязательством немедленно сообщать в банк и в пенсионный отдел военного комиссариата обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение.
С 20 июля 2010 г. Феценко Д.В. - майору запаса назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-I.
С 10 августа 2011 г. Феценко Д.В. поступил на службу в таможенные органы Российской Федерации, был назначен на должность отделения ... акцизной таможни. Приказом начальника таможни от 2 сентября 2011 г. N 104-А Феценко Д.В. присвоено специальное звание - старший лейтенант таможенной службы.
24 августа 2011 г. начальником таможни в адрес начальника отдела военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминску и Наро-Фоминскому району направлено сообщение о том, что гражданин Феценко Д.В., подлежащий воинскому учету, принят на службу в Центральную акцизную таможню.
Из искового заявления следует, что сведения о том, что Феценко Д.В. является сотрудником таможни, стали известны военному комиссариату г. Наро-Фоминска и Наро-Фоминского района в июне 2013 года, в связи с чем с 1 июля 2013 г. выплата пенсии Феценко Д.В. была приостановлена.
Согласно справке-расчету военного комиссариата Московской области от 5 сентября 2013 г. N 1299 Феценко Д.В., пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации, была начислена пенсия за выслугу лет после его трудоустройства на службу в таможенные органы (в связи с отсутствием указанных данных в военном комиссариате Московской области) в сумме ... рублей ... копеек за период с 1 сентября 2011 г. по 30 июня 2013 г. Указанные средства, как следует из выписки, поступили на лицевой счет по вкладу Феценко Д.В. в ОАО "Сбербанк России".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным комиссариатом Московской области требования о взыскании с Феценко Д.В. как незаконно полученных им в период службы в таможенных органах сумм пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, суд со ссылкой на ст. 1102 ГК РФ, на положения ст.ст. 6 и 13 Закона Российской Федерации N 4468-I и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Феценко Д.В. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, однако этого сделано не было по причине ненадлежащего выполнения Феценко Д.В. обязанности по уведомлению пенсионного органа о поступлении на службу в таможенные органы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" следует читать как "от 21 июля 1997 г."
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-I, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-I засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона Российской Федерации N 4468-I).
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-I.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Судебная коллегия находит обоснованным довод кассационной жалобы Феценко Д.В. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-I могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
Таким образом, вывод суда о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Феценко Д.В. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, Судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Исходя из изложенного вынесенные по данному делу судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций Судебная коллегия признает незаконными. Они вынесены с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Феценко Д.В., что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для их отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое решение и отказать в удовлетворении иска военного комиссариата Московской области к Феценко Д.В. о взыскании незаконно полученных сумм пенсии, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 октября 2013 г. в редакции определения этого же суда от 8 ноября 2013 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 апреля 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска военного комиссариата Московской области к Феценко Д.В. о взыскании незаконно полученных сумм пенсии.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов B.C. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2015 г. N 4-КГ14-42
Текст определения официально опубликован не был