Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть I.
Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Шаг 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.
Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:
один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций*(3).
Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу "Дополнительные характеристики", в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*(4)).
Результаты анализа можно оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1. Связь образовательной программы с профессиональными стандартами
Наименование программы |
Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких) |
Уровень квалификации |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе "Общая характеристика образовательной программы"*(5) или иных документах, входящих в ее состав - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.
Шаг 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или обновлении основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки)
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с ФГОС или ОС, а дополнительные профессиональные программы - программы профессиональной переподготовки (далее - программы профессиональной переподготовки) на основании профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования (далее - СПО и ВО) к результатам освоения образовательных программ.
Таким образом, при разработке данных программ возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС и профессиональный(ые) стандарт(ы).
Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ СПО.
В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания. В профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины "вид профессиональной деятельности", "обобщенные трудовые функции", "трудовые функции", "трудовые действия"*(6). В образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин "компетенция"*(7).
В то же время для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: проводилась последовательная декомпозиция предмета описания на основе правил относительной автономности элементов, описания на языке действий и т.п. Это делает возможным проведение сопоставления с использованием таблицы 2.
Таблица 2. Сопоставление единиц ФГОС СПО и профессиональных стандартов
ФГОС СПО |
Профессиональный стандарт |
Выводы |
Виды деятельности (ВД) |
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) или трудовые функции (ТФ) соответствующего уровня квалификации |
|
Профессиональные компетенции по каждому ВД |
Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия |
|
Практический опыт по каждому ВД |
Трудовые функции или трудовые действия |
|
Умения |
Умения |
|
Знания |
Знания |
|
Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.
На основании сравнения можно сделать следующие выводы:
о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);
о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;
о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;
о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;
о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).
Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями. Внесенные в программу изменения, дополнения и их обоснование могут быть описаны в разделе "Общая характеристика образовательной программы" или иных документах, входящих в ее состав - паспорте образовательной программе, пояснительной записке и т.п.
Сопоставление ФГОС и профессиональных стандартов при разработке программ профессиональной переподготовки.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (часть 5 статьи 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Для их определения и может использоваться профессиональный стандарт. При этом необходимо учесть различия терминологии, используемой в образовании, и в профессиональных стандартах, о которых говорилось выше. Вид профессиональной деятельности, квалификация, упоминаемые в цитируемой статье закона, в профессиональном стандарте в большинстве случаев соответствуют обобщенной трудовой функции, иногда - трудовой функции.
Как правило, в рамках программы профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция (трудовая функция). Решение о разработке соответствующей программы целесообразно принимать с учетом актуальной и перспективной востребованности той или иной профессии (специальности) на рынке труда, а также наличия в организации необходимого ресурсного обеспечения или возможности его развития.
Далее необходимо найти ФГОС, отвечающий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования к результатам подготовки с описанием квалификации в профессиональном стандарте.
При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих СПО, используется методика, аналогичная описанной для основных программ СПО (см. п. 3.1 данных рекомендаций). Сопоставление проводится с использованием таблицы 3.
Таблица 3. Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС СПО
Профессиональный стандарт |
ФГОС СПО |
Выводы |
Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации |
Вид деятельности (ВД) |
|
Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия |
Профессиональные компетенции по ВД |
|
Трудовые функции или трудовые действия |
Практический опыт по ВД |
|
Умения, другие характеристики трудовых функций |
Общие компетенции (ОК) |
|
Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции. Соответствующий им элемент в профессиональных стандартах отсутствует, поскольку в них изначально зафиксирован уровень образования, необходимый для выполнения ОТФ и ТФ, что, в свою очередь, подразумевает наличие у выпускника общих компетенций, соответствующих этому уровню. В то же время по каждой трудовой функции в профессиональном стандарте, кроме трудовых действий, умений и знаний, могут быть приведены дополнительные характеристики, которые в ряде случаев можно использовать для дополнения перечня общих компетенций. Полезным для этого также может оказаться анализ умений, поскольку именно они в профессиональном стандарте, как правило, содержат требования к соблюдению промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, профессиональной этики, владения иностранными языками и т.д.
При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих ВО, содержание таблицы несколько меняется (таблица 4).
Таблица 4. Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС ВО
Профессиональный стандарт |
ФГОС ВО |
Выводы |
Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации |
Виды профессиональной деятельности (ВПД) |
|
Трудовые функции или трудовые действия |
Профессиональные задачи, профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК) |
|
Умения, другие характеристики трудовых функций |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) |
|
Виды профессиональной деятельности, освоение которых предусмотрено ФГОС высшего образования (научно-исследовательская, проектная, производственная, организационно-управленческая и др.) являются "сквозными", поэтому при сопоставлении необходимо выбрать те из них, которые служат основой овладения выбранной квалификацией (обобщенной трудовой функцией или трудовой функцией).
С учетом различия подходов, использованных при составлении характеристики профессиональной деятельности и определении требований к результатам освоения образовательной программы в ФГОС ВО и описании квалификации в профессиональных стандартах, в каждом конкретном случае разработчики должны самостоятельно определить, какие единицы профессионального стандарта и как корреспондируют с единицами ФГОС.
Выводы, которые можно сделать на основе сравнения, могут содержать формулировки требований к результатам освоения программы с использованием терминологии, принятой в образовании, и должны обеспечивать их соответствие как ФГОС, так и профессиональным стандартам.
Шаг 4. Формирование результатов освоения программы с учетом профессионального стандарта
Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы.
В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.
В высшем образовании в зависимости от уровня программы это общекультурные (OК) или универсальные (УК) компетенции, общепрофессиональные компетенции (ОПК), а также сгруппированные по видам профессиональной деятельности профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК).
В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и (или) новые компетенции; для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Формирование результатов освоения программ профессионального обучения и СПО.
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы СПО, соответствующие ФГОС и учитывающие требования профессионального стандарта (стандартов), удобно представить в формате таблицы (таблица 5).
Таблица 5. Результаты освоения программы СПО
Виды деятельности |
Профессиональные компетенции |
1 |
2 |
ВД 1 ... |
ПК 1.1. ... |
|
ПК 1.n. ... |
ВД n ... |
ПК n.1. ... |
|
ПК n.n. ... |
Общие компетенции (ОК): _________________________________________________ |
Аналогичная таблица может быть составлена для основных программ профессионального обучения. В силу их меньшей наукоемкости и сложности таблица может быть дополнена столбцами "Практический опыт" (столбец 3), "Умения" (столбец 4), "Знания" (столбец 5). При определении результатов освоения программ профессионального обучения целесообразно ориентироваться на следующие единицы профессионального стандарта (таблица 6).
Таблица 6. Определение результатов освоения программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта
Профессиональный стандарт |
Программа профессионального обучения |
Вид профессиональной деятельности (ВПД) |
освоение ВПД, как правило, связано с рядом преемственных программ профессионального обучения |
Обобщенная трудовая функция |
как правило, соответствует профессии в целом или виду деятельности, входящему в ее состав |
Трудовая функция |
как правило, соответствует профессиональной компетенции |
Трудовое действие |
основа описания практического опыта |
Умение |
основа определения перечня умений |
Знание |
основа определения перечня знаний |
При формировании результатов освоения программ профессионального обучения - программ переподготовки и программ повышения квалификации рабочих, служащих важно учесть уже имеющуюся у них квалификацию и составляющие ее профессиональные компетенции, умения и знания.
Формирование результатов освоения дополнительных профессиональных программ.
В таблице результатов освоения программы профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями к таким программам*(8) необходимо представить характеристику новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций или характеристику компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения ДПП (таблица 7).
Таблица 7. Результаты освоения программы профессиональной переподготовки
Виды деятельности |
Профессиональные компетенции или трудовые функции*(9) |
Практический опыт |
Умения |
Знания |
ВД 1 ... |
ПК 1.1. ... |
|
|
|
|
ПК 1.n. ... |
|
|
|
ВД n ... |
ПК n.1. ... |
|
|
|
|
ПК n.n. ... |
|
|
|
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) и (или) общие (общекультурные) компетенции (ОК) или универсальные компетенции (УК)*(10) ______________ |
Программы повышения квалификации обеспечивают ее актуализацию (соответствие требованиям профессиональных стандартов) в условиях изменения целей, содержания, технологий, нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в той или иной сфере.
В таблице результатов освоения программы повышения квалификации в соответствии с требованиями к таким программам*(11) необходимо представить перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого, рекомендуется также отразить изменения, происходящие на уровне практического опыта, умений и знаний (таблица 8).
Таблица 8. Результаты освоения программы повышения квалификации
Имеющаяся квалификация (требования к слушателям): ______________________ | ||||
Виды деятельности |
Профессиональные компетенции |
Практический опыт |
Умения |
Знания |
ВД 1 ... |
ПК 1.1. ... |
|
|
|
|
ПК 1.n. ... |
|
|
|
ВД n ... |
ПК n.1. ... |
|
|
|
|
ПК n.n. ... |
|
|
|
Общие компетенции (при наличии) _________________________________________ |
Шаг 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе
Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация. Ее оценка имеет специфику в сравнении с оценкой умений и знаний. Существующий опыт оценки квалификаций не является массовым. В связи с этим в данном разделе будут рассмотрены именно вопросы оценки профессиональной квалификации, а не освоения отдельных дисциплин и иных компонентов образовательной программы.
Существуют следующие особенности оценки квалификации:
оценка квалификации имеет интегративный (целостный) характер: сумма результатов оценивания знаний и умений не дает возможности судить о готовности их применять и не может привести к выводу о наличии квалификации. Квалификацию необходимо оценивать в целом, при выполнении деятельности в реальных условиях или максимально приближенных к ним;
оценка квалификации, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить квалификацию одномоментно и за короткий период времени чаще всего невозможно.
Объективность оценки квалификации может быть достигнута за счет ее проведения независимыми экспертами на основании четко сформулированных (диагностичных) показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки.
Организация оценки квалификации при освоении образовательных программ.
Оценка квалификации (квалификационный экзамен) может проводиться единовременно или по накопительной схеме, в несколько этапов, следующих друг за другом с различными временными промежутками.
При освоении профессиональных образовательных программ оценка квалификации может проводиться в рамках промежуточной и (или) итоговой аттестации.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 5 статьи 59). Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации (часть 3 пункта 10 статьи 28).
Организация оценки квалификации при освоении программ профессионального обучения.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (часть 1 статьи 74). Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (часть 3 статьи 74).
Организация оценки квалификации при освоении программ СПО.
При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).
ФГОС СПО обеспечивают оценку профессиональной квалификации с учетом требований профессиональных стандартов путем предъявления следующих требований:
фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и должны утверждаться образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей;
содержание квалификационного экзамена должно быть максимально приближенным к условиям будущей профессиональной деятельности выпускников, к проведению экзамена в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели;
тематика выпускной квалификационной работы для программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии, предусмотренного ФГОС. Выпускная квалификационная работа должна включать практическую квалификационную работу и письменную экзаменационную работу.
тематика выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта) для программ подготовки специалистов среднего звена должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Организация оценки квалификации при освоении дополнительных профессиональных программ.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" освоение дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. Таким образом, для ДПП законом не предусматривается никаких ограничений на разработку содержания и организации квалификационных экзаменов.
6. Последовательность разработки средств оценки квалификации
Разработка средств оценки квалификации имеет итерационный характер, но в целом соблюдается следующая последовательность этапов.
Этап 1. Выбор предмета оценивания. Предмет оценивания (освоение квалификации) декомпозируется до компетенций. Целесообразно разрабатывать комплексные задания, проверяющие группу связанных компетенций (профессиональных (профессионально специализированных) и общих (общекультурных, универсальных). Декомпозиция предмета оценивания до умений, знаний возможна в случае, когда этого требует специфика квалификации и (или) необходим допуск к основным квалификационным испытаниям*(12).
Этап 2. Выбор объекта оценивания. На этом этапе необходимо определить объект(ы) оценивания для каждой компетенции или группы компетенций. Объектами оценки могут служить: продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно.
Процесс оценивается когда:
необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.;
значим временной фактор (необходим хронометраж);
продукт (результаты) выполнения трудовых функций имеют отсроченный характер и/или оцениваются сложней, чем процесс.
Продукт деятельности оценивается когда:
не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);
сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или процесс выполняется длительное время).
Продукт деятельности может представляться готовым или создаваться "здесь и сейчас". Последнее обеспечивает самостоятельность выполнения работы, но невозможно, если она занимает длительное время. В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
Решение об оценке квалификации на основе оценки только продуктов деятельности, только процесса деятельности или необходимости оценки и продуктов, и процесса деятельности необходимо принимать с учетом специфики той или иной профессиональной деятельности, описанной в профессиональных стандартах преимущественно на уровне умений.
Конкретными объектами оценки могут выступать: изготовленные продукты и (или) процесс деятельности, а также документированные подтверждения результатов выполнения соответствующей деятельности (портфолио документов). Портфолио документов чаще всего не может быть единственной формой доказательства освоения квалификации, использоваться для оценки освоения всех компетенций. Обычно портфолио дополняется выполнением какого-либо задания на экзамене.
Этап 3. Определение ресурсного обеспечения оценивания.
На этом этапе необходимо определить:
какое время необходимо для выполнения деятельности,
где она должна выполняться (можно ли/целесообразно ли продемонстрировать деятельность в модельных, имитационных условиях или необходимы реальные условия);
в каких условиях (на каком оборудовании, какими материалами и т.д.) должен/может пользоваться экзаменуемый.
Этап 4. Выбор методов и разработка процедуры оценивания.
Методы оценивания достаточно разнообразны:
выполнение практического задания на экзамене, в том числе разработка и защита проекта (модели, подхода, решения и т.п.);
анализ случая (кейс-стади) на экзамене;
анализ портфолио документов, в том числе резюме (CV) и/или собеседование по документам;
анализ видеозаписи выполнения работ (фрагментов работ) и/или собеседование по работам, защита проекта.
Методы оценивания необходимо выбирать так, чтобы их совокупность обеспечивала соответствие процедуры принципам оценивания (см. п. 6.1). Также важно обеспечить оптимальную ресурсоемкость процедуры (см. этап 3).
Таким образом, на данном этапе необходимо:
продумать организацию экзамена: наличие этапов и их длительность, состав и последовательность выполнения заданий и их составляющих (подготовка/выполнение задания, ответ/защита/собеседование и т.д.);
определить требования к количеству и квалификации экспертов (экзаменаторов);
определить степень публичности процедуры оценки: от присутствия только экспертов (экзаменаторов) до открытой процедуры защиты (презентации, собеседования, выполнения практической работы и т.п).
Этап 5. Определение показателей и критериев оценки.
Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества объекта оценивания.
Критерии - признаки, на основании которых проводится оценка показателя. Критерии позволяют дать бинарную оценку этому показателю, однозначно ответить: "да - нет", "выполнено - не выполнено".
Показатели и критерии оценки результата:
должны позволять давать достоверную (валидную, надежную) и объективную (независимую от частного мнения или отдельных суждений) оценку;
показателей и критериев не должно быть много;
формулировки показателей и критериев должны быть понятными не только для экзаменаторов (экспертов), но и для наблюдателей и испытуемых.
Для формулировки показателей и критериев оценки процесса и (или) результатов деятельности может оказаться полезным анализ соответствующих умений и знаний, перечисленных в профессиональном стандарте. Кроме этого, если объектом оценки выступает процесс деятельности, то одним из показателей его оценки, как правило, выступает соблюдение технологии, предусмотренных ею этапов деятельности. В этом случае критерии оценки могут быть сформулированы на основе перечня трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте и обеспечивающих выполнение трудовой функции.
Этап 6. Формирование типового задания.
Задание для проверки овладения профессиональной квалификацией обычно представляет собой фрагмент профессиональной деятельности. Задания могут выполняться в реальной или моделируемой производственной (трудовой) среде. В любом случае важно определить ее обязательные элементы, то есть назвать необходимое оборудование, условия его применения и т.д.
Этап 7. Формирование фонда оценочных средств.
Типовое задание представляет собой обобщенную формулировку, на базе которой путем конкретизации разрабатываются варианты задания за счет видоизменения предмета, материалов, технологий и прочих условий задачи.
Шаг 6. Формирование структуры и содержания программы
Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС.
ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена. Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение. Таким образом, в данном случае реализуется модульно-компетентностный подход.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов может использоваться при реализации любых программ.*(13) Таким образом, при реализации программ профессионального обучения, программ ВО и ДПО, ориентированных на освоение или совершенствование профессиональной квалификации, может использоваться как модульно-компетентностный, так и иной подход к формированию структуры образовательной программы.
Разработка программы учебной и производственной практики.
При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта. Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Предлагаемая логика разработки зафиксирована в таблице 9.
Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.
Таблица 9. Формирование содержания практики
Результаты (освоенные компетенции) |
Виды работ на практике |
1 |
2 |
Вид деятельности _________________________ Объем практики/стажировки (в неделях/часах и (или) зачетных единицах) ____ | |
|
|
Вид деятельности _________________________ Объем практики/стажировки (в неделях/часах и (или) зачетных единицах) _____ | |
|
|
При необходимости содержание практики может быть структурировано на производственную и учебную практики.
ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Формирование структуры "теоретической части" программы и разработка программ учебных дисциплин, модулей, курсов.
После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура "теоретической части" программы. При этом удобно использовать следующую таблицу.
Таблица 10. Определение структуры "теоретической части" программы
Результаты обучения (компетенции) |
Умения и знания |
Учебные курсы, дисциплины, модули, программы |
1 |
2 |
|
|
Должен уметь __________________________ Должен знать __________________________ |
|
|
Должен уметь __________________________ Должен знать __________________________ |
|
... |
... |
|
В первом столбце перечисляются все компетенции, освоение которых предусмотрено программой (общепрофессиональные и (или) профессиональные и (или) профессионально-специализированные и (или) общие (общекультурные, универсальные). Компетенции группируются в соответствии с осваиваемыми видами (профессиональной) деятельности с учетом того, что общие (общекультурные, универсальные) компетенции развиваются при освоении любого вида (профессиональной) деятельности.
Умения и знания, являющиеся основой формирования (совершенствования) компетенций, определяются на основе ФГОС (для программ СПО) и примерных программ (для основных программ), а также профессиональных стандартов.
Для основных программ среднего профессионального образования профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации умений и знаний, освоение которых предусмотрено ФГОС и (или) примерными программами.
Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессиональной переподготовки, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности на основе ФГОС.
Умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессионального обучения и программ повышения квалификации, определяются на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов и могут быть дополнены с учетом принципа дидактической целесообразности.
В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).
Далее на основе этой таблицы разрабатываются программы каждой дисциплины, модуля, курса. Рекомендуемая логика разработки зафиксирована в таблице 11.
Таблица 11. Формирование программ учебных курсов, дисциплин, модулей
Результаты (освоенные компетенции) |
Должен уметь |
Темы лабораторных работ, практических занятий |
Должен знать |
Темы теоретической части обучения |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
Шаг 7. Разработка учебного плана и календарного графика
На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность. С точки зрения соответствия программы требованиям профессионального стандарта этот этап важен, так как позволяет закрепить приоритеты в освоении того или иного вида деятельности, определяющего направленность (профиль) программы путем перераспределения объемов времени (зачетных единиц), отводимых на освоение различных элементов программы.
Шаг 8. Экспертиза образовательной программы
Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:
представителей работодателей и объединений работодателей, поскольку именно они лучше других могут оценить соответствие заявленных результатов освоения программы требованиям профессиональных стандартов;
представителей обучающихся (студентов, аспирантов (адъюнктов), ординаторов, ассистентов-стажеров старших курсов, слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения) или выпускников, поскольку они отражают мнение непосредственных потребителей образовательных услуг;
педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.